![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Смазочные масла
Смазочное масло представляет собой масляную основу - базовое масло, в которую вводят присадки разного функционального назначения. Масла можно классифицировать происхождению, способу получения и по назначению. По происхождению все смазочные масла делят на нефтяные, или минеральные, синтетические и смешанные, содержащие в своем составе нефтяной и синтетический компоненты в разных соотношениях. Кроме того, нефтяные масла можно подразделить на дистиллятные, получаемые из вакуумных дистиллятов и остаточные, получаемые из остатков перегонки нефти - гудронов. По способу получения нефтяные масла подразделяются на масла, полученные кислотно-щелочной, кислотно-контактной, селективной очисткой, либо гидроочисткой. В последнее время широко применяются масла гидрокрекинга. По назначению масла делятся на моторные, индустриальные, трансмиссионные, компрессорные, турбинные, и другие. Моторные масла по объему производства и потребления уверенно занимают лидирующую позицию. Их производиться более 55% от общего объема смазочных масел. Вторую большую группу составляют индустриальные масла; объем их выпуска около 30%. Намного меньше производится трансмиссионных масел - около 10%. Общий объем выпуска всех остальных групп масел составляет около 5 %.
Рис.2. Классификация масел по происхождению
Моторные масла - это те смазочные масла, которые применяются в двигателях внутреннего сгорания для смазывания цилиндро-поршневой группы и подшипников коленчатого вала. Индустриальные масла применяют для смазки машин и механизмов различного промышленного оборудования - редукторов станков, лебедок, направляющих скольжения, прокатных станов и др. К трансмиссионным маслам относятся масла для смазывания, в первую очередь, трансмиссий автомобильной и автотракторной техники - коробки передачи, дифференциала, а также других высоконагруженных цилиндрических, конических, спирально-конических, гипоидных и др. зубчатых передач.
Рис.3. Классификация масел по областям применения.
Не зависимо от области применения смазочные масла выполняют следующие функции: - уменьшают трение, возникающее между трущимися поверхностями сопряженных деталей; - снижают износ и предотвращают задир; - отводят тепло от трущихся деталей; - защищают трущиеся поверхности от коррозионного воздействия внешней среды. Кроме того, масла должны обладать: - оптимальными вязкостно-температурными свойствами для облегчения запуска машин и механизмов при низких температурах окружающего воздуха, для снижения износа трущихся деталей и уменьшения потерь мощности машины или механизма на трение; - хорошими смазочными свойствами для облегчения надежной смазки на всех режимах работы объекта; - достаточной антиокислительной стойкостью, препятствующей значительному изменению химического состава масла в процессе его работы; - хорошими моющими свойствами с целью снижения склонности к образованию отложений на нагретых металлических поверхностях и в системе смазки; - высокими противокоррозионными свойствами по отношению к конструкционным материалам, особенно к цветным металлам и сплавам при рабочих температурах масла; - удовлетворительными защитными свойствами для предохранения металлов от атмосферной коррозии прежде всего в период остановки машины или механизма. Кроме этого, смазочное масло должно обладать: низкой испаряемостью, малой пенообразующей способностью и эмульгируемостью, не должно оказывать отрицательного воздействия на уплотнительные материалы, не отличаться высокой токсичностью и не подвергаться биоповреждениям, а также не вызывать загрязнения окружающей среды, не изменять своих свойств при хранении, легко транспортироваться и перекачиваться.
|