Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прогнозирование продаж с применением аддитивной модели с учетом сезонных колебаний.
Целью практического занятия является закрепление материала по теме прогнозирование продаж, ознакомление с моделями сезонных колебаний и построение аддитивной модели с учетом сезонных вариаций. Для аддитивной модели фактическое значение продаж выглядит следующим образом: (4.1) где – фактические значения; – модель трендовой составляющей прогноза (может быть как линейной, так и нелинейной функцией); – модель сезонной составляющей (обычно задаётся тригонометрической функцией); – ошибка аддитивной модели. Особенностью динамического ряда является явно выраженная сезонность, которая учитывается с помощью тригонометрических функций. Так, например, модель тренда может иметь следующий вид: (4.2) где – объем продаж; h – частота колебаний; j – текущее время (квартал); a, b – искомые коэффициенты модели. Задание 4.1. По данным (табл.4.1), представленным в виде динамического ряда поквартальных продаж (тыс.руб.), необходимо построить траекторию тренда и сделать прогноз на два квартала вперед. Таблица 4.1 Объем продаж
Результаты расчётов представить в виде графика , включая прогнозные значения для двенадцатого (x12) и тринадцатого (x13) кварталов. Порядок выполнения задания: 1. Построим график фактических данных продаж для определения частоты колебаний сезонной составляющей (рис.4.1). Рис.4.1 Динамика объёма продаж 2. Определим частота сезонных колебаний из следующего соотношения: 1= Cos(2π) = Cos(hr), (4.3) откуда h = 2π /r, где r – количество кварталов между двумя соседними пиками продаж (период). Первый пик приходится на x4, а второй на x8, т.е. r =4 и, следовательно, имеем h = π /2. 3. Преобразуем нелинейную модель в линейную, для этого необходимо выполнить следующую замену переменных: . (4.4) После замены переменных получаем новую линейную модель сезонных колебаний: (4.5) 4. Рассчитываем коэффициенты a и b модели (4.5), используя метод наименьших квадратов (2.1) – (2.2). Данные для расчёта коэффициентов представлены в табличной форме (табл.4.2). Таблица 4.2 Форма таблицы для расчёта параметров модели сезонных колебаний
5. Производим обратную замену переменных. Искомая модель сезонных колебаний выглядит следующим образом: . 6. Построим график модели сезонных колебаний S(x) с учётом прогнозных значений для x12 и x13. Рис.4.2 Модель сезонных колебаний Задание 4.2. В таблице 4.3 представлены объёмы продаж (тыс.руб.) за последние 12 кварталов. Необходимо рассчитать аддитивную модель на основании этих данных и прогноз объемов продаж на следующий год. Результаты расчётов представить в виде графика , включая прогнозные значения. Таблица 4.3 Объем продаж
Порядок выполнения задания: 1. Построим график фактических данных продаж (рис.4.3). Рис.4.3 Динамика объёма продаж 2. Найдём – линейную трендовую составляющую аддитивной модели с помощью МНК. 3. Рассчитаем – «невязку» трендовой модели с фактическими данными. (4.6) 4. Построим график «невязки» для определения частоты сезонных колебаний. Определим частоту сезонных колебаний. 5. Вычислим параметры модели сезонных колебаний. Для этого преобразуем нелинейную модель сезонных колебаний в линейную модель 6. Рассчитаем значения аддитивной модели. (4.7) 7. Результаты расчётов представим в виде графика , включая прогнозные значения для следующего года. Задание для самостоятельного решения: Задание 4.3. В таблице 4.4 представлены объёмы продаж (тыс.руб.) за последние 12 кварталов. Необходимо рассчитать аддитивную модель на основании этих данных и прогноз объёмов продаж на следующий год. Результаты расчётов представить в виде графика, включая прогнозные значения. Таблица 4.4 Объем продаж
|