Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Г. и ф-я науки
1. Гадамер: «вся наука включает в себя герменевтич, компонент». «Я пытаюсь примирить ф-ю с наукой» Рез-т физич. экспериментов = текст, к-рый интерпретируется. Нет разницы между гуманитар. и ест.науками, - везде есть человек, есть интерпретация, понимание. Дильтей не прав! Понимание шире объяснения. Нет таких наук, к-рые были бы «непонимающими».Наука = часть герменевт. опыта. 2. История науки = не смена парадигм (как у Т. Куна), а смена интерпретаций, конфликт интерпретаций (И. Лакатос) и т.д. 3. Отказ от крайнего сциентизма (есть еще и др. виды опыта) 4. РАСШИРЕНИЕ ГОРИЗОНТОВ НАУКИ
Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII века. 1. Нач. периода 14 век-15-16, 17в.- это новое время, эпоха ноачной революции. «Возрождение» античности и противопоставлнеие этой эпохи темным векам. Этот терми входит в обиход в 19 в. Секуляризация – светский, потивоположное сокральному. В средние века всй что, связано с науко сильно связано с церуоковью. Хдесь формируется светская культура. Процесс секуляризации будет развиаваться. Но речь шла не о разрыве с церковью, а об автономии от церкыи. «гуманизм» связан со словом «Возрождение»., т.е. оперделённое внимание человеку. Теоцентризм сменяется на антропоцентризм. Сам человек становится объектом поклонения. В центре внимания гуманстов была также словесность. Их произведения художественные. Риторика – это не только красиво говорить, но и сикусство формирования человека. «Средний платониум» - риторика начинает восприниматься как часть фолософского образования. «речь о достоинстве человека2 мирандо. Высшие сферы противопоставляются низшим и звйзды одушевлены как в античности»небесная иерархия» Представления о космосе похожи на античные. Человек в античности вписан в этот ксмос, а в эпоху Вохрождения поставлен над этими этажами. Он может стать тем, чем пожелает. «реформацмя» Отрицание церковной иерархии. Человек сам строит свои отношения с богом, а не через посредничесво церкви. Происходит отказ от иерархии, она рущитс. Характерные черты мировоззрения Возрождения (конец XIV- начало XVIIвв): - гуманизм (от Ф. Петрарки) и антропоцентризм - обращение к античному наследию (уже не к отдельным авторам и их отд. работам, а восприятие античного наследия в его полноте) - тенденция пантеизма - возрождение натурфилософии - связь с формирующимся опытным естествознанием, осмысление новых открытий - индивидуализм Леонардо да Винчи: «Мудрость – дочь опыта». Леонардо изложил основы метода нового естествознания: опыт и математический анализ. Он был предшественником Галилея, Декарта, Кеплера, Ньютона и др. основателей современного естествознания. Первым начал борьбу со схоластическим методом, провозгласил основы нового метода и начал применять его к решению конкретных задач, в частности к изучению движения. Открывает явление инерции, но не формулирует закон инерции. Николай Кузанский: предшественник Коперника. «Земля находится в движении, хотя мы этого не ощущаем, потому что мы замечаем движение по сравнению с чем-нибудь неподвижным». Вселенная бесконечна и все ее точки являются равноправными точками отсчета (у Вселенной нет центра). Математизированная модель бытия, трактующая Бога как актуальную бесконечность, " абсолютный максимум", чье " самоограничение" означает " развертывание" Бога в чувственный мир - потенциальную бесконечность. Влияние пифагореизма. (пантеизм? – отождествление Бога и мирового целого) Ответ: Общая характеристика эпохи возрождения: разложение феодальных связей и появление капиталистических отношений. В городах Северной и Средней Италии, возрастание деловой активности человека, возникновение нового мышления_ ГУМАНИЗМА., носителями которого были люди разных специальностей: поэты, философы, ученые, интеллигенция. 1. Леонардо да Винчи (1452-1519 г).Философ, художник. Он определил потребности в философии эпохи возрождения: А) Философия должна быть полезна человеку и науке, ее нельзя держать в плену схоластики и теологии. 2. Основные принципы философского и научного мышления: гуманизм и эмпиризм. Гуманизм воплощается в искусстве, а эпмиризм – в научном знании. Эксперимент необходимое условие научного познания. 3. Роль теории в познавательной деятельности. Опыт и практика должны быть теоретически осмысленны. 4. Необходим математический метод в познании науки. 5. Леонардо занимался исследованием: прохождением звука в твердых и жидких телах., идею о волновом движении света, звука, массы, движения. Был анатомом: открыл систему кровообращения, составил атлас анатомических рисунков.
Центральное место эпохи возрождения является научная революция Коперника (1473-1543) в астрономии: он поместил солнце в центр планетарной системы, заменив геоцентрическую доктрину.(Аристотеля и Птолемея), на ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКУЮ. Коперник наблюдал за движением планет, и составлял таблицы перемещения небесных тел. Коперник предположил, что все планеты движутся вокруг солнца и Земля обходит Солнце за год, вращаясь вокруг своей оси за 24 часа. Составил карты солнечной системы. На это потратил 20 лет. Многие мыслители в эпоху возрождения возвратились к натурфилософии, свободной от диктата теологии и средневековой схоластики. Постулаты церкви уже не были догмой.
Основы натурфилософии научной революции: 1. Пантеизм: принципы самой природы управляют миром, а Бог отождествляется с сущностью природы. 2. Органистический взгляд на мир как на живой, изменяющийся организм, понимание человека, как части природы. 3. Элементы диалектического мышления (совпадение прготивоположностей. 4. Основной подход эпохи В-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ: когда человек становиться центром мира –антропоцентризм, который сформировал общечеловеческие ценности, развитие духовной культуры. В эпоху Ренессанса явилось прологом Нового времени: возрождается свободная от теологии философия, обращение к социальным проблемам, формируется новая картина мира. На основе гелеоцентрической системы. 2. Онтологическая основа философских проблем биологии лежит в предметной области этой науки. Онтологические основания – место органического мира при соотнесении его с социальным и неорганическим. В понимании философских проблем биологии возможно два подхода: внешний (влияние биологии на структуру знания) и внутренний (методология, структура биологического знания, его эволюция). Целостность этим вариантам задает место, которое занимает биологическая форма движения материи среди других форм. Автономизм: цели биологической науки и ее методы отличны от таковых в физике и химии, биологические теории и практика всегда будут самостоятельными и независимыми от типичных методов и теорий физико-математических наук. Провинциализм: биология как наука может развиваться только при использовании методов физики и химии, биологические теории должны быть логическими частями теорий физики и химии.Специфика проблем биологии - понимание сущности и особенностей органического мира по сравнению с неорганическим и социальным уровнями организации материи. Сущность определяется границей снизу и сверху. Фокус всех философских проблем биологии является вопрос о том, в чем сущность живого, наличие каких свойств делает живое живым? Этот вопрос невозможно решить без ответа на вопрос о происхождении. Неокантианцы Баденской школы выделили 2 способа образования понятий: 1 способ реализуется в науках о природе (естествознание). Генерализирующий метод. Естествознание отвлекается от частного, создает свой особый теоретический мир общих понятий, подчиняющийся логическим законам. 2 способ реализуется в науках о культуре (гуманитарные науки). И ндивидуализирующий метод направлен на индивидуальное отдельное событие, обладающее ценностью. С точки зрения онтологии, биология принадлежит циклу естественнонаучных дисциплин. С точки зрения методологии, роль методологии фактически играет теория эволюции. Эволюционная парадигма заставляет биологию тяготеть к идеографическому характеру знаний.
Методологический анархизм П. Фейерабенда.
|