Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эволюционная эпистемология К. Лоренца и Г. Фоллмера.
- предметом является эволюция органов познания и познават. способ-тей (Лоренц, Фоллмер) -эволюция как модель развития научного знания (Поппер) = эволюционная теория науки теория науки Основные идеи: 1. Жизнь = процесс получения информации. 2. Живые существа обладают системой априорных (ВРОЖД) когнитивных структур. 3. Они формируются в процессе эволюции. 4. Адаптивность этих структур явл. свид-вом реалистичности получаемых с их помощью знаний. Реальное использования идей эволюционизма Дарвина в науках связано с научной деятельностью Конрада Лоренца(1903-1989), австрийского зоолога, Жана Пиаже (1896-1980), швейцарского психолога, создателя генетическойэпистемологии, Карла Поппера (1902-1994), а также Дональда Кэмпбелла и Стивена Тулмина. Принципы эволюционной эпистемологии сформулированы Лоренцем. В его статье предпринята попытка прояснить фундаментальные эпистемологические вопросы на биологической основе. Эволюционные эпистемологи исходят из того, что развитие знания представляет собой непосредственноепродолжение эволюционного развития объектов живого мира, и динамики этих двух процессов идентичны. Самажизнь есть познавательный процесс. Более того, в структурных признаках живых организмов, например в структуре глаза, в форме крыльев птиц и т. д., закодирована природа мира, в котором обитают эти организмы. Базируясь на этомфунд утверждении, сторонники эволюционной эпистемологии пытаются объяснить, как происходит превращениенеорганических систем, которые суть просто хранилища информации и ни в каком смысле не являются знанием, всубъектов познания, производящих знания. В результате была построена эволюционная шкала, на нижнем уровнекоторой находятся инстинктивные реакции, а на верхнем — человеческие существа, которые могут подавлятьинстинктивные побуждения и регулировать свое поведение в соответствии с социальными нормами. Существованиеакой шкалы свидетельствует о наличии врожденных когнитивных структур, которые определяя направление познания, сами остаются вне детерминации со стороны содержания познания и оказываются априорными вкантовском смысле. Лоренц соглашается с Кантом в том, что опытное познание возможно только благодаря наличию у человекааприорных форм чувственности и мышления. Только с помощью этих форм человек вообще может постигать действит. Кроме того, человеческое познание не может постичь действит такой, какая она есть сама по себе. Кантне прав в двух пунктах: 1. Априорные данности человеческого разума не вечны, они могут изменяться. 2. Апр.дан. не противостоят действит как нечто ей чуждое, => Кант не прав, когда утверждает, что разум предписывает законы природе. Апр.дан. человеческого разума основаны на сформировавшейся в ходе родовой истории наследственной дифференциации ц.н.с. Познавательные способности сформировались в ходе эволюционной Так как априорные особенности человека сформированы в ходе его родовой истории, они являются также в некотором смысле апостериорными, то есть они априорны для индивида, но апостериорны для вида.
Натуралистический подход к проблеме языка в статье С.Пинкера «Языковой инстинкт».
Наука периода древних царств (на примере Месопотамии). Наука древних царств. – Др. Египет, Др. Индия, Китай, Месопотамия (междуречье – Тир и Ефрат), шумера Вавилонская, Майя. Развиты были: Медицина. Развитая медицинская культура. Внимание уделялось здоровому образу жизни. Развитая хирургия. Связана с религией. Астрономия: календарь, наблюдали циклическое движение небесных тел, связь с медициной и религией. Арифметика, геометрия привязаны к практике, астрономии, религии. Итог: не было обоснованности и стремления к расширению знания. Так весьма противоречивым, логически несовместимым является диахронное (историческое) многообразие форм «науки»: 1) древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская); 2) античная наука; 3) средневековая европейская наука; 4) новоевропейская классическая наука; 5) неклассическая наука; 6) постнеклассическая наука. Особенностями восточной преднауки являлись: непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям (искусству измерения и счета — математика, составлению календарей и обслуживанию религиозных культов — астрономия, техническим усовершенствованиям орудий производства и строительства — механика и т. д.); рецептурность (ин-струментальность) «научного» знания; эмпирический характер его происхождения и обоснования; кастовость и закрытость научного сообщества. Прямо противоположные свойства обретает то, что называется «наукой» в Древней Греции: теоретичность (источник научного знания — мышление), логическая доказательность, независимость от практики, открытость критике, демократизм. Образцом античного понимания научности, безусловно, являются «Начала» Евклида. Необходимо признать, что наиболее развитая по тем временам (до VI в. до н. э.) в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточная цивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определенные знания. Разливы рек, необходимость количественных оценок затопленных площадей земли стимулировали развитие геометрии, активная торговля, ремесленная, строительная деятельность обусловливали разработку приемов вычисления, счета; морское дело, отправление культов способствовали становлению «звездной науки» и т. д. Таким образом, восточная цивилизация располагала знаниями, которые накапливались, хранились, передавались от поколений к поколениям, что позволяло им оптимально организовывать деятельность. Однако, как отмечалось, факт наличия некоторого знания сам по себе не конституирует науку. Науку определяет целенаправленная деятельность по выработке, производству нового знания. Имела ли место такого рода деятельность на Древнем Востоке?
Радикальный конструктивизм в эпистемологии
|