Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательный процесс в федеративном государстве: понятие и виды
Законодательный процесс – это деятельность граждан или компетентных органов государственной власти по подготовке, принятию и введению в силу законов, имеющая несколько последовательных стадий. В федеративном государстве законодательный процесс может проходить на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации. Законодательный процесс на федеральном уровне имеет пять основных стадий: 1. Законодательная инициатива – это внесение в нижнюю палату федерального парламента текста законопроекта с пакетом сопутствующих документов (обоснованием необходимости принятия нового закона, перечнем нормативно-правовых актов, потребующих принятия, изменения или отмены вслед за принятием нового закона и т.п.). Субъекты законодательной инициативы четко определены законом. Чаще всего это глава государства, палаты и депутаты федерального парламента, правительство, высшие федеральные суды, законодательные органы субъектов федерации. 2. Подготовка законопроекта к принятию проходит в комитетах нижней палаты федерального парламента. Здесь анализируется текст законопроекта, проводятся парламентские слушания и экспертизы с привлечением специалистов. 3. Принятие закона на пленарном заседании нижней палаты федерального парламента проводится в трех чтениях: первое чтение определяет необходимость принятия закона; во втором чтении закон принимается по существу с учетом всех поправок и замечаний; третье чтение – это принятие закона в целом. В каждом чтении закон принимается простым или квалифицированным большинством (федеральные законы в Государственной Думе принимаются простым большинством - ½ от общего числа депутатов, федеральные конституционные законы – большинством в 2/3). 4. Рассмотрение принятого закона верхней палатой федерального парламента. В результате рассмотрения закон может быть одобрен, тогда он направляется к главе государства, или отклонен. 5. Промульгация – это подписание закона главой государства (в России президент рассматривает закон в течение 14 дней) и его опубликование в официальных источниках (в «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации). Дополнительные стадии законодательного процесса могут возникнуть: 1. в результате отклонения закона верхней палатой парламента, тогда создается согласительная комиссия, которая вырабатывает рекомендации по изменению текста закона и направляет их в комитет нижней палаты, осуществлявший подготовку законопроекта (вето верхней палаты). Если текст закона будет вновь принят в первоначальной редакции квалифицированным большинством (в Государственной Думе Российской Федерации – 2/3), он должен быть одобрен; 2. В результате отказа подписать закон главой государства (вето главы государства). В этом случае закон также направляется в комитет нижней палаты. Вето преодолевается путем принятия и одобрения первоначальной редакции закона квалифицированным большинством в каждой палате федерального парламента (в России – 2/3 в Государственной Думе и Совете Федерации). В этом случае глава государства обязан подписать закон в более короткий срок (в России – в течение 7 дней). На уровне субъектов федерации законодательный процесс имеет четыре основные стадии: законодательную инициативу, подготовку закона в комитете законодательного органа (Законодательного Собрания Кировской области), принятие закона на пленарном заседании законодательного органа (в двух чтениях) и промульгацию - подписание и опубликование закона высшим должностным лицом субъекта федерации (губернатором области) в официальном источнике. Дополнительная стадия может возникнуть только в случае отклонения закона на последней стадии (вето губернатора). Однако вето может быть преодолено. В любом государстве законодательный процесс может осуществляться по процедуре проведения референдума, в данном случае законодателем будет являться народ. Таким образом, законодательный процесс является разновидностью правотворческой деятельности законодательных представительных органов; может осуществляться на любом уровне государственной власти, а также на референдуме.
|