Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 88: Теологические и традиционные правовые системы.
История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда. Он от имени аллаха адресовал верующим правила поведения, нормы. Они сформулированы в публичных проповедях. Другая часть сложилась в результате жизнедеятельности Муххамеда. Всё это нашло своё отражение в первоисточниках мусульманской религии и права. В VIII – X вв. существенное влияние на мусульманское право оказали исламские правоведы и судьи (кади). Их роль была очень значительной. В этот период зарождаются толки – главные ветви ислама, восполняются пробелы на основании толкования Корана. Но к концу X в. право канонизировалось, наступил век традиций. Дальнейшее развитие шло по пути устранения противоречий в праве, создание норм-принципов. Они придали логичность мусульманскому праву. Ведущим является – мусульманское право. Государство и право – часть религии, т.е. часть ислама. Эта ПС распространяется только на исповедующих ислам. Если в сферу этих отношений попадает иноверец, то на него распространяется та правовая система, к чьей стране принадлежит гражданин. Сложность источников мусульманского права – основной источник Коран. Содержит нравственные постулаты, и Сунна – основы взаимоотношений. Особенность мусульманского права – у мусульманина нет прав, только обязанности. Иджма и Кияс – источники решения по аналогии. Иджма – соглашение докторов ислама. Со второй половины XIX в. происходит активное заимствование европейского права, в частности гомано-германского. В отдельных странах практически вытеснило его – Турция Отличительные черты: Ø религиозно-правовые принципы (Коран, Сунна, Иджма) Ø дуализ правовой системы: кодифицированное право + исламские религиозно-правовые принципы. Особенности правовой системы мусульманской: 1. признание божественного происхождения права, его обязательности и нерушимости; 2. Переплетение юридических норм с религиозными, философскими, нравственными корнями, а также обычаями; 3. Вторичное значение НПА; 4. Незначительная роль судебной практики; 5. Большой авторитет доктрин; 6. Непосредственность применения права, небольшое значение процесса и слабый формализм; 7. Приоритет не прав и свобод человека, а обязанностей и соблюдения запретов. Право не подразделяется на публичное и частное или общее и право справедливости, Существуют правовые комплексы норм в соответствии с толками. Каждый толк обрастает своим комплексом норм. НО соблюдается отраслевой принцип дифференциации правовых норм с некоторыми особенностями. Все поступки делятся на обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые, запрещенные. Под системой обычного права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путём и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Традиционная ПС наиболее архаична из существующих ПС. Главная особенность данной ПС в том, что основным источником права является обычай (традиция). Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки, на территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племен Южной Америки, Индонезии, на островах Океании. Особенности: 1. Неписанный (некодифицированный) характер права; 2. Основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология; 3. Сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» ПС и традиционной, признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь, права творить правосудие, опираясь на свои обычаи; 4. Регулирование обычаями, как правило, поведения коллектива, а не отдельного индивидуума; 5. Коллективная ответственность группы (племени, семьи) за правонарушение, совершенное ее членом; 6. Осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями; 7. Архаичность многих обычаев; 8. Уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях; 9. Месть – при тяжком преступлении.
|