Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Инфляция, виды, определение уровня и последствия. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Термин «инфляция» означает «вздутие». Когда-то, в средние века, когда возник этот термин, главным фактором инфляции было увеличение денежной массы в стране. Однако, в настоящее время, кроме денежного фактора, есть много других факторов, поэтому более точным будет следующее определение. Инфляция – увеличение общего уровня цен. В свою очередь, снижение цен означает, что происходит дефляция. Инфляция определяется с помощью индекса потребительских цен, а так же с помощью темпа инфляции. Темп инфляции (ТИ) показывает, на сколько процентов выросли цены в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом (формула 13.1).
ТИ=((ИПЦтек. периода–ИПЦпред. периода) / ИПЦпред. периода) ∙ 100%
или π = (Р – Р-1) / Р-1*100%,
где π – темп инфляции Р – средний уровень цен (ИПЦ или дефлятор) в текущем году Р-1 – средний уровень цен (ИПЦ или дефлятор) в прошлом году
Есть так называемое «правило Тейлора» (используемое ФРС США), согласно которому номинальная процентная ставка д. б. равна: i =1% + 1, 5* π e + 0, 5 (Y-Y*)/Y*, где i – номинальная процентная ставка, π e - ожидаемая инфляция, (Y-Y*)/Y*- отклонение фактического ВВП от потенциального ВВП.
Рассмотрим виды инфляции: По темпам: умеренная (до 10% в год), ползучая (10-20% в год), галопирующая (20 – 200% в год), гиперинфляция (более 50% в месяц (по Кейгану) или более 100% в год для развитых стран и более 1000% в год – для развивающихся стран. По степени сбалансированности: сбалансированная и несбалансированная инфляция по группам товаров. По территориальному охвату: локальная и мировая инфляция. По скорости воздействия: ожидаемая и непредвиденная инфляция. По степени открытости: скрытая и открытая инфляция. Скрытая инфляция имеет место при наличии дефицита товаров либо при наличии повсеместно задолженности по заработной плате. В зависимости от воздействия внешних факторов: импортируемая инфляция. Этому способствует изменение курса национальной валюты. Обесценение национальной валюты вызовет удорожание импортного сырья и, соответственно, производимых из этого сырья товаров. Инфляция спроса и инфляция издержек. Инфляция спроса возникает из-за увеличения совокупного спроса, вызванного увеличением денежной массы, увеличением государственных расходов, чрезмерным ростом инвестиций и т. д. Инфляция издержек возникает из-за роста издержек производства: высоких налогов, роста цен на ресурсы, в том числе импортные, монополизации экономики и т.д. К последствиям инфляции можно отнести следующее: 1. Инфляция ведёт к перераспределению доходов, при этом проигрывают получатели фиксированного номинального дохода, а выигрывают должники, владельцы недвижимости, те, у кого темп увеличения дохода выше темпов инфляции. Государство в этом случае выигрывает, получая так называемый «инфляционный налог», а получатели трансферт проигрывают из-за обесценения денег. Индекс стоимости жизни, показывающий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг, необходимых для жизни человека, при инфляции растет, т.е. «жизнь дорожает». 2. Платежный баланс ухудшается: при инфляции внутренние цены растут, люди покупают дешевые импортные товары. Импорт растет, а экспорт сокращается, и возникает дефицит платежного баланса. 3. Продолжительная инфляция может вызвать «инфляционную спираль» - из-за роста цен и увеличения стоимости жизни повсеместно потребуется повысить заработную плату, издержки производства вырастут, вырастут цены на готовые товары. Это, в свою очередь, вызовет дальнейший виток роста номинальной заработной платы и цен. 4. Высокая инфляция может привести к спаду и депрессии. Что и было в истории нашей страны. Гиперинфляция 1992-1993 гг. способствовала тому, что первые предприниматели – «кооператоры», производившие товары, перешли в сектор торгово-посреднических услуг, т.к. в этой сфере оборачиваемость капитала выше. В результате производство товаров в стране резко сократилось. 5. Из-за инфляции снижается склонность к сбережениям, что ведет к сокращению инвестиций. 6. Инфляция ведет к политической нестабильности и обостряет социальную напряженность. Динамика индекса потребительских цен в Республике Казахстан за 2006-2013 гг. дана ниже.
Антиинфляционная политика - э то комплекс мер, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на воздействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек сформировались два направления антиинфляционной политики – дефляционная политика (или регулирование спроса) и политика доходов (или регулирование издержек). Кроме того, появилось новое направление – конкурентное стимулирование производства. Дефляционная политика – это методы ограничения денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиления налогового пресса, ограничения денежной массы и т. д. Особенностью этой политики является замедление экономического роста и даже кризисные явления, поэтому при ее проведении необходима сдержанность. Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления пределов роста в соответствии с изменением производительности труда. Эта политика применялась в Казахстане в 90-е годы. Структурная политика – воздействие на диспропорции в развитии отраслей. Конкурентное стимулирование производства включает меры как по прямому стимулированию предпринимательства путем значительного снижения налогов на корпорации, так и по косвенному стимулированию сбережений населения путем снижения подоходного налога. С целью полной или частичной компенсации потерь населения от инфляции проводится полная или частичная индексация, а также соглашения с предпринимателями и профсоюзами. Формы контролируемого роста цен проявляются в замораживании цен на определенные товары или в сдерживании их уровня в определенных пределах, например, на продукцию естественных монополий.
|