![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие конкуренции и ее виды, участники конкурентного рынка. Типы конкурентного поведения. Типы конкурентных фирм.
Конкуренция – это борьба между предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпр. деятельности. Конкуренция разделяется по методам на: ценовую и неценовую. Ценовую конкурентно может навязать сильный лидер или начать ведущее предприятие в отрасли, чтобы избавиться от конкурентов. Методы ценовой конкуренции: уменьшение издержек ни производство товара; уменьшение издержек на обращение. Неценовая конкуренция построена в основном на качестве товара, его характеристике. Методы: изменение свойства продукции, совершенствование услуг, сопутствующих товару; изменение ассортимента. На конкурентном рынке выделяют пять участников: 1. Лидер рынка, контролирующий около 40% рынка; 2. Претендент на лидерство, контролирующий 30% рынка; 3. Ведущий – доля рынка составляет 25%; 4. Ведомый – доля контролируемого рынка 20%; 5. Новички (окопавшиеся) – доля на рынке составляет около 10%. Стратегия лидера направлена на защиту своих позиций; стратегия претендента - на атаку; ведущие и ведомые следят за действиями первых двух участников; новички лишь ищут свою рыночную нишу. Развитие конкуренции привело к выделению трех типов поведения предпринимательских фирм: 1) Креативное конкурентное поведение - действия направлены на создание новых рыночных отношений. 2) Приспособленческое – действия направлены на учет новшеств у конкурентов, попытку определить их действия, связанные с модернизацией производства и обращения. 3) Обеспечивающее или гарантирующее – действия направлены на сохранение достигнутых позиций на рынке за счет снижения цен, улучшения качества товара, изменения ассортимента, оказания гарантийных и других услуг. Практика выделила следующие типы предприятий-конкурентов: – Виоленты – крупные высоко устойчивые фирмы с массовым производством. – Пантенты – специализированные фирмы, работающие в своих нишах. – Эксплеренты – мелкие и средние фирмы экспериментального производства. – Коммунанты – мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости маневра. 6. Конкуренции и системе предпринимательства: типы конкурентного рынка, методы недобросовестной конкуренции. Существует 4 типа конкурентного рынка: рынок идеальной, монополистической конкуренции, олигополия и монополия. Идеальная конкуренции характеризуется участием в рынке опред. продукции множества мелких фирм. Производств. и маркетинговые распоряжения отдельной фирмы не могут оказывать серьезного влияния на цены, т.к. все эти фирмы выпускают однородн. продукцию. Структура идеальной конкуренции характеризуется признаками: 1)Наличие множества производителей и покупателей однородной продукции. 2) Продавцы и покупатели одинаково осведомлены, что происходит на рынке. 3) Вход на рынок и выход свободен. В структуре монополистической конкуренции также много мелких производителей и продавцов. Их продукция не равнозначна, она дифференцирована по качеству, размеру и весу, что позволяет покупателю отдавать предпочтение продукции к.-либо фирмы. Признаки: 1) Наличие большого количества мелких и средних предприятий. 2) Деятельность отдельно взятых фирм мало влияет на рыночные цены. 3) Продукция дифференцирована по качеству. 4) Фирмы могут участвовать в рынке или уходить с него без всяких ограничений. 5) Доступ информации затруднителен. Олигополия – это состояние конкурентного рынка, когда небольшое количество крупных фирм производит или продают продукцию в количествах, чтобы влиять на рыночные цены и на ценовую политику др. фирм. Для неё характерна неоднородность качества продукции. Фирмы участники рынка тратят огромные деньги, чтобы убедить покупателя в том, что разница в качестве продуктов больше, чем на самом деле. Признаки олигополии: 1) Число фирм невелико, есть крупные. 2) Продукция неоднородна по качеству. 3) Появление в отрасли новых участников ограничено. 4) Ограничен доступ к информации. Монополия - полная противоположность идеальном конкуренции. Вместо множества мелких фирм рынок обеспечивается продукцией одной крупной фирмой. Существует несколько типичных признаков монополии: 1) На рынке действует только одна фирма. 2) Уникальная продукция. 3) Фирма-монополист не допускает появления на рынке новых предприятий. 4) Доступ к информации ограничен. Существует как добросовестная, так и недобросовестная конкуренция. Недобросовестная – любые действия субъектов, направленные на получение преимуществ против соперников, которые противоречат действующему в данной стране законодательству, обычаям, правилам делового общения, разумности, справедливости, и которые могут привести к убыткам конкурентов или нанести ущерб их деловой репутации. Методы недобросовестной конкуренции: 1) Самовольное использование товарного знака фирм, наименование маркировки товара, самовольное копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров. 2) Распространение неверных сведений или представление точных сведений в извращенном смысле, которые могут нанести ущерб репутации и кредитоспособности 3) Некорректное сравнение товаров конкурентов в процессе рекламной деятельности. 4) Приобретение коммерческой тайны конкурентов без их согласия, самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации. 5) Прямой обман потребителей и заказчиков.
|