![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика видов анализа
Различают: - анализ ФХД (АФХД) - народнохозяйственный анализ (НХА)
АФХД – комплексное изучение работы предприятий, организаций, их структурных подразделений, а также министерств и ведомств с целью объективной оценки результатов и выявления возможностей дальнейшего повышения эффективности производства
НХА, в отличие от АФХД, изучает экономику целых отраслей народного хозяйства, республик и отдельных регионов с целью выявления основных тенденций и закономерностей их развития
Исходя из различных признаков классификации различают следующие виды анализа:
I. По широте и доступности используемой информации: 1. внешний 2. внутренний
Следует отметить основные особенности внешнего и внутреннего анализа:
- исходя из назначения анализа: При внешнем анализе дается общая оценка имущественного и финансового положения предприятия При внутреннем анализе осуществляется поиск резервов повышения прибыли и эффективности деятельности организации - исходя из исполнителей и пользователей: Результаты внешнего анализа используются собственниками, кредиторами, инвесторами, налоговыми службами, участниками РЦБ и пр. Результатами внутреннего анализа пользуется управленческий персонал предприятия
II. По анализируемой подсистеме организации:
Производственный анализ заключается в обобщении данных, касающихся производственной деятельности хозяйствующего субъекта, выраженных, прежде всего, в натуральных измерителях В данном случае происходит сравнение фактических показателей с плановыми, средними по отрасли или по группе родственных предприятий, выявляются причины расхождений и резервы увеличения выпуска продукции
Финансовый анализ представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера в следующих целях: 1) оценить текущее и перспективное имущественное и финансовое состояние предприятия 2) оценить возможные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения 3) выявить доступные дополнительные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации 4) спрогнозировать положение предприятия на рынке капитала
III. По признаку времени:
Ретроспективный анализ производится за текущий отчетный период. Его цель – экономическая оценка деятельности предприятия за истекший период по всем основным показателям, а также выявление недостатков в работе и неиспользованных резервов
Перспективный анализ направлен на исследование возможных вариантов развития предприятия и выработку методов достижения наиболее желательных результатов В ходе такого анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень влияния этих факторов
IV. По содержанию анализа:
Комплексный анализ рассматривает деятельность предприятия в целом (всю совокупную ФХД)
Тематический анализ связан с необходимостью углубленного изучения того или иного хозяйственного явления, процесса, показателя: - анализ прибыли и рентабельности - анализ себестоимости - анализ финансового состояния и т.д.
V. По «горизонтам» анализа:
Оперативный анализ производится сразу после получения информации о ходе важнейших хозяйственных процессов (выполнение производственной программы, движение материальных ценностей и т.п.)
Стратегический анализ представляет собой прогнозирование результатов деятельности предприятия
VI. По объектам анализа (можно отнести эти виды анализа к подвидам тематического анализа):
Технический анализ предусматривает анализ технической стороны предприятия: - место расположения - наличие и потребность в технологическом оборудовании - обоснованность графиков ввода инженерных и производственных сооружений в действие - соответствие их техническим и экологическим стандартам и нормативам - уровень квалификации специалистов и т.д.
Коммерческий анализ предусматривает рассмотрение следующих вопросов: - рынков сбыта продукции, которую предприятие производит или намерено производить - возможностей предприятия приобрести то количество ресурсов, которое необходимо для полной реализации производственных планов
Институциональный анализ предполагает оценку деятельности предприятия по следующим направлениям: - выявление и описание различных элементов институциональной среды, в которой предприятие работает (намерено работать): при этом изучается нормативная база, отношения с местными властями, с партнерами и контрагентами - разработка политики предприятия в области заключения договоров и контроля за их исполнением (с последующими санкциями за нарушения)\ - выработка рекомендаций по оптимизации организационной структуры предприятия
Социальный анализ: - демографические характеристики населения, затрагиваемые деятельностью предприятия - заинтересованность местного населения в деятельности данного предприятия
|