![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы получения социологической информации
Процесс социологического исследования состоит из двух стадий — подготовительной и исследовательской. На подготовительной стадии уточняется социальный заказ, определяются цель и задачи исследования, условия, сроки выполнения заказа, содержание и объем работ, рассчитываются финансовые и людские ресурсы. Вторая стадия включает весь процесс разработки и реализации программы — от определения и анализа проблемы до написания отчета и выдачи рекомендаций. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу исследовательских процедур, отвечающих ряду необходимых требований; она содержит два раздела — методологический и методический (процедурный). Методологический раздел программы включает следующие элементы: обоснование проблемы; формулировку цели и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; логический анализ основных понятий; предварительный системный анализ объекта исследования; выдвижение рабочих гипотез. Методический (процедурный) раздел программы содержит принципиальный (стратегический) план исследования; набросок основных процедур сбора и анализа первичной социологической информации. Исходным пунктом всякого исследования является проблемная ситуация как специфическое состояние объекта социологического исследования, характеризующегося противоречием между потребностями его развития и его современным состоянием. Непосредственным поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы между ее подсистемами, например противоречие между уровнем подготовки выпускников вузов и потребностями страны в высококвалифицированных специалистах. На этапе определения объекта и предмета исследования обязательной процедурой является предварительный системный анализ объекта. Его цель — построить гипотетическую (концептуальную) модель объекта как системы, раскрыв весь комплекс его элементов и связей. Социальный объект рассматривается с двух сторон — как часть целого и как целое, состоящее из частей. При этом выделяют его элементы, его внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигают предположение о механизмах его функционирования и развития. Важнейшим элементом методического (процедурного) раздела программы является принципиальный (стратегический) план исследования. Его выбор зависит от объема информации об объекте исследования. Различают три варианта стратегического плана: разведывательный, аналитический и экспериментальный. Разведывательный план применяется в том случае, когда имеющейся информации недостаточно для выдвижения гипотез; его цель — уточнение (постановка) проблемы, формулировка гипотез. Работа по данному плану включает изучение документов, проведение интервью, наблюдений. Аналитический план социологического исследования предполагает наличие информации, достаточной для формулировки описательной гипотезы; его цель — проверка выдвинутой гипотезы. Аналитический план предусматривает проведение выборочного или монографического исследования, анкетирования, использования статистических методов. Экспериментальный план социологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу; его цель — установление причинно-следственных связей в объекте. Для проверки гипотезы проводится эксперимент. В социологическом исследовании редко применяется какой-либо один вариант плана — чаще всего на разных этапах исследования используется сочетание всех трех вариантов. Основными процедурами сбора и анализа первичной социологической информации являются заполнение анкет массовых опросов, карточек идентифицированного учета, бланков самофотографии рабочего времени; составление схем наблюдения, схем анализа данных, планов интервью, инструкций по изучению документов и других текстов, подвергаемых контекстуальному анализу; расчет материальных и финансовых затрат; расчет времени, требуемого для разных видов работ. Завершается программа выбором методов сбора, обработки и анализа социологической информации. Основными методами сбора информации в социологическом исследовании являются анализ документов, наблюдение, эксперимент, опрос и др. Роль мониторинга в оценке плановых и управленческих решений Эффективность анализа трудовых показателей в значительной степени зависит от достоверности и качества исходной информации, применяемой для проведения аналитической работы, которой зачастую бывает недостаточно для комплексного, всестороннего анализа. Поэтому необходимо создать адекватную современным задачам систему сбора информации, позволяющую отслеживать все значимые процессы в динамике и взаимосвязи. Для таких целей как нельзя лучше подходит система мониторинга. Мониторинг — это система сбора данных о сложных явлениях, которые описываются с помощью определенных ключевых показателей в целях оперативной диагностики состояния объекта исследования, отслеживания тенденций и динамики происходящих в них изменений и на этой основе принятия оптимальных управленческих решений. Система сбора данных о состоянии социально-трудовой сферы на основе мониторинга позволяет проводить систематический анализ социально-трудовой сферы предприятия с целью выявления наиболее важных тенденций и требующих безотлагательного решения проблем, а также оперативно подготавливать рекомендации их решений. Исследования, выполняемые в рамках мониторинга, позволяют получить данные, которые не содержатся в статистической отчетности и могут быть получены только с помощью опросов. В рамках мониторинга статистическая информация объединяется с социологической, что повышает обоснованность и достоверность информации. Благодаря мониторингу удается получить данные, которые ранее не улавливались ни одним информационным каналом или существенно искажались. Основные цели мониторинга: • обеспечение руководителей информационно- аналитическими материалами о фактическом положении дел в социально-трудовой сфере на предприятии, возникающих проблемах и противоречиях; • способствование принятию решений по выявленным в ходе мониторинга проблемам. Важнейший раздел мониторинга, как правило, посвящен анализу оплаты труда работников предприятия, ее динамике и включает показатели, характеризующие фонд потребления, фонд оплаты труда. Полученные данные дают возможность оценить, какая часть фонда потребления идет на оплату труда, каков удельный вес тарифа в общем фонде заработной платы и не пренебрегает ли администрация своими обязанностями в области социальной поддержки членов трудового коллектива. Мониторинг о среднемесячной заработной плате проводится по отдельным категориям трудящихся — руководителям, специалистам, служащим, рабочим. При этом в категории рабочих выделяют не менее трех основных профессий, что позволяет анализировать соотношение заработной платы внутри предприятия. Мониторинг дает возможность не только оценить ситуацию, но и увидеть реальный результат принимаемых решений, так как является надежным каналом обратной связи для руководителей.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Какова роль анализа в планировании труда? 2. Покажите роль и функции аудита в трудовой сфере. 3. По каким направлениям проводится аудит в трудовой сфере? 4. Что представляет собой процесс получения социологической информации о социально-трудовых отношениях? 5. Какие методы используются в социологическом исследовании? 6. Раскройте роль и содержание мониторинга в сфере труда.
|