Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Гражданское общество, его структура и признаки.
Гражданское общество, основанное на юридическом равенстве. Становление и развитие гражданского общества является особым периодом в истории человечества, государства и права. Гражданское общество – это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии, общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальный структур, обособление его как самостоятельной сферы общественной жизни и, одновременно, разгосударствление ряда общественных отношений. В отличие от предшествующих ему сословных и кастовых обществ, гражданское общество: 1. основано на признании всеобщего правового равенства людей, определившего качественно новое положение личности в обществе. 2. Становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением государства. Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играет сложившееся позднее Средневековье, централизованные национальные государства, которые стремились к упразднению разнообразных прав, существовавших в период феодальной раздробленности. 3. Само понятие «государство», отличного от общества, получило широкое признание лишь в Новое время. Дело в том, что при докапиталистическом сословно-стартовом строе государство практически совпадало с какой-то частью общества, и было обособлено от основной части населения. 4. Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражены в различие структур, принципов организации и строении. Цели граждан и их объединений разнообразны, изменчивы с учетом их интересов. 5. Различие структур гражданского общества и государства налагает отпечаток и на способы правового регулирования частных и публичных отношений, то есть, на всю систему права того или иного государства. Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют, или должны, по крайней мере, действовать строго на основе права. Права граждан – это гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которое гражданин использует по своему усмотрению. Использование права не является обязанностью гражданина. Однако должностные лица и государственные органы наделены правомочиями, которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций для решения стоящих перед ними задач. Обособление гражданского общества от государства привело к ряду государственно-правовых последствий, обуславливающих те особенности современного государства, которые отличают его от государств кастово-сословной эпохи: 1. разграничение первичных частных и публичных в ряду общих интересов находит отражение в системе права. В частности, выделение его на частное и публичное. Это деление, намеченное в праве Древнего Рима, где уже существовали элементы гражданского общества, получает широкое распространение в странах, ставших на путь капиталистического развития. Именно в сфере частного права, закрепляются идеи равенства членов общества, их личные свободы, безопасности, незыблемости собственности и так далее. 2. Развитие гражданского общества порождает представление о Конституции, как о законе, определяющем устройство высших органов государства, но также и права и свободы граждан, в результате чего сама Конституция становится соглашением общества и государства о разграничении сфер их деятельности. 3. Развитие конституционного законодательства состоит не только в закреплении прав и свобод членов гражданского общества, но и в предоставлении гражданам средств воздействия на государственную власть. В структуре высших органов государств Нового времени появляются и устанавливаются в качестве постоянных общенациональные, а не только сословные, представительные учреждения парламентского типа. Система гражданского общества отличается развитой структурой. Структура гражданского общества – это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. В эту систему входят следующие основные элементы: 1. гуманитарный, под которым понимается человеческий состав общества – свободные индивиды; 2. социальный, имеется ввиду социальное деление общества на социальные группы, слои, классы; 3. экономический, то есть формы собственности, отношения собственности, производство, обмен, распределение и так далее; 4. духовный, сюда входят наука, образование, культура, религия и так далее; 5. информационный, охватывает средства и формы информации, общественное мнение и так далее; 6. территориально-управленческий, охватывающий местное самоуправление; 7. организационный, охватывающий разнообразные формы общественных и групповых организаций. 58. Правовое государство: понятие и принципы. В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государством. Сущность идеи правового государства — его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым считается такое государство, которое признает в качестве своих особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность государства с правом, гарантирующая предсказуемость и надежность его действий, подчинение государства праву, защита граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов. Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права. Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, основополагающие общественные отношения во всех сферах общественной жизни регулируются законами. Верховенство закона означает также его всеобщность. И, наконец, верховенство закона означает утверждение его господства, т.е. такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения должны подчиняться его нормам (ст. 15 Конституции РФ). Почему характеристика правового государства связывается с верховенством именно закона? Речь, казалось бы, должна идти не о законе, а о праве в целом как системе общеобязательных норм, обеспечиваемых государством независимо от того, в каких правовых актах они содержатся. В правом государстве должны соблюдаться все правовые нормы. Важно, чтобы сами эти нормы в полной мере отвечали воле и интересам народа. Добиться этого можно только в случае, если эти нормы будут соответствовать законам — нормативным ГОСТам, принятым законодательным органом. Законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства и составляют основу всей системы права. При помощи закона вводятся в жизнь, прежде всего, нормы, выражающие народовластие. Закон является также гарантом демократии. Господство закона — неотъемлемый признак правового государства. Господство закона не означает его всесилие, не означает, что право в нашем обществе может служить панацеей от всех наших бед, что достаточно принять хороший закон и любая острая проблема будет решена. Все законы должны быть опубликованы. «Закон подлежит официальному опубликованию, — указывается в Конституции РФ (ст. 15), — неопубликованные законы не применяются. Любыенормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не обоснованы официально для всеобщего сведения». Одной из важных характерных черт правового государства связанных с его взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которымимогут столкнуться граждане. Провозглашенная Конституцией правовым государством Российская Федерация на деле таким государством пока не является. В ней все еще не обеспечено верховенство закона. Наоборот, делаются попытки объявить «полноценной базой для возникновения, прекращения и изменения общественных отношений» указы Президента Российской Федерации, подзаконный характер которых объявляется неочевидным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что правовое государство базируется на следующих принципах: - наи6олее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (т.е. социальный аспект); - последовательное ограничение с помощью права государственной власти, основанной на принципе разделения властей, федерализме, верховенстве закона и наличии гражданского общества.
|