Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделение властей как принцип правового государства.






Уже несколько столетий сформулировано Дж. Локком и Ш. Монтескье главное требование принципа разделения властей. Оно заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государ­ственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию разви­тия общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и опе­ративно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна выполнять свои фун­кции посредством особой системы органов и в специфических формах.

Система «сдержек и противовесов», установленная в конституциях, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конк­ретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Так, применительно к законодательной власти ис­пользуется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных реше­ниях законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты.

В некоторых случаях президент вправе распустить парламент и назначить новые выборы.

В отношении исполнительной власти используют­ся ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на приня­тие ею актов, затрагивающих такие отношения, ко­торые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, зани­маться коммерческой деятельностью.

Государственные чиновники обязаны сдавать на­логовые декларации, а высшие чиновники их опубликовывать в средствах массовой информации.

Решения как исполнительной власти, так и зако­нодательной могут быть отменены судом (парламен­та, президента и правительства в основном Консти­туционным Судом, менее важные акты - судом об­щей юрисдикции и т.д.).

Для судебной власти также есть свои правоограни­чивающие средства. Это конституция, процессуальное законодательство, это принципы, заложенные в отправлении правосудия: презумпция невиновности, право на защиту для обвиняемого, равенство граж­дан перед законом и судом, гласность, состязательность процесса, право отвода судей и т.д.

Судьи назначаются указом президента, и они не сменяемы, что также служит определенными гарантиями от судебного произвола.

Законодательно зафиксированы положения, при ко­торых ни одна из ветвей власти не может подменять другую или исполнять ее функции ни временно, ни на постоянной основе.

Для граждан действует принцип «можно все, что пря­мо не запрещено законом», для государственных струк­тур - «можно лишь то, что прямо разрешено законом».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал