Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Разделение властей как принцип правового государства.
Уже несколько столетий сформулировано Дж. Локком и Ш. Монтескье главное требование принципа разделения властей. Оно заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей, должна выполнять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах. Система «сдержек и противовесов», установленная в конституциях, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура, которая регламентирует основные стадии законодательного процесса. В системе противовесов важную роль призван играть президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконституционные акты. В некоторых случаях президент вправе распустить парламент и назначить новые выборы. В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагивающих такие отношения, которые должны быть урегулированы только законом. Сюда можно отнести сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Государственные чиновники обязаны сдавать налоговые декларации, а высшие чиновники их опубликовывать в средствах массовой информации. Решения как исполнительной власти, так и законодательной могут быть отменены судом (парламента, президента и правительства в основном Конституционным Судом, менее важные акты - судом общей юрисдикции и т.д.). Для судебной власти также есть свои правоограничивающие средства. Это конституция, процессуальное законодательство, это принципы, заложенные в отправлении правосудия: презумпция невиновности, право на защиту для обвиняемого, равенство граждан перед законом и судом, гласность, состязательность процесса, право отвода судей и т.д. Судьи назначаются указом президента, и они не сменяемы, что также служит определенными гарантиями от судебного произвола. Законодательно зафиксированы положения, при которых ни одна из ветвей власти не может подменять другую или исполнять ее функции ни временно, ни на постоянной основе. Для граждан действует принцип «можно все, что прямо не запрещено законом», для государственных структур - «можно лишь то, что прямо разрешено законом».
|