![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экзаменационный билет № 16. 1. Понятие и классификация форм правления.
1. Понятие и классификация форм правления. Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением. 1. Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по наследству. • Абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует (Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх может приостановить действие конституции. • Конституционная – форма монархии, при которой власть самодержца ограничена законом. Конституционная монархия подразделяется на: - парламентарную – глава государства – монарх, но его законодательные и исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации, правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания, Бельгия, Дания). - дуалистическую – в государстве одновременно действуют два политических учреждения, т. е. монархия и парламент делят между собой государственную власть. Монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства, он выступает главой исполнительной власти, самостоятельно назначая правительство. Правительство несёт двойную ответственность (перед монархом и парламентом), но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Последний фактически юридически не зависит от парламента. Т.о. законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом. (Марокко, Иордания, Таиланд, Непал, Малайзия). 2.Республика – выборность высших органов государственной власти, их ответственность перед населением. o президентская (США): а) президент избирается не парламентским способом (гл. гос-ва избирается либо коллегией выборщиков как в США, либо всеобщим тайным голосованием как во Франции). б) Президент формирует Правительство, Правительство подотчетно только Президенту, Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента, o парламентарная (Германия, Индия): а) Президент избирается парламентским путем, б) Парламент участвует в формировании Правительства, в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, г) Президент может распускать нижнюю палату парламента, o смешанная – на примере Франции: а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство, б) парламент, в частности, нижняя палата, может принять резолюцию порицаний, что может привести к роспуску правительства, отставке правительства, в) Президент может распускать нижнюю палату парламента. Республика и ее виды. Республиканские государственные режимы Республика - представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. В зарубежных странах существуют два основных вида республиканских форм правления - президентская и парламентарная республика. 1. Президентская республика - характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства (формальная отличительная черта - отсутствие должности премьер-министра). Строится по принципу жесткого разделения властей. Характерные особенности: - внепарламентский метод избрания президента (всенародное избрание); - назначение президентом и отправка в отставку министров; - отсутствие института парламентской ответственности; - отсутствие у президента права роспуска парламента. Это весьма гибкая и легко приспосабливающаяся к различным условиям форма правления. Она получила широкое распространение (США, Франция, Бразилия, Аргентина, Мексика и др.). 2.Парламентарная республика - характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность (формальная отличительная особенность - наличие должности премьер-министра). Характерные особенности: - правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате; - участие президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер; - правление всегда носит партийный характер; - глава государства избирается парламентским путем; - нормативные акты президента требуют контрассигнации. Парламентская республика является менее распространенной формой правления (Италия, ФРГ, Австрия, Швейцария, Финляндия, Ирландия, Исландия, Индия, Израиль, Ливан, Турция и др.). В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные формы государственного правления. Смешанные формы правления - характеризуются сочетанием в себе элементов как парламентарной так и президентской республики (Франция). Существуют и такие формы правления, которые сочетают в себе элементы монархии и республики (Малайзия имеет редкую разновидность конституционной монархии - выборную монархию. 2. Конституция Франции 1958 г. Общая характеристика. Французская конституция 1958г –основной закон 5-ой республики Франции, с 1789г она 17-ая по счету. Структура конституции: преамбула, 15 разделов, 85 статей. Кроме того сюда входит Декларация прав и свобод человека 1789г, действует преамбула к предшествующей французской конституции. Конституция сохраняет приемственность конституционных прав развития, - демократическая и светская, унитарная республика. Гимн «Марсельеза», дивиз – «Свобода, равенство и братство». Конституция закрепляет новую систему гос. институтов – модель смешанной республики. В центральные гос. системы положен институт Президента, специфическое закрепление прав и свобод человека и гражданина. Большинство прав и свобод закреплено или в Декларации или в Преамбуле прежней конституции (1946г)- право на труд, профсоюзная деятельность, забастовку, медецинскую помощь, право на управления предприятиями. Защита прав и свобод имеет 2 аспекта: 1) Охрана от посягательств законодателя этих прав и свобод, 2) Защита от неправомерных действий юридических и физических лиц, органов государства. Особенность коституции – концепция и институты плебисцитарной политики, новые подходы к соотношению внутреннего и международного права, в 90 гг была внесена поправка о передачи в ведение европейского сообщества определенных полномочий (Европейский союз), институт конституционного надзора. Во Франции нет Конституционного суда, но есть конституционный совет. Конституц. совет учавствует в подготовке выборов президента, следит, что бы все кандидаты были в равном положении, подсчет голосов как выборов так и референдума проводится под их контролем. Конст-я имеет жесткий порядок принятия поправок или изменений, Президент или Парламент имеют на это право, для этого нужно 3/5 от общего числа голосов конгресса. Конституцию Франции изменить легче, чем конституцию США или Российской федерации.
|