![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обзор систем управления проектами. Основные понятия управления проектами
Введение Основные понятия управления проектами
Проект обладает определенными свойствами.
1. Проект всегда имеет четко определенную цель, которая выражается в получении некоторого результата. Достижение этого результата означает успешное завершение и окончание проекта. Например, для проекта строительства здания результатом является само здание, принятое в эксплуатацию. 2. Проект имеет четко очерченное начало, которое совпадает с началом первой работы, направленной на достижение поставленной цели. Начало может задаваться директивно, либо рассчитываться в результате составления плана работ по проекту. 3. Проект имеет четко очерченный конец, который совпадает с концом последней работы, направленной на получение заданного результата. Как и начало, конец проекта может задаваться директивно, или рассчитываться при составлении плана работ. Например, для проекта строительства здания конец проекта совпадает с датой акта сдачи/приемки его в эксплуатацию. 4. Проект исполняется командой, в состав которой входит руководитель проекта, менеджеры, исполнители. Помимо основной команды в нем могут участвовать сторонние исполнители, команды и организации, которые привлекаются на временной основе для выполнения отдельных работ. 5. При реализации проекта используются материальные ресурсы. Их номенклатура и количество определяются характером проекта и входящих в него работ. Так при строительстве дома используются песок, щебень, цемент, кирпич и т.п. 6. Проект имеет бюджет. Стоимость проекта складывается из стоимости израсходованных материальных ресурсов, затрат по оплате труда реализующей его команды и прочих расходов, связанных с особенностями конкретных видов работ. 7. Проект имеет ограничения трех видов. o Ограничения по бюджету устанавливают предельную стоимость всего проекта или отдельных видов работ. o Ограничения по времени задают предельные сроки окончания либо всего проекта, либо некоторых работ. Например, тестовые испытания должны проводиться в присутствии представителя заказчика, который будет присутствовать в заданный период времени. o Ограничения по ресурсам определяются ограниченным составом команды или графиками поступления материальных ресурсов.
1. Концептуальная фаза. Включает формулирование целей, анализ инвестиционных возможностей, обоснование осуществимости (технико-экономическое обоснование) и планирование проекта. 2. Фаза разработки проекта. Включает определение структуры работ и исполнителей, построение календарных графиков работ, бюджета проекта, разработку проектно-сметной документации, переговоры и заключение контрактов с подрядчиками и поставщиками. 3. Фаза выполнения проекта. Включает работы по реализации проекта, в том числе строительство, маркетинг, обучение персонала и т.п. 4. Фаза завершения проекта. Включает в общем случае приемочные испытания, опытную эксплуатацию и сдачу проекта в эксплуатацию.
Управляемыми параметрами проекта являются:
1. объемы и виды работ; 2. стоимость, издержки, расходы по проекту; 3. временные параметры, включающие сроки, продолжительности и резервы выполнения работ и этапов проекта, а также взаимосвязи между работами; 4. ресурсы, требуемые для осуществления проекта, в том числе человеческие или трудовые, финансовые, материально-технические, а также ограничения по ресурсам; 5. качество проектных решений, применяемых ресурсов, компонентов проекта и прочее.
1. определение цели проекта и проведение его обоснования; 2. создание структуры проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить); 3. определение необходимых объемов и источников финансирования; 4. подбор команды исполнителей, подготовка и заключение контрактов со сторонними исполнителями; 5. определение сроков выполнения проекта: 6. составление графика его реализации: 7. расчет необходимых для проекта материальных ресурсов, заключение контрактов с поставщиками; 8. расчет сметы и бюджета проекта: 9. планирование и учет рисков; 10. обеспечение контроля за ходом выполнения проекта.
Управление проектом состоит из трех основных этапов:
1. формирование плана проекта, 2. контроль за реализацией плана и оперативная его коррекция, 3. завершение проекта. На первом этапе осуществляется обоснование проекта, составляется перечень работ и имеющихся ресурсов, производится распределение ресурсов по работам и оптимизация плана по критериям времени завершения проекта, суммарной стоимости проекта, равномерного распределения ресурсов, минимизации рисков. Здесь же производится заключение всех необходимых договоров со сторонними исполнителями, подрядчиками и поставщиками. Второй этап предполагает контроль выполнения проекта с целью своевременного выявления и устранения наметившихся отклонений от первоначального плана. При значительных отклонениях первоначальный план перерабатывается и составляется новый. Завершение проекта означает выполнение определенных регламентированных действий, необходимых для завершения и прекращения работ по проекту. Например, подписание акта приемки/сдачи выполненных работ. В настоящее время для автоматизированного управления проектами используется методология сетевого планирования и управления. Эта методология была разработана в 1956 г. специалистами фирм " Дюпон" и " Ремингтон Ред" М.Уолкером и Д.Келли для проекта по модернизации заводов фирмы " Дюпон". Впечатляющим результатом ее использования является проектирование корпорацией " Локхид" ракетной системы " Поларис" для оснащения подводных лодок ВМС США. В результате применения методов сетевого планирования работы были выполнены на два года раньше намеченного срока! Одним из примеров успешного применения этого метода в России является восстановление храма Христа Спасителя в Москве. Сетевое планирование и управление состоит из структурного и календарного планирования и оперативного управления. Структурное планирование заключается в разбиении проекта на этапы и работы, оценки их длительности, определении последовательности их выполнения. Результатом структурного планирования является сетевой график работ, который используется для оптимизации проекта по длительности. Календарное планирование заключается в составлении временной диаграммы работ и распределении между работами трудовых ресурсов (исполнителей). Результатом календарного планирования является диаграмма Ганта, графически отображающая периоды выполнения работ на оси времени. На этом этапе может выполняться оптимизация ресурсов и бюджета проекта. Оперативное управление состоит в регулярном сопоставлении фактического графика работ с плановым. Результатом серьезных отклонений является принятие решений об изменении первоначального структурного или календарного плана.
Обзор систем управления проектами
1. Стандарт, разработанный Институтом управления проектами (Project Management Institute) принят в качестве национального стандарта в США (стандарт ANSI). 2. Стандарт по качеству в управлении проектами ISO 10006.
Системы управления проектами используются для решения следующих основных задач.
1. Структуризация и описание состава и характеристик работ, ресурсов, затрат и доходов проекта. 2. Расчет расписания исполнения работ проекта с учетом всех имеющихся ограничений. 3. Определение критических операций и резервов времени для исполнения других операций проекта. 4. Расчет бюджета проекта и распределение запланированных затрат во времени. 5. Расчет распределения во времени потребности проекта в основных материалах и оборудовании. 6. Определение оптимального состава ресурсов проекта и распределения во времени их плановой загрузки. 7. Анализ рисков и определение необходимых резервов для надежной реализации проекта. 8. Определение вероятности успешного исполнения директивных показателей. 9. Ведение учета и анализ исполнения проекта. 10. Моделирование последствий управленческих воздействий с целью принятия оптимальных решений. 11. Ведение архивов проекта. 12. Получение необходимой отчетности.
Microsoft Office Project 2007 – это комплексное решение корпорации Microsoft по управлению корпоративными проектами, которое позволяет управлять проектами любой сложности и включает в себя семейство следующих программных продуктов:
1. MS Office Project Standart – пакет начального уровня для управления простыми проектами; 2. MS Office Project Professional – пакет для профессионального управления проектами любой сложности на любом уровне управления; 3. MS Office Project Server – серверный продукт, который используется для взаимодействия менеджеров проекта при управлении распределенными проектами; 4. MS Office Project Web Access – веб-интерфейс MS Project, позволяющий участникам проектов получить доступ к проектной информации через Internet Explorer. Spider Project Professional (также существуют версии Desktop и Lite, разработчик " Технологии управления Спайдер") - пакет управления проектами, спроектированный и разработанный с учетом практического опыта, потребностей, особенностей и приоритетов Российского рынка. Этот пакет - единственная отечественная разработка среди популярных в России систем управления проектами. Данный пакет в отличие от западных аналогов, имеет следующие особенности:
1. встроенная система анализа рисков и управления резервами по срокам и стоимости работ; 2. возможность создания, хранения и включения в проекты типовых фрагментов проектов; 3. оптимизированная для российских условий организация групповой работы и мультипроектного управления.
1. Primavera Project Planner Professional – профессиональная версия, предназначенная для автоматизации процессов управления проектами в соответствии с требованиями PMI (Project Management Institute) и стандартами ISO. В первую очередь этот пакет предназначен для использования в составе корпоративной информационной системы, хотя вполне может работать и автономно, помогая решать задачи календарно-сетевого планирования, определения критического пути, выравнивания ресурсов, и других задач моделирования проектов, групп проектов, портфелей и программ. 2. SureTrack Project Manager ориентирован на контроль выполнения небольших проектов или фрагментов крупных проектов. Может работать как самостоятельно, так и совместно с Project Planner в корпоративной системе управления проектами. Open Plan (разработчик Welcom Software Technology, сейчас Deltek) обеспечивает полномасштабное мультипроектное управление, планирование по методу критического пути и оптимизацию использования ресурсов в масштабах предприятия. Может эффективно использоваться на всех уровнях контроля и управления проектами – от высшего руководства и менеджеров проектов, до начальников функциональных подразделений и рядовых исполнителей. Open Plan позволяет руководителям разного уровня выполнять следующие функции: 1. определять уровень приоритетности проектов; 2. задавать относительную степень важности проектов для распределения ресурсов; 3. минимизировать риски; 4. проводить анализ хода выполнения работ. Welcom предлагает использовать профессиональную и " облегченную" версию продукта в совокупности (OpenPlan Professional + OpenPlan Desktop), так как они полностью интегрированы.
Для создания компьютерной модели проекта с использованием одной из упомянутых систем, необходимо проделать следующие шаги.
1. Укрупненно описать проект – создать иерархическую структуру работ. 2. Задать, какие составляющие стоимости будут использованы для финансового анализа и управления проектом. 3. Составить перечень операций (работ, задач) проекта и задать их характеристики. 4. Составить перечень ресурсов проекта и задать их характеристики, 5. Задать взаимосвязи (ограничения на порядок исполнения) операций проекта. 6. Назначить ресурсы на исполнение операций проекта. 7. Назначить стоимости операциям, ресурсам и назначениям проекта. 8. Задать ограничения на финансирование, поставки, сроки исполнения операций. 9. Составить расписание исполнения работ проекта с учетом всех ограничений. 10. Оптимизировать состав используемых ресурсов. 11. Определить бюджет и распределение во времени плановых затрат проекта. 12. Определить и промоделировать риски и неопределенности. 13. Определить необходимые резервы, стоимости и потребности в материалах для исполнения запланированных показателей с заданной надежностью. 14. Представить плановую информацию руководству и исполнителям. В процессе исполнения проекта данные системы позволяют. 1. Вести учет. 2. Анализировать отклонения исполнения от запланированного. 3. Прогнозировать будущие параметры проекта. 4. Моделировать управленческие воздействия.
|