Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон - это НПА, принятый высшим органом гос. власти в установленном Конституцией порядке, и обладающий высш. юр. силой по сравнению с др. НА (указы, постановления).






КП России как наука. Наука конституционного права относится к отраслевым юридиче­ским наукам. Отраслевой она называется потому, что КП является самостоятельной отраслью российского права. Наука конституционного права как раз и изучает эту отрасль, нор­мы которой выступают юридическим источником познания. К предмету науки российского конституционного права относится следующее: сущность, система отрасли российского конституционного пра­ва, -правовые ин­ституты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания. Наука конституционного права России включает в себя следую­щие разделы: исследование соответствующего понятийного аппарата ее источники; фактические отношения, регулируемые нормами конституци­онного права России; практика реализации норм российского конституционного права; история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы. Таким образом, наука конституционного права России — это от­расль правоведения, которая изучает конституционно; учение о Конституции России в ее историческом развитии; сущность, структура, принципы и юридические свойства дейст­вующей Конституции РФ; системный анализ норм, закрепляющих основы конституцион­ного строя Российского государства; изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина; анализ формы правления и национально-государственного устройства РФ. Наука конституционного права России основывается на данных об­щественных наук (политической экономии, философии и др.), которые имеют методологическое значение, тесно связана с историей государства и права России, изучающей процесс исторического становления и разви­тия институтов, в том числе и конституционного права, с наукой между­народного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международ­ного права (согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) включены в российскую правовую систему, а международные договоры имеют приоритет над про­тиворечащими им законами РФ. Современный этап развития науки конституционного права Рос­сии характеризуется: анализом и комментированием Конституции РФ; признанием ценностей демократии, прав человека, верховенства права и закона; расширением предмета научных исследований; 4) обновлением методологической базы науки конституционного права, отказом от догматических и демагогических постулатов прошлого; 5) разнообразием методов исследования; 6) использованием достижений зарубежной политической и правовой мысли.

 

2. КП как отрасль права - это система внутри согласованных юридических норм, которые содержатся источниках КП и регулируют определённую группу общественных отношений. КП наряду с АП, ФинП, УП является частью публичного права. КП предназначено для регулирования отношений в сфере общих интересов людей. КП является системным образованием, составными элементами системы КП выступают конституционные нормы и институты; понятие система конституции и система КП не одинаковы, второе понятие по объёму шире чем система конституции. КП выполняет три основных функции: правовая – заключается в том, что КП обеспечивает единство и взаимосогласованное функционирование различных отраслей системы рос.права. Соц. функция – состоит в том, что КП способствует поддержанию равенства баланса интереса в обществе, обеспечивает устойчивое развитие гос-ва. Политическая фун-я – заключается в том, что КП устанавливает принципы взаимоотношений между участниками полт процесса. Основными тенденциями развития КП после принятия КРФ 93 явл.: суверенизация (ст 14), гуманизация, соцоолизация, расширение объёма конституционного регулирования, реорганизация федеративного устройства.

 

3. Нормы конституционного права. Конституционно-правовыми нормами являются установленные или санкционированные государством общеобязательные правила по­ведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с тем, что нормам конституционного права присущи общие признаки право­вых норм, они обладают своей спецификой. Указанные нормы регулируют наиболее широкие и существенные общественные отношения, оформляют правовые основы государства. Многие из этих норм имеют весьма общий характер, причем по своей сути они не всегда являются представительно обязывающими. В них нередко отсутствует прямая связь между конкретными правами и обя­занностями (см., например, ст. 13 Конституции РФ, в которой призна­ется идеологическое многообразие, а обязанность, относящаяся к государству в целом, заключается в запрете устанавливать в качестве го­сударственной или обязательной какую-либо идеологию).. Нормы конституционного права принято классифицировать по следующим основаниям: в зависимости от функциональной роли: регулятивные и охра­нительные; в зависимости от характера воздействия на субъекты права: управомочивающие, обязывающие и запрещающие; в зависимости от характера регулируемых общественных отно­шений: материальные и процессуальные; по методу правового регулирования: императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные; 5) по времени действия: постоянные и временные. Особенностью конституционного права является большое количе­ство декларативных и дефинитивных норм. Нормы конституционного права объединяются в отраслевые инсти­туты. Можно выделить пять ведущих отраслевых институтов: а) основы конституционного строя; б) основы правового статуса человека и граж­данина; в) федеративное устройство государства; г) система государст­венной власти; д) система местного самоуправления. По мнению большинства исследователей, нормы, регулирующие местное самоуправление, образуют укрупненный институт или под­отрасль конституционного права, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. Надо различать систему отрасли конституционного права, охваты­вающую всю совокупность определенных правовых норм, и систему Конституции РФ. Они приближены друг к другу, но не совпадают.

Предмет и метод конституционного права как отрасли права. КП — ведущая отрасль системы права РФ. В отличие от других отраслей права, которые воз­действуют на общественные связи в какой-либо одной области жизни, КП регулирует отношения, складывающиеся во многих сферах жизнедеятельности общества: политической, экономи­ческой, социальной и других. КП — это упорядоченная совокупность пра­вовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Предметом конституционного права России являются те отноше­ния, которые регулируются его нормами: а) отношения между человеком и государством; б) основы конституционного строя; в) устройство государства; г) форма правления. Методом конституционно-правового регулирования является со­вокупность приемов и способов правового воздействия на соответст­вующие общественные отношения. Эти методы разнообразны и зависят от характера предмета право­вого регулирования. К ним можно отнести два основных: императивный (метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, ответственности); диспозитивный (метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволении). В свою очередь они подразделяются на следующие способы воз­действия: дозволение (применяется преимущественно к регулированию статуса человека и гражданина и определению компетенции государ­ственных органов и субъектов Федерации); связывание (применяется к организации власти, исполнению долга гражданина перед государством); запрещение (применяется к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на интересы государства). В целом конституционно-правовые методы и способы регулирова­ния общественных отношений основываются на властно-императив­ных началах.

5. Конституционно-правовые отношения. Массовые и наиболее значимые для общества отношения, наце­ленные на осуществление фактической власти и суверенитета народа, а также на достижение свободы личности, получили название консти­туционных отношений. Они составляют предмет регулирования от­расли конституционного права и, будучи урегулированными его нор­мами, приобретают характер правоотношений. Объектом конституци­онно-правовых отношений выступают социально-экономические и политические ценности. Конституционно-правовым отношениям свойственны как общие черты, присущие всем правоотношениям, так и специфические. Они имеют единую для всех правоотношений структуру: субъект, объект и содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Специ­фика конституционных правоотношений проявляется в том, что они отличаются своим объектом, субъектным составом и многослойным характером юридических связей между субъектами. Всю систему конституционно-правовых отношений можно раз­бить на две большие группы. В первую из них входят отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Эти отношения регулируются консти­туционным правом не в полном объеме, а именно в своих основах; бо­лее детальное и конкретное их регулирование происходит в других от­раслях права. Вторую группу составляют общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы гражданина и лица, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов государственной власти. Отношения, склады­вающиеся в названной сфере, находят проявление в государствен­но-властной деятельности, поэтому они определяются как власте - отношения (т.е. отношения в процессе осуществления власти). В отличие от отношений первой группы они регулируются конституционным правом не в основных чертах, а в полном объеме.

 

Субъекты конституционного права РФ. Под субъектами конституционного права понимаются носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Субъекты конституционного права подразделяются на три боль­шие группы: физические лица, государственные образования и него­сударственные объединения. К физическим лицам относятся: граждане РФ; иностранцы; лица с двойным гражданством (бипатриды); лица без гражданства (апатриды); избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью. Конституционная правоспособность физических лиц определяет­ся нормами Конституции, устанавливающими основные права и сво­боды (например, право избирать и быть избранными). К государственным образованиям относятся: государство в целом (РФ); субъекты РФ — республики, края, области, го­рода федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства — как на федеральном уровне, так и на уров­не субъектов Федерации. К негосударственным объединениям относятся: 1) общности людей — народ РФ, народы субъ­ектов Федерации, население административно-территориальных еди­ниц и муниципальных образований; органы местного самоуправления; ассоциации граждан — политические партии, массовые обще­ственные организации, религиозные объединения, общественно-по­литические движения и др.; группы граждан — собрания избирателей, сходы граждан и др.

 

Источники российского конституционного права. Это форма закрепления (их внешнее выражение) общих правил по­ведения, регулирующая отношения конституционного характера. Это преимущественно Конституция и законы, другие нормативные право­вые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутри федеральные). Они выполняют роль (и являются таковыми) своеобразного резервуара, хранилища правовых предписаний. Все подобные источники прямо связаны с предметом отрасли кон­ституционного права. Система источников конституционного права характеризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изменением соотношения внутригосударственного и международного права; 4) приоритетом за­кона. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке орга­ном законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. На федеральном уровне особая роль отводится Конституции РФ. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Кон­ституции РФ, федеральные. Субъекты Федерации издают конститу­ции (уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. Нормы данной отрасли права могут содержаться в отдельных поста­новлениях парламента и парламентских регламентах. Источником конституционного права являются весьма многочис­ленные подзаконные акты (указы главы государства, постановления правительства и др.). Большинство исследователей к этой группе отно­сят и акты местного самоуправления (уставы городов, районов, рег­ламенты представительных органов на местах). Нормы конституционного права содержатся и в отдельных норма­тивных договорах. К группе внутригосударственных договоров отно­сятся Федеративный договор 1992 г., договоры о разграничении пред­метов ведения и взаимном делегировании полномочий между органа­ми государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ. Согласно конституционным нормам (ч. 4 ст. 15) источником от­расли права являются общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры РФ. Весьма ограниченное распространение получил правовой обычай. К числу специфических источников относятся нормативные ре­шения Конституционного Суда РФ и других органов конституцион­ной юрисдикции.

 

Закон - это НПА, принятый высшим органом гос. власти в установленном Конституцией порядке, и обладающий высш. юр. силой по сравнению с др. НА (указы, постановления).

Виды законов: В соответствии с К. (ст 76) РФ на фед. уровне принимается два вида законов: ФКЗ и ФЗ. ФКЗ по сравнению с ФЗ обладает более высокой юр. силой. Он является органическим законом, непосредственно предусмотренным и вытекающим из содержания Конституции, детализирующим тот или иной конституционно-правовой институт. Конституция РФ предусм. обязательное принятие 13 ФКЗ (из них есть 6) Законодательный орган не м. принимать ФКЗ, не предусмотренный К. РФ. ФЗ - это закон текущего характера, он издается в соотв. с К. и ФКЗ. Конституцией предусматривается возможность принятия свыше 40 различных ФЗ.

Типология законов в РФ. С 1990 по 2001 г. было издано около 1600 федеральных (общерос­сийских) законов по различным отраслям права1. Многие из них име­ют прямое отношение к конституционному праву и касаются принци­пиальных проблем организации государственной власти, прав, свобод и обязанностей граждан, избирательной системы, федеративного устройства, статуса и деятельности общественных организаций, мест­ного самоуправления. Анализируя систему законов, нельзя не отметить такую характер­ную черту, как их разнообразие. Важнейшие государственно-правовые нормы зафиксированы в конституционных и «обычных» законах. Федеральные конституционные законы существуют с 1994 г. Они принимаются по? ам, предусмотренным Конституцией РФ. Главный смысл и предназначение анализируемых законов как раз и состоит в том, что они в системе законоположений определены как обособленные и приоритетные акты повышенной юридической силы, развивающие фундаментальные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Поэтому законодатель не может произвольно, без изменения существующих основных норм вводить новые конституци­онные законы или упразднять существующие, издавая вместо них акты текущего законодательства. В то же время допустимым является приня­тие конституционных законов об изменении и дополнении действую­щих вышеназванных актов, их отмене либо принятии в новой редак­ции. В противном случае будет деформирована вся «конституционная конструкция», установленная на референдуме 1993 г. На наш взгляд, целесообразно выделить следующие сущностные черты этого типа законов: Конституционные законы развивают и дополняют Конститу­цию РФ. «Конституционное пространство» при этом расширяется. Принимаются по? ам, предусмотренным Основным Зако­ном РФ: Их перечень детерминирован конституционными нормами и не является произвольным. Имеется в виду вся совокупность актов данного уровня, включая законы об из­менениях и дополнениях, о ратификации и денонсации международных договоров. Особое положение этих актов, вызванное близостью к общерос­сийской Конституции, приводит к наделению их большей юридичес­кой силой, чем обычные законы. Федеральные законы не могут проти­воречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76), этим лишний раз подтверждается приоритет самой Конституции РФ. Подготавливаются по специальной, усложненной и продолжи­ тельной процедуре в отличие от федеральных законов. Для их принятия необходима активная позиция обеих палат Федерального Собрания — голосование «за» трех четвертей от общего числа членов Совета Федера­ции и двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение. Глава государства безусловно обязан их подписать и обнародовать (ч. 2 ст. 108). Ныне действуют следующие федеральные конституционные зако­ны: о Конституционном Суде РФ (1994 г.), об ар­битражных судах (1995 г.), о референдуме (1995 г.), о судебной системе (1996 г.), об Уполномоченном по правам человека в РФ (1997 г.), о Правительстве РФ (1997 г.), о военных судах (1999 г.), о Государственном гимне (2000 г.), о Государственном гербе (2000 г.), о Государственном флаге РФ (2000 г.), о чрезвычай­ном положении (2001 г.), о порядке принятия в Российскую Федера­цию и образования в ее составе нового российского субъекта (2001 г.), о военном положении (2002 г.). На современном этапе принято чуть более 60% всех конституцион­ных законов. Так, отсутствуют акты о порядке созыва Конституцион­ного собрания, о порядке изменения статуса субъекта Федерации и не­которые другие. Близок к федеральному конституционному закону закон РФ о по­правке к российской Конституции (ст. 136). Такой закон пока ни разу не принимался. Возможность принятия и форма этого акта установле­на в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. По всей видимости, этот закон будет иметь вре­менное значение и прекратит свое действие сразу же после включения поправки в текст Конституции РФ. Наиболее многочисленны среди законодательных актов федераль­ные (ординарные) законы, принимаемые на основе обычной парламент­ской правотворческой процедуры. Они составляют большинство в кон­ституционном и других отраслях права и по юридической силе идут сра­зу же после федеральных конституционных законов. Это, к примеру, законы о выборах, о гражданстве, о средствах массовой информации, о политических партиях, о статусе судей. Среди российских законов сле­дует выделять такие акты, как основы законодательства и кодексы. Все субъекты РФ с 1993 г. получили право изда­вать свои законы, до этого подобными полномочиями обладали только республики. Представительные (законодательные) органы республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов фе­дерального значения принимают законы, направленные на определение и конкретизацию статуса государственных органов, развитие местного самоуправления, взаимодействие с федеральными структурами, обеспе­чение правопорядка, охрану законных прав и интересов граждан. Стержневыми законодательными актами являются конституция (для республик) и устав (для всех иных субъектов Федерации), нося­щие учредительный характер. Все региональные акты должны соответ­ствовать российскому законодательству, и их действие ограничено территорией конкретного субъекта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал