Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционная ответственность - вид социальной ответственности, выражающийся в особых негативных последствиях для субъекта конституционного правонарушения.
Конституционное правонарушение - виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее нормы конституционного права и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного правонарушения. Конституционное правонарушение является основанием для наступления конституционной ответственности. Ответственность - обязанность и готовность субъекта отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. В зависимости от характера применяемых санкций различают ответственность юридическую, материальную, моральную, политическую и т.д. В зависимости от субъекта различают ответственность индивидуальную и коллективную. Субъекты конституционной ответственности - высшие должностные лица и органы государственной власти. Формы конституционной ответственности - - отмена или приостановление антиконституционного акта; - отрешение от должности; - признание выборов или результатов референдума недействительными, - официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной; - досрочное расформирование подотчетного органа.
Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства. Конституция РФ (от лат. — устанавливаю, учреждаю) — основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы нового постсоциалистического конституционного строя, организацию государственной власти. Первые конституционные акты в современном понимании были приняты в конце 'XVIII в. (США, Франция, Польша). Обычно Конституция — явление демократического порядка, она принимается народом (или при его участии) и ограничивает институты власти. Ее сущность большинство авторов определяют как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому понимание сущности Конституции как проявления социального плюрализма, политического компромисса. В действующих конституционных нормах отражены некоторые исходные начала концепции естественного права (ст. 2, ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 21, ст. 35 и др.), признаны и гарантированы права и свободы человека и гражданина в соот с международно-правовыми стандартами, закреплены принципы и идеалы демократического, федеративного, правового и социального государства. Уникальный статус Конституции России в правовой системе обусловлен следующими основными факторами: 1. Характером регулируемых им общественных отношений, которые по своему содержанию являются конституционными и по большей части изначальными, первичными. Целенаправленным воздействием на развитие законодательства, всех источников права. Наивысшей юридической силой. Высокой степенью нормативного обобщения. Прямым действием. Структура Конституции РФ — краткая преамбула, два раздела, первый раздел охватывает 9 глав и объединяет 137 статей, второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Видная роль в новом конституционном регулировании принадлежит главе ^озаглавленной «Основы конституционного строя», своего рода Основному Закону в миниатюре. Юридические свойства Конституции понимаются в литературе неоднозначно, чаще всего как качества, детерминирующие ее особую правовую природу и делающие основным законом. Обычно выделяют нормативность, наивысшую юридическую силу, специальный порядок принятия и изменения конституционных норм.
11. Конституция РФ 1993 года: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, содержит два раздела, 9 глав и 137 статей. Глава 1- основы конституционного строя, гл. 2- права и свободы человека и гражданина, 3- федеративное устройство, 4- президент РФ, 5- федеральное собрание, 6- правительство РФ, 7- судебная власть, 8 – местное самоуправление, 9- конституционные поправки и пересмотр конституции. Функции: 1) Воспитательная - яв. основой формирования конституционного правосудия. 2)организационная – устанавливает систему гос. власти, а также формы взаимоотношений между ними. 3) Соц.- экономического партнёрство – основной закон выступает в качестве механизма равновесия между трудом и капиталом, свободой экономической деятельности и гос. регулирования экономики. 4) Правозащитная – закрепляет права и свободы граждан, а также механизмы их реализации и защиты. 5) Геополитическая – определяет национальные внешнеполитические интересы гос., обеспечивает территориальную целостность гос.6) Программная – определяет перспективы законотворческой деятельности 7) Политическая 8) Юридическая. Особенности: 1) КРФ впервые утверждает идеи конституционализма, закрепляет основы конституционного строя. 2) КРФ содержит достаточно полный перечень прав и свобод граждан, она признаёт естественные права чела. 3) В КРФ отсутствуют подробные регулирования основ общественного строя, утверждается концепция гражданского общества 4) КРФ закрепляет отдельные элементы регулирования экономических отношений, в основном законе нет спец. главы посвященной экономической системе. 5) В КРФ характеризуется расширение объёма конституционного регулирования закреплением новых институтов. 6) КРФ закрепляет общепринятые принципы и нормы международного права в качестве правовой системы РФ
12. Юридические свойства Конституции РФ – основные обусловленные правовой природой данного нормативного акта юридические характеристики. Свойства: 1) высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что во-первых её нормы обладают верховенством по отношению к нормам других отраслей права, во-вторых законы и подзаконные акты должны приниматься органами предусмотренными в Конституции и в соот с установленной конституцией. Конституция представляет собой юридический способ закрепления высших правовых предписаний. Нормы КРФ применяются на всей территории РФ (ст.15). Высшая юридическая сила объясняется также тем, что она содержит политико-юридическое решение наиболее важных проблем общества и государства. 2) Учредительный характер. Нормы КРФ закрепляют основу гос-ва и обще-ого устройства, учреждают гос. институты, через которые реализуется гос. власть. 3) Нормативность предписаний. Обеспечивает упорядочений общественных отношений. Несмотря на особенности внешнего выражения кон-ые нормы определяют цели, способы, условия поведения соц. субъекта. 4) Прямое действие. Различают две основные формы –самостоятельное; -действие норм конституции совместно с нормами других отраслей права. Реализация Конституции России: понятие и формы. Под реализацией Конституции понимается деятельность субъектов конституционного права по внедрению положений Основного Закона в поведение граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных объединений, субъектов Федерации и РФ как единого целого для достижения целей, провозглашенных Конституцией. Реализация Конституции носит универсальный характер в смысле охвата различных сфер общественных отношений. Сферой реализации Конституции являются все стороны жизни общества, в этом процессе участвуют все субъекты права. Особенность этого процесса заключается в том, что его активными участниками являются народ, государство, субъекты Федерации. Осуществление конституционных норм протекает в следующих формах: соблюдение, исполнение, использование и применение. Соблюдение выражается в том, что субъекты конституционного права сообразуют свое поведение с юридическими запретами (характерной чертой данной формы является пассивность поведения субъекта: он не совершает действий, запрещенных конституционными нормами). Исполнение конституционных норм в отличие от соблюдения предполагает активное поведение субъектов, требуемое конституционной нормой и направленное на достижение выдвинутых ею целей. В Конституции РФ установлены три способа исполнения: все субъекты права обязаны точно и единообразно исполнять Конституцию и законы РФ; государство обязано исполнять международные договоры РФ; граждане обязаны исполнять свои конституционные обязанности. Использование как форма реализации связано с процессом осуществления конституционных прав и свобод (здесь субъект своими действиями осуществляет предоставленные ему права). Применение конституционных норм предполагает властное вмешательство государства, его органов и иных субъектов этой деятельности в реализацию предписаний Основного Закона. Названные субъекты организуют осуществление конституционных норм в том случае, если необходима конкретизация данной нормы применительно к определенному лицу. Выделяют три способа применения конституционных норм: обособленное от других, самостоятельное применение субъектами норм Основного Закона; применение норм Конституции совместно с иными нормами права; использование конституционных норм для мотивировки судебных актов и для толкования других правовых норм. Прямое действие российской Конституции. Прямое (непосредственное) действие норм Конституции РФ означает, что независимо от наличия законодательных актов, конкретизирующих эти нормы, органы, представляющие все три ветви власти, обязаны их осуществлять. Принцип непосредственного действия конституционных норм не исключает того, что некоторые из них для своей беспрепятственной эффективной реализации нуждаются в развитии текущим законодательством, в разработке правил и процедур, упорядочивающих их осуществление. Непосредственное действие конституционных норм требует всестороннего развития российского законодательства. Суд и иные органы при разрешении тех или иных? ов могут прямо ссылаться на конкретную статью Конституции. В последние годы практика деятельности судов утверждает прямое действие конституционных норм. Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, когда: а) закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего данные отношения; б) суд придет к выводу, что закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. В случае сомнений по поводу соответствия российской Конституции какого-либо нормативного акта суд обращается с запросом о конституционности данного акта в Конституционный Суд РФ на любой стадии рассмотрения дела. 14. Конституция РСФСР 1918. Основные принципы Конституции были сформулированы в ее шести разделах: I. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; II. Общие положения Конституции РСФСР; III. Конструкция Советской власти (организация советской власти в центре и на местах); IV. Активное и пассивное избирательное право; V. Бюджетное право; VI. О гербе и флаге РСФСР. В Декларации определялась социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата и ее политическая основа — система советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Законодательно закреплялись первые экономические преобразования: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков, части промышленности. Срок действия Конституции определялся как «переход от капитализма к социализму». Государственное устройство РСФСР носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФСР и состоящих из нескольких национальных областей. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный перед ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФСР— Совет Народных Комиссаров, состоявший из народных комиссаров, возглавлявших отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские советы. Компетенция центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФСР, объявление войны и заключение мира, общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливали общегосударственные налоги и повинности; основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры. Характерно, что законодательную власть в РСФСР осуществляли сразу три высших органа: Всероссийский съезд советов, ВЦИК и СНК. Последний мог издавать декреты и распоряжения в области государственного управления, носившие общеобязательный характер. Наиболее значимые из них утверждались ВЦИК. Важнейшей задачей, возложенной на нижестоящие советы, было проведение в жизнь решений вышестоящих органов и подчинение им по вертикали. По горизонтали в пределах своей территории, местным советам предоставлялись широкие полномочия по реализации своей компетенции. Этот принцип получил наименование «демократического централизма». Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Эти группы объединялись понятием «трудящиеся». Значительная часть населения была лишена избирательных прав: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли; живущие на «нетрудовые доходы»; частные торговцы и посредники; представители духовенства; служащие жандармерии, полиции и охранного отделения. Исключение из избирательного корпуса «социально-чуждых элементов» не позволяло рассматривать избирательное право как всеобщее. Конституция закрепила многоступенчатую систему выборов в советы (правило, действовавшее еще при выборах в земства и Государственную думу). Прямыми были выборы в сельские и городские советы, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах советов на основе принципов представительства и делегирования.
|