![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д. Розвиток предметної та ігрової діяльності у дітей раннього віку. Види предметних дій.
В раннем детстве предметная деятельность, становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. Переход к предметной деятельности связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. т. е., той функции предмета которая закреплена за ним в общественном опыте. Огромный путь развития проходит двигательный аппарат младенца. Не координированные, беспорядочные движения становятся упорядоченными. Развитие видов предметных действий. Результативные – 4 м – хватательные движения, притягивание, постукивание, толкание, качание, бросание, разрывание. Состоящие из двух предметов – 7 м – всовывание, вкладывание, вынимание, нанизывание. Функциональные – 1 г – подражание взрослым. Как выражение оринтировочного рефлекса эти предметные действия представляют собой форму активного познания реб. окружающего мира. Признаки предметных действий: 1. Выполняются всегда с каким-то предметом. 2. Осуществляется согласованной работой обеих глаз, рук, пальцев которые берут предмет. 3. Повторяются ребенком много раз подряд. 4. Достигают какого-то видимого или слышимого результата. 5. Вызывают сосредоточенность ребенка и ожидание (предвосхищение) уже достигавшегося ранее результата. Связь действия с предметом проходит три фазы развития: 1. С предметом могут выполнятся любые известные реб. действия. 2. Предмет употребляется только по прямому назначению. 3. Свободное употребление предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета. Не все действия, усваиваемые ребенком в этот период однотипны, и не все они имеют одинаковое значение для психического развития. Особенности действий зависят прежде всего от особенностей самих предметов: предметы определенного назначения(ложка), предметы свободного назначения (мяч, кубики), полифункциональные предметы (веревка, бумага). Полифункциональные предметы выступают для ребенка как средство овладения замещениями. Действия замещения освобождают ребенка от консервативной привязанности к функциональному назначению предмета. В мире постоянных предметов ребенок начинает обретать свободу действий с предметами. Чем сложнее действия, тем больше они способствуют психическому развитию ребенка. Из числа действий которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для психического развития оказываются соотносящиеся и орудийные действия. 1. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (частей) в пространственное взаимоотношение (складывание пирамидки, сборно-разборных игрушек). Способы выполнения соотносящихся действий, которые формируются у ребенка зависят от особенностей обучения: действия по образцу; фиксирование внимания на ошибках и исправления их; выработка умений действий. 2. Орудийные действия – это действия, в которых один предмет – орудие – употребляется для воздействия на другие предметы. Орудийными действиями ребенок овладевает в ходе обучения, при систематическом руководстве взрослого. Орудийные действия ребенка раннего возраста весьма не совершенны, они продолжают отрабатываться в дальнейшем. Предметная деятельность имеет огромное значение: отрабатываются функции сенсорного механизма; познание свойств предметов; формирование намеренных произвольных действий. В предметной деятельности развиваются все познавательные процессы. Виды детских игр предметного типа: 1. Игра – исследование. 2. Игра – конструирование. 3. Ролевая игра. На протяжении раннего возраста возникают предпосылки к развитию ролевой игре внутри предметной деятельности. Они состоят в овладении действиями с предметами особого рода – игрушками. Предпосылки к ролевой игре: 1. Переименование предметов: сначала действуют с предметами, а потом осознают смысл предмета в игре. 2. Потребность копирования действий взрослых – отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого. 3. Название себя именем другого человека. 4. Формирование действий, воспроизводящих действия других людей. 5. Копирование способов общения людей друг с другом в различных социальных ситуациях. В ролевой игре воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый план выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Тем самым удовлетворяется основная потребность ребенка, как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми.
|