Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З. Поняття про пам'ять , види, основні процеси.






Память явл системой процессов, которые осуществляют полный цикл преобразований информации субъектом: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание

Запоминание. Процесс запоминания протекает в трёх формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

- Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. - Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения. Непроизвольн запомин отражает постоянно действующий, повторяющиеся события. - Ведущей формой запоминания у человека явл произвольное. Эффективность произвольного запомин зависит от повторения и заучивания – многоразовое повторение (с целью сохранить в памяти тот или иной материал)

В зависимости от степени понимания материала запоминание бывает механическим (формальным) и смысловым (логическим)

Механическим явл запоминание, кот осуществляется формально, без понимания сути и логики построения материала. Оно проявляется в фиксации только внешних особенностей объектов на сенсорном уровне (цвет, форма и т.д.)

Смысловое запомин – отражает закономерные связи между объектами. Смысловая переработка материала обеспечивает эффективность как непроизвольного, так и произвольного запоминания. Этапы логического запоминания:

Осознание цели запоминания – понимание его смысла – анализ материала – обобщения – запоминание этого обобщения.

Сохранение – это более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте. Про эффективность сохранения делают вывод опосредованно – за показателями отображения. Сохранение нельзя трактовать как пассивный процесс хранения. Сохранение – процесс динамический.

Воспроизведение – воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают виды воспроиз:

* узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие объекта. * воспроизведение – воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие. Его признаком является отсутствие волевых усилий при припоминании. * припоминание- воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено. Припоминание требует волевого усилия. Приемы припоминания: ассоциирование и опору на узнавание.

Забывание – это процесс который производит к потере чёткости и уменьшения объема запомненного, возникновение ошибок в воспроизведении и, делает невозможным вспоминание. Темп забывания в условиях перегрузки памяти объемом информации возрастает, особенно в первые часы и дни после усвоения. Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление информации и повторение материала в первые дни после заучивания.

Все эти виды воспроизведения вплетены один в другой и всегда взаимодействуют в мнемической деятельности

Принципы рациональной организации мнемических процессов в обучении, сформулированы А.О. Смирновым, П.И. Зинченком и другими исследователями памяти.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память основа психической деятельности. Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Также память явл. составной частью познавательной деятельности индивида.

Виды памяти:

Непроизвольная память ( информация запоминается сама собой без специального заучивания, а входе выполнения деятельности). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает

Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:

1. От целей запоминания

2. от приемов заучивания: а)механическое дословное многократное повторение – работает механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления;

б) логический пересказ, кот включает логическое осмысление

материала, систематизацию – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, схемы, картинки) – работает образная память. Типы образной памяти: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приёмы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания)

Кратковременная память. Любая информациявначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание на короткое время., после чего информация или забывается полностью либо переходит в долговременную память

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информац: бывает двух типов: 1)ДП с сознательным доступом (т.е. информац человек может извлечь по своей воле, вспомнить)

2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, может получить к ней доступ)

Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информац, поступающей как из кратков памяти, так и из ДП

Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом её в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации

 

В зависимости от содержания материала двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую

В зависимости от характера цели деятельности разделяют


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал