Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
БИЛЕТ № 7.Характеристика речевого развития ребенка со 2 уровнем ОНР. Задачи и содержание логопедической работы с детьми имеющими 2 уровень ОНР. ОНР - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя и искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Диференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. Возможно пользование местоимениями, иногда союзами, простыми предлогами. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Пользуются только простыми предложениями (2-3 слова). Словарный запас отстает от нормы (незнание частей тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий). Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: смешение падежных форм (едет машину вместо на машине); употребление Сущ в Им падеже, а глаголов в инфинитиве или в форме 3 лица ед и мн числа настоящ времени; в употреблении числа и рода глаголов, при изменении сущ по числам (два каси-два карандаша); отсутствие согласования прилагат с сущ, числител с сущ. Трудности при пользовании предложными конструкциями: часто опускают предлоги, а сущ при этом употребляется в исходной форме (книга идит то-книга лежит на столе); заменяют предлоги (гиб лятет на далевим-гриб растет под деревом). Союзы и частицы употребляют редко. Понимание обращенной речи: различают и понимают формы ед и мн числа сущ и глаголов, формы муж и жен рода глаголов прош времени. Затруднения при понимании форм числа и рода прилагат. Значение предлогов различают только в хорошо знакомой ситуации. Фонетическая сторона: многочисленные искажения звуков, замены и смешения; нарушено произношение мяг и твер звуков, шипящ, свистящих, аффрикат, звонких и глухих (пат книга-пять книг, папутька-бабушка, дупа-рука). Затруднения в усвоении звукослоговой структуры слова: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов (морашки-ромашка, кукика-клубника). У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Основы коррекц обучения разработаны в психолого-педагогич исследованиях (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева, А.В.Ястребова и др). Обучение в дошкольных группах для детей с ОНР (с 4 лет)и в подготовительном классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи 1 отделение (с 6-7 лет). Задачи обучения: работа по развитию понимания речи направленная на различение форм слова; развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словаря, практического усвоения простых грамматических категорий; овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова. Содержание работы. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и качеств. Работа по расширению словаря, развитие восприятия речи позволяет наращивать и обобщать языковые наблюдения над смысловыми, звуковыми, морфологическими и синтаксическими сторонами речи. Для развития понимания речи учат различать значение приставок в страдательных причастиях; по окончанию глаг прош времени определять лицо; определять взаимоотношения действующих лиц по синтаксической конструкции (картинки заяц убегает от девочки, девочка убегает от зайца); понимать пространственные отношени предметов, выраженные предлогами; объединять предметы по назначению; различать падежные окончания (покажи карандаш ручкой); различать сущ в уменш-ласкат форме (возьми грб а мне дай грибок). В речь детей вводят простые определения, обозначающие признаки предмета по величине, цвету, вкусу и т.д. Учат отвечать на вопросы, составлять предложения по моделям. Когда научатся можно приступать к объединению предложения в маленький рассказ. Используется заучивание коротких стихов. Овладение правильным произношением включает использование разных упражнений по развитию артикуляции, вызыванию звуков, различению на слух поставленных фонем. Данная страница нарушает авторские права? |