Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
БИЛЕТ № 5.
1. Этапы речевого развития ребёнка в онтогенезе. Сензитивные периоды речевого развития и критические периоды в развитии речевой функции.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей: 1-подгот-й (с момента рожд. реб. До1 г.): крик и плач, развитие 3 отд реч-го аппарата- дых-го, голос-го, артик-го, реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.2-3 мес., 6 мес. отд. слоги. 7-9 м.повт. за взрослым, 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего), появляются первые слова. 2-преддошкольный 1-3) повт., произносит слова, путает зв., переставляет их местами, искажает, опускает. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства жестами, мимикой, накопление словаря, к 1г 6мес.10-15 слов; к концу 2-го года-300 слов; к 3 годам-около 1000 слов. 3-дошкольный (3-7).неправильное звукопроизн-е свистящих, шипящих, сонорных зв. р и л, реже- дефекты смягчения, озвончения и йотации. формируется фонематическое восприятие, увеличение словарного запаса 4-школьный (7-17) сознательное усвоение, зв. анализ, грамматика, пис.речь.
Сенситивный период развития речи
|
от 0 до 6 лет, В возрасте от 0 до 4, 5 месяца: реб. уже ощущает речь как особенное, смотрит на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит-проблемы со слухом, подраж. зв. пузыри из слюней-тренировки мышц реч-го аппарата; около 1г.: сознательно первое слово.Он хочет говорить, но пока не может.1, 5 лет: выражает чувства, желания. «приятно — неприятно» вместо «правильно — неправильно. 2, 5–3
разговаривает сам с собой, постепенно монологи становятся внутренними.3, 5–4употребляет речь целенаправленно и осознанно, с помощью речи он решает свои проблемы интересуются символическим обозначением звуков — буквами, обводят, пишут отд. слова.около 5 самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма — это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.
| Выделяют три критических периода в развитии речевой функции. 1 (1-2 г.), когда формируются предпосылки речи-речевое развитие, потребность в общении, интенсивное развитие корковых реч-х зон, Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14—18 месяцев. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка. 2. (3г.), связная речь, переход от ситуационной речи к контекстной, согласованность в работе ЦНС (речедвигательного механизма, вним., памяти), рассогласованность в ЦНС, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к - упрямство, негативизм и т. д Могут возникать заикание, мутизм, отставание речевого разв., отказывается от реч-го общения. Возникающее на этом этапе заикание может быть обусловлено возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевой функциональной системы и различных психических функций. В литературе они иногда обозначаются как эволютивные, т. е. связанные с возрастной фазой развития: например, «эволюционное заикание». 3.(6-7 л)-разв. пис. Речи, нагрузка на ЦНС. «срывы», заикание. Критич. периоды разв.могут иметь как самост-е значение, так и сочетаться с др. неблагоприятными факторами-генетическими, общей ослабленностью реб., дисфункцией ЦНС.
2. Дифференциальная диагностика дизартрии от других нарушений речи (стертой дизартрии и дислалии; дизартрии и алалии).
Диз.-наруш. произносит-й стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации реч-го аппарата, нарушение звукопроизнос-й и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением ЦНС и периферич-й НС, расстройства артик-ии, голосообраз-я, темпа, ритма и интонации речи.Звукопроиз-я зависят от хар-ра и тяжести поражения нНС. В легких случаях искажения зв, «смазанная речь», тяжелых искажения, замены и пропуски зв., страдает темп, выраз-ть, невнятно.При тяжелых пораж. ЦНС речь невозможна-паралич речедвигат-х мышц (анартрией). Дизартрические нарушения речи в любом возрасте, при различных органических пораж-х мозга (опухоль), которые у взрослых имеют более выраженный очаговый хар-р. У детей при поражением НСплода и новорожд-го.Набл. при: дцп, уо(лёгкая степень), зпр, с min мозговой дисфункцией, онр, ффн, др группы.Стёртая дизартрия-самая лёг. степень- расстройства фонетических и просодических компонентах речи, явл. Распростр-й и трудно поддающейся коррекции произносительной стороны.Дифференциальная диагностика дизартрии проводится в двух направлениях: отграничение дизартрии от дислалии и от алалии.
Дислалия
| Дизартрия
| 1. У соматически ослабленных детей. Органики нет.
| 1. Связана с поражением центральной нервной системы (ц.н.с.)
| 2. Неврологическая симптоматика отсутствует.
| 2. Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок.
| 3. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные.
| 3. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
| 4. Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный.
| 4 Наряду со звукопроизношением страдает просодика. Поставленные звуки автоматизируются с трудом.
| 5. Голос звонкий, громкий, богато модулированный.
| 5. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.
| 6. Речевая активность повышена
| 6. Речевая активность снижена.
| 7. К своему дефекту критичен.
| 7. «У чужого соринку в глазу видит, у себя — бревна не заметит».
| 8. Вегетативные нарушения проявляются в потливости конечностей, в красном дермографизме кожи.
| 8. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
| 9. Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны.
| 9. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны.
| 10. Сон спокойный без ночных страхов и сновидений.
| 10. Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения.
| 11. Диафрагмально-речевое дыхание в норме.
| 11. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое, несформировано
| 12. В контакт ребенок входит легко. Его поведение адекватное.
| 12. Поведение неровное, часты смены настроения.
| 13. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект — в норме, редко наблюдается задержка психического развития (з.п.р.).
| 13. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития (з.п.р.), возможна олигофрения в степени дебильности.
| 14. Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой
| 14. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида работы на другой
| Сравнительная характеристика произношения у детей, имеющих алалию и дизартрию
Произношение звуков у детей с алалией
| Произношение звуков у детей с дизартрией
| 1. Общая характеристика произношения звуков
| 1) Достаточная сохранность моторной деятельности артикуляторного механизма. 2) Характерны преимущественно фонематические нарушения, наиболее ярко проявляющиеся на знаковом уровне деятельности артикуляторного механизма. 3) Многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 4) Разнотипные нарушения произношения звуков, его искажения, замены, пропуски. 5) В нарушениях произношения доминируют замены звуков
| 1) Выраженное нарушение артикуляторного механизма. 2) Преимущественно характерны фонетические нарушения. 3) Изолированные звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам), имеют одновременно и правильное произношение. 4) Однотипные нарушения-произношения звука (только его искажения, замена либо пропуск). 5) В нарушениях произношения доминируют искажения звуков
| 2. Искажения звуков
| 1) Искажение небольшого количества звуков. 2) Искажение преимущественно сложных по артикуляции звуков. 3) Для некоторых искажающихся звуков свойственно сосуществование искаженной и правильной артикуляции
| 1) Искажение большого количества звуков. 2) Искажение и сложных и простых по артикуляции звуков. 3) Для всех искажающихся звуков свойственно постоянное искажение
| 3. Замены звуков
| 1) Замены артикуляторно сложных звуков. 2) Непостоянные замены звука. 3) Разнообразные замены звука. 4) Взаимозамены звуков сравнительно часты
| 1) Замены преимущественно артикуляторно сложных звуков. 2) Постоянные замены звука. 3) Однообразные замены звука. 4) Взаимозамены звуков сравнительно редки
| 4. Пропуски звуков
| 1) Непостоянные пропуски. 2) Пропуски как артикуляторно сложных, так и простых звуков
| 1) Постоянные пропуски. 2) Пропуски преимущественно артикуляторно сложных звуков
| | | |
|