![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обследование произношения у детей с дислалией.Виды нарушений звука.Уровни нарушенного звукопроизношения (по О.В.Правдиной)Дислалия косноязычие — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. ДЕФЕКТ звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках. Резкое несоответствие особ-й произнош-я его возрастным нормам и стаб-сть неправильных форм произн-я характерны для случаев патологии, на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, ценр-го или периферического хар-ра: 1) изменения в строении артик-го аппарата; 2) снижение периферического слуха и нарушения слух-го восприятия центр-го характера. виды неправ-го звукопроиз-я - сигматизм — при нарушении в группах свистящих, недостатки произношения шипящих (ш-ж-щ-ч), ротацизм — при нарушении произ-я звука р, ламбдацизм — при нарушении произ-я звука л, каппацизм-гаммацизм-хитизм (к-г-х-кь-гь-хь) — при нарушении произ-я задненёбных, йотацизм —при нарушении произ-я звука й.Чем сложнее зв., тем позже и труднее уст-ся у реб.произн-е. Зв. т -или смягчаться или заменяться зв-ми п или к наруш-я зв. Р> 20- боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звуками л, л', р', й, в, д и т. д.Случаи замены одного зв. другим - паралалий, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер.В группах ротацизме в, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизм ы и параротацизм ы, параламбдацизмы и т. д.Для дефектов озвончения и смягчения согласных характерны только паралалий, т. е. замены звонких парными глухими, или наоборот, и мягких согласных их парными твердыми, или наоборот. О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произн-я: а) полное неумение произносить (хотя бы повторить по образцу) тот или иной зв. или всю группу звуков; б) неправильное произн-е их в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их вне слова, изолированно, или в легких словах; в) недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции при умении правильно произносить оба звука. Постоянная замена одних звуков другими в произношении ведет обычно к недостаточной дифференциации, смешению их при восприятии (на слух). При обучении школьник переносит смешения в пись-ю речь. В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений (периферически или центрально обусловленных), говорят о функционально-й дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, нёба) говорят о механической (органической) дислалии, формы дислалии: акустико-фонематическая (узнавание фонемы, р-л), артикуляторно-фонематическая(, артикуляторно-фонетическая(искажение). СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ 1. Анкетные данные. Данная страница нарушает авторские права? |