![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обучения
Формы обучения – это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений учителя и учащихся. Форма обучения реализуется как единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен и др.) имеют обучающее и воспитательное значение, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяет совершенствовать знания студентов, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу студентов. Функции форм обучения сложны и многообразны. Формирующая образовательнаяфункция позволяет создать наилучшие условия для передачи обучаемым знаний, умений, навыков, формирования их мировоззрения, развития дарований, практических способностей, активного участия в производстве и общественной жизни. Воспитательная функция способствует активному проявлению всех их духовных сил. Организационная функция требует от преподавателя четкой организационно-методической подачи материала. Психологическая функция форм обучения состоит в выработке у учащихся определенного биоритма активности, привычки к работе в одно и то же время. Содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами обучения выполняет развивающую функцию. Многообразие и разнообразие форм обучения порождает богатство условий для умственной трудовой и игровой деятельности, что позволяет включать в работу весь комплекс психических процессов ученика. Формы организации учебного процесса обеспечивают коллективную и индивидуальную деятельность учащихся, выполняя формирующе-дифференцирующую функцию, реализация которой позволяет им обмениваться информацией в практических делах, учиться взаимопониманию и взаимопомощи. Систематизирующая и структурирующая функции состоят в том, что организация обучения требует разбивки всего учебного материала по частям и темам, его обобщения в целом. По отношению друг к другу формы обучения способны выполнять комплексирующую и координирующую функции. Наконец, стимулирующая функция проявляется с наибольшей силой тогда, когда обучение соответствует особенностям возраста молодежи, специфике развития их психики и организма. Обязательной составной частью организации и осуществления процесса обучения является проверка знаний, навыков и умений, осуществляемая в виде постоянного и непрерывного контроля за ходом их формирования, функционирования и совершенствования. Основной ее дидактической функцией является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда. Проверку знаний, навыков и умений преподаватель может выполнить лишь в том случае, если она осуществляется в соответствии с принципами обучения и обусловленными ими более конкретными требованиями к проверке: • систематичности, предполагающей ее постоянное и непрерывное осуществление; • всесторонности, ориентирующей преподавателя на контроль за всем процессом формирования знаний, навыков и умений; • объективности, требующей качественного контроля за формирующимися знаниями, навыками и умениями; • индивидуальности в сочетании с коллективностью, нацеливающих учителя на оценку знаний, навыков и умений не только отдельных школьников, но и всего их коллектива; • дифференцированности, ориентирующей, во-первых, на использование конкретных методов проверки для повышения качества формирования определенных знаний, навыков и умений, и, во-вторых, на их комплексное применение в интересах совершенствования всего процесса обучения; Проверка может быть: • текущей, когда она осуществляется периодически в ходе всего процесса обучения; • контрольной, когда ее проводят для того, чтобы определить степень сформированности знаний, навыков и умений; • итоговой, если ее целью является оценка конечных результатов обучения по конкретному периоду всего процесса обучения; • инспекторской, если ее осуществляют представители вышестоящих органов образования. В качестве методов и способов проверки обычно используются: • устный опрос, представляющий собой устную беседу преподавателя с обучающимися; • текущее наблюдение, когда преподаватель постоянно следит за ходом и результатами процесса обучения; • письменная проверка, осуществляемая в форме письменного опроса; • практическая проверка, когда знания, навыки и умение оцениваются в ходе практической деятельности. Проверка знаний, навыков и умений осуществляется в виде оценки, представляющей собой определение степени их усвоения обучаемыми в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов образования. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у студентов создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны деятельности учащихся и обеспечивали их выявление. Проверяя знания, навыки и умения обучаемых, преподаватель (учитель) все время оценивает их. При этом оценка может быть выражена в следующих формах: • в форме эмоционального отношения; • в форме оценочного суждения (словесного поощрения или порицания); • в форме отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»), которая фиксируется в документах. Существуют педагогические критерии по индивидуальной оценке знаний: • «отлично» - ставится в том случае, если обучаемый глубоко изучил учебный материал и литературу по проблеме, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практических работ – если задание выполнено правильно и в установленное нормативом время (при отсутствии нормативов – уверенно и быстро); • «хорошо» - ставится тогда, когда обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, разбирается в литературе по проблеме, а при выполнении практических работ – если задание выполнено правильно; • «удовлетворительно» - ставится при условии, если обучаемый знает лишь основной материал, на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, при выполнении практических работ допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы (например, несоблюдение правил пользования инструментом и оборудованием, нарушение последовательности выполнения определенных операций с последующей переделкой и т. д.); • «неудовлетворительно» - ставится в том случае, когда обучаемый не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, не знает литературы по проблеме, а при выполнении практических работ – если задание не сделано или допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. Для того чтобы организация обучения была эффективной, она должна осуществляться на основе тщательного сочетания и продуктивного использования всех составляющих процесса обучения и соблюдения принципов их планирования. Для этого предназначена методическая система обучения, представляющая собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных методов, форм и средств планирования и проведения контроля, анализа, корректирования учебного процесса, направленных на повышение эффективности обучения учащихся. Обучение только тогда продуктивно, если оно строится как методическая система. Характерными чертами современной методической системы обучения являются: • научно обоснованное планирование процесса обучения; • единство и взаимопроникновение теоретической и практической подготовки; • высокий уровень и быстрый темп изучения учебного материала; • максимальная активность и достаточная самостоятельность обучения; • сочетание индивидуальной и коллективной работы; • насыщенность учебного процесса техническими средствами обучения; • комплексирование различных предметов обучения. Методическая система только тогда функционирует, если она определяется целями, задачами и содержанием обучения, если она включает в себя планирование, контроль, анализ и корректировку учебного процесса. Цели обучения – определяются преподавателями по каждому учебному предмету и учебному занятию. Содержание обучения – определяется программами и корректируется в зависимости от целей учебных занятий. Планирование учебного процесса – совокупность действий органов образования и преподавателей, предполагающая расстановку занятий по предметам, времени и месту проведения. Контроль, анализ и корректировка учебного процесса – деятельность представителей органов образования и преподавателей по управлению, регулированию и повышению эффективности учебных занятий. И, наконец, наибольшей эффективности процесс обучения будет достигать тогда, когда реализуются в нем принципы организации учебного процесса, т.е. основополагающие положения, определяющие закономерности развития учебного коллектива и процессов управления учебной деятельности преподавателей и студентов, особенности педагогического взаимодействия между ними. Они являются результатом правильного соблюдения принципов обучения. Основными из них – следующие. 1. Принцип развития предполагает постоянную изменчивость учебного процесса, непрерывное совершенствование его организационных форм. 2. Принцип самодеятельности ориентирует преподавателей и студентов на проявление инициативы и творчества, как в организации педагогического процесса, так и в формировании и совершенствовании знаний, навыков и умений. 3. Принцип ответственности требует от всех участников учебного процесса не только выполнения возложенных на них обязанностей, но и постоянного контроля за своими действиями, поступками, результатами деятельности, а также отчетности за даваемые или получаемые знания, формируемые навыки и умения. 4. Принцип коллективизма предполагает, что преподаватели и студенты функционируют как хорошо отлаженный, эффективный организм, все члены которого стремятся помогать друг другу, готовы совместно преодолеть любые встречающиеся трудности, проявляют взаимную выдержку и терпение в интересах достижения поставленных учебных целей. 5. Принцип психологического обеспечения означает, что учебная деятельность только тогда может быть продуктивной, когда для этого созданы и эффективно проявляются психологические предпосылки и высокий морально-нравственный климат, способствующие совместной деятельности и качественному формированию знаний, навыков и умений. Все перечисленные принципы организации учебного процесса дополняют друг друга, в совокупности своих проявлений выступают гарантией достижения социально значимых целей учебной деятельности. Лекция 4. Специфика воспитания, его содержание
|