Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И методы
Специфика, содержание и виды воспитания
Воспитание всегда преследует определенные цели, которые в настоящее время сводятся: • к формированию отношений личности к миру и к самой себе, предполагающему такое воспитание человека, при котором он четко представляет себе характер своих отношений с окружающим миром, обществом и другими людьми, правильно осознает свои индивидуальные, интеллектуально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенности, занимает положенное ему место в обществе; • формированию всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. воспитанию человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути; • воспитанию социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности и непонимания в обществе; • приобщению человека к культуре, развитию у него творческой индивидуальности; • воспитанию гражданской личности, имеющей высокопатриотические чувства и социально значимые качества, превращающие ее в настоящего патриота своего народа и своей страны, в борца с социальной несправедливостью и неравенством; • развитию самосознания личности, ее самореализации и самоутверждении. Воспитание неразрывно связано с обучением и вместе с тем имеет относительную самостоятельность и специфические особенности, определяемые его конкретными задачами, своеобразными функциями, содержанием, формами и методами воздействия. Функции воспитания обеспечивают направленность самого содержания процесса воспитания. К ним относятся функции: • побуждения к самовоспитанию; • профилактическая; • формирующе-развивающая; • мобилизации на выполнение конкретных задач; • перевоспитания. Содержание воспитания отражает всю совокупность действий и взаимовлияний воспитателя и воспитанника (учителя и ученика) в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами. Воздействие воспитателя представляет собой совокупность приложенных им усилий, необходимых для достижения целей и задач воспитания.Воспитание, как и обучение, двусторонний процесс, который осуществляется в активном взаимодействии и взаимовлиянии воспитателей и воспитанников. При этом воспитатель выступает организатором и руководителем процесса воспитания, а сам этот процесс может быть представлен в виде модели деятельности, составляющими частями которой являются: •воздействие воспитателя; • личность воспитанника, представляющая собой объект воспитательного воздействия, который претерпевает определенные изменения в результате воспитательных воздействий воспитателя; • отношение воспитанника к воздействию воспитателя, то есть его реакции на воспитательные воздействия; • качества, формируемые у личности, определяемые усваиваемыми в процессе воспитания знаниями, убеждениями, умениями и психологическими особенностями самой личности; • мотивы, т. е. побудительные силы личности, сформированные в результате воспитания; • поведение, т. е. особенности действий и поступков, совершаемых личностью в ходе и в результате воспитания. Воспитание детерминируется социально-экономическими и политическими условиями развития общества, потребностями жизни и деятельности людей, достижениями современного научно-технического прогресса, все более возрастающими требованиями к качествам личности воспитанников. Все это непрерывно выдвигает перед процессом воспитания все новые и новые проблемы, разрешение которых позволяет совершенствовать и саму модель воспитания, и составляющие ее компоненты, и содержательные характеристики последних. Воспитание опирается на определенные, наиболее общие положения, выражающие главные требования к нему и реализующиеся через систему принципов: - индивидуального и дифференцированного подхода; - воспитания в группе и через коллектив; - воспитания в деятельности; - сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; - опоры на положительное в личности и группе; - единства, согласованности и преемственности в воспитании. Индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании предполагает: • глубокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических особенностей воспитанников; • определение конкретным воспитанникам задач в соответствии с их личностными характеристиками; • постоянный анализ итогов воспитательной работы; • своевременное внесение корректив в методику воспитания с учетом особенностей каждого конкретного ученика. Принцип воспитания в группе и через коллектив требует: • определять перспективы развития группы, объединяющие мысли и действия всех воспитанников; формировать у них гордость за свой коллектив, подчинение личных интересов общим; • обеспечивать единство и сплоченность актива группы; поддерживать все перспективное и закреплять в виде традиций; • умело поддерживать силу группового мнения в борьбе с негативными явлениями. Воспитание в процессе деятельности ориентирует: • на поощрение разумной инициативы и активности студентов; чередование их деятельности с культурным, содержательным отдыхом; • требовательное отношение к недостаткам деятельности воспитанников. Принцип сочетания высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них предполагает: • принципиальное и последовательное предъявление к студентам требований, отражающих интересы общества и деятельности; • добиваться осознания ими необходимости выполнения требований общества; не допускать в работе элементов формализма, попустительства и мелочной опеки; • проявлять уважение к каждому из них, заботу об удовлетворении их запросов. Опора на положительное в личности и группе ориентирует на: • изучение и знание лучших положительных индивидуально- и социально-психологических качеств воспитанников; • подход к ним с оптимизмом и глубокой верой в эффективность воспитания; умелое использование силы положительного примера; • побуждение учащихся к настойчивому и целенаправленному самоизучению и самовоспитанию; • терпеливое их вовлечение в такие виды деятельности, которые позволяют им проявить себя с лучшей стороны и вызовут уверенность в своих силах и возможностях. Принцип единства, согласованности, преемственности в воспитании требует: • наличия единства взглядов всех воспитателей на задачи воспитания; • достижения единства стиля в работе и одинаковой требовательности всех воспитателей ко всем студентам; • использования преподавателями достижений науки; • согласованной линии воспитателей по отношению к отдельным учащимся; Воспитание многообразно по своим видам, отражающим его конкретную направленность и содержание. Обычно различают: идейно-политическое, нравственное, эстетическое, экономическое, гражданское, интернациональное, патриотическое, правовое и экологическое воспитание. Идейно-политическое воспитание – это формирование идейных убеждений и мировоззренческих позиций человека, позволяющих ему эффективно преодолевать трудности жизни и деятельности в обществе. Нравственное воспитание – это формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков и привычек общественно ценного поведения. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Экономическое воспитание – это организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. Гражданское воспитание – это формирование молодого человека как гражданина своей Родины, как человека, способного бороться за обеспечение морально-политического единства и дружбы народов нашей страны, осознающего перспективы сильной политики своего государства. Интернациональное воспитание – целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности. Патриотическое воспитание – это процесс формирования политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа. Правовое воспитание – это деятельность по формированию у подрастающего поколения уважения к закону, культуре, демократизму, активного и сознательного соблюдения им норм нравственности и морали, высокой гражданской ответственности и активности, развития у него правовой грамотности и культуры, нравственно-правовых чувств. Экологическое воспитание – это формирование у студентов экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств.
|