![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Хозяйственно-правовые формы торговых организаций.
Хозяйственно- правовая форма - комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и др. субъектами хозяйствования и органами власти. Этими нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельности предприятия. ХПФ позволяет человеку или коллективу обрести официальный статус хозяйствующего субъекта, стать общественно-признанным участником торгово-хозяйственной деятельности. Хозяйственно-правовые формы организаций (юридические лица):
Все организации в зависимости от основной цели своей деятельности делятся на: -некоммерческие -коммерческие Некоммерческие организации - ставят своей целью выполнение определенных функций, не связанных первично с получением прибыли и ее распределением. Коммерческие организации - ориентированы на получение прибыли и её распределение, в том числе между участниками создания или функционирования предприятия. Характеристика хозяйственно-правовых форм организаций: 1. Хозяйственные товарищества - организационно оформленное добровольное сотрудничество юридических или физических лиц в какой-либо сфере деятельности. В зависимости от принятой в Уставе степени имущественной ответственности, различают 2 вида хозяйственных товариществ: - полное - товарищество, все участники которого занимаются уставной деятельностью в рамках одного предприятия и несут неограниченную ответственность по долгам перед кредиторами или иными третьими лицами. -коммандитное - одни участники выступают как полные товарищи, а другие-в качестве вкладчиков (коммандитов), которые несут риск убытка хозяйственного товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности от имени хозяйственного товарищества. 2. Хозяйственные общества- объединения капиталов, не требующие обязательного личного участия в деятельности общества. Хозяйственное общество отвечает по своим обязательствам как самостоятельный субъект, а участники несут риск потерь в размере принадлежащей им доли (пая). При этом государственные органы и органы местного управления не могут быть участниками хозяйственного общества. Виды хозяйственных обществ: --- ООО - форма совместной деятельности, которая предполагает наличие уставного фонда, разделенного на доли, размер которых определяется учредительными документами. Уставный фонд(УФ) - сумма средств, необходимая для начала деятельности предприятия и создаваемая за счет взносов партнеров-учредителей, включая основные и оборотные средства. --- ОДО - общество, УФ которого разделен на доли, определенные учредительными документами, а в Уставе определен размер имущественной ответственности участников при недостаточности имущества для обеспечения ответственности предприятия (величина дополнительной ответственности). --- Акционерное общество (АО) - общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций, как правило, равной номинальной стоимости, и которое несет ответственность по обязательствам только своим имуществом. В зависимости от способа распространения акций различают ОАО и ЗАО 3. Предприятия на основе единоличного владения - реализуются в 2 формах: - индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица - частное предприятие, принадлежащее гражданину или членам его семьи на праве собственности; соответственно этому выделяют единоличные и семейные предприятия. 4. Производственный кооператив - коммерческая организация, основанная на имущественно-паевых взносах участников, их личном трудовом участии в деятельности кооператива. Участники ПК несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в равных или иных долях, установленных Уставом в пределах наименьшей величины, полученной ими в кооперативе государственного дохода. Субсидиарная ответственность - дополнительная ответственность перед кредитором совместно с должником. Паевый взнос- доля каждого члена кооператива в формировании объявленного УФ. Устав - документ, определяющий правовое положение юридического лица, утверждённый участниками, собственником или уполномоченным им органом. 5. Государственное предприятие- предприятие, имущество которого принадлежит государству. Виды государственных предприятий: --- основанные на республиканской собственности (собственности РБ) ---основанные на коммунальной собственности (собственности местных органов управления). 6. Унитарное предприятие (коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество). Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между участниками предприятия. УП может создаваться в форме республиканского УП, казенного предприятия, коммунального УП и частного УП. Кроме того, предприятия и организации могут объединяться с целью ведения совместной деятельности и достижения общих целей. Различают такие виды объединений, как: ассоциация, союз, концерн, консорциум и др.
Тема 1.2. Планирование деятельности торговых организаций. Планирование и прогнозирование- основа успеха деятельности организации. Планирование - особая форма деятельности, направленная на разработку и обоснование программы экономического развития организации и его структурных подразделений на определенный период времени в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением. Назначение планирования состоит в стремлении max-но учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия. Функции планирования: 1. Ориентир для руководителя на будущее 2. Координация действий руководства, согласование целей и задач предприятия в целом и его структурных подразделений 3. Оптимизация показателей хозяйственной деятельности с последующим контролем за их динамикой. 4. Оптимальная оценка потенциала предприятия 5. Выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия 6. Делает предприятие более подготовленным к изменениям экономической ситуации 7. Взаимосвязь между должностными лицами и степенью их ответственности 8. Позволяет персоналу принимать участие в разработке стратегии и тактики деятельности предприятия. Планирование - это процесс разработки плана программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта. В настоящее время торговые организации осуществляют планирование в условиях неопределенности, неустойчивых темпов развития, низкой покупательной способности населения и т.д. Это требует тщательной предварительной обработки будущих действий, что составляет основу прогнозирования - важнейшего элемента планирования. Прогнозирование отличается от планирования тем, что оно носит многовариантный характер, а главным в планировании является принятие конкретного решения плановой задачи. Стадии процесса планирования: ---формулирование проблемы ---определение целей и постановка задач ---планирование средств достижения целей с учетом ресурсного обеспечения ---проектирование, внедрение и контроль ---анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на будущий период. Указанные стадии находятся в непосредственной взаимозависимости между собой. Последовательность данных стадий не регламентирована. Процесс планирования может производитсяся в 2-х направлениях: 1. Прямой - рассматриваются текущие факторы и предложения, а затем переходят к определенным целям. 2. Обратный - начинается с желаемых целей, затем исследуются факторы и ресурсы. 2.Принципы и методы планирования в рыночной экономике. Основным элементом системы планирования являются принципы планирования: 1. гибкость или адаптивность - реакция на изменение условий, которое проявляется в способности планов менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному снижению эффективности деятельности предприятия. 2. непрерывность - предполагает внесение изменений в процесс составления и реализации планов, а также продление планов для достижения намеченных целей. 3. оптимальность и экономичность оптимальность - это выбор из альтернативных вариантов развития того, который обеспечит max эффективность функционирования экономического объекта экономичность- это достижение поставленных целей наиболее рациональным способом. 4. комплексность - это взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов системы планирования. 5. вариантность - это рассмотрение всех возможных альтернатив 6. целенаправленност ь - это разработка планов для достижения конечного числа намеченных целей. 7. научность - это научное обоснование принятого варианта плана 8. координация - означает, что необходимо планировать как деятельность предприятия в целом, там и его структурных подразделений, т.е. должна быть ориентация на комплексное решение проблем. 9. интеграция - предполагает увязку плановых решений по вертикали, т.е. между отдельными уровнями управления. В процессе разработки планов торговые организации используют различные методы планирования ( совокупность конкретных способов и приемов составления планов ): 1. технико-экономических расчетов (нормативный) - основан на использовании в процессе планирования различных норм, нормативов, тарифных ставок (нормы амортизации, нормативы товарных запасов) 2. расчетно-аналитический (экономико-аналитический)- предполагает: ---анализ отчетных данных за предшествующие периоды ---оценку достигнутого уровня развития, принимаемого за исходную базу ---экспертную оценку изменения показателей и проведение на их основе расчета плановых показателей 3. экономико-математический - суть состоит в том, чтобы представить экономическую задачу в математической форме, т.е. в виде формул, уравнений. Экономико-математическая модель - этосовокупность математических формул, характеризующих поставленную задачу. 4. балансовый - предполагает увязку взаимосвязанных показателей (балансы доходов и расходов населения, балансы ресурсов) 5. оптимизации плановых решений - предполагает многовариантные расчеты плана и выбор из многих вариантов оптимального плана по определённым критериям (max прибыли, min издержек обращения) 6. программно-целевой - в его основе лежит определение конечных целей развития, средств их достижения путем составления программ и подпрограмм. Любой план находит свое непосредственное выражение через совокупность определенных показателей. Показатели отражают цели и задачи плана, характеризуют количественные объемы деятельности, качественные и структурные сдвиги развития торговой организации. Классификация показателей: 1. По форме выражения: а)---натуральные - характеризуют экономические явления в натуральных единицах (торговая S, емкость складов и др.) ---стоимостные - характеризуют экономические явления в денежном выражении (розничный и оптовый товарооборот, стоимость основных фондов, оборотных средств) б)---абсолютные ---относительные (%, коэффициенты, индексы) 2. По содержанию: ---количественные (объемные) - характеризуют количественную сторону экономических явлений (объем товарооборота, численность работников, численность обслуживаемого населения) ---качественные – относительные (уровни доходов, производительность труда, товарооборот на 1м2 S, коэффициент использования оборудования, сменности). 3. По методам применения: ---расчетные ---утвержденные 3.Виды планирования. План хозяйственной деятельности торговой организации. По характеру планирования различают: Индикативное планирование - система, которая направлена на выявление желательных целей. Оно осуществляется посредством интеграции и координации, т.е. носит информационно-справочный характер. Директивное (централизованное) планирование - представляет установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей, натуральных объемов производства продукции, номенклатуры, сроков поставки товаров и др. Свое материальное воплощение процесс планирования находит в плане. План- это документ, в котором фиксируются цели деятельности предприятия, согласованные действия предприятия и его структурных подразделений, варианты решения проблем в условиях неожиданного изменения ситуации. Классификация планов и планирования: 1. В зависимости от стадии общественного производства: ---планы производства ---планы распределения ---планы обмена ---планы потребления 2. По степени комплексности: ---сводные ---специальные (более узкая направленность) 3. По степени охвата планированием: ---общее ---частичное 4. По предмету планирования: ---целевое ---программное ---планирование действий 5. По длительности планового периода: ---долгосрочное (стратегическое) - на срок более 5лет ---среднесрочное - конкретизирует долгосрочные (от 1-5лет) ---краткосрочное (текущее, оперативное) - до 1года 6. По функционально-целевому назначению: ---план торговой деятельности в разрезе основных показателей (товарооборот, издержки обращения, доходы) ---производственно-торговый ---финансовый (доходы и расходы предприятия) ---коммерческий (связанный с товароснабжением и оценкой использования товарных запасов) ---план социального развития предприятия ---инвестиционный (план капитальных вложений) ---бизнес-план Выделяют также такие виды планирования, как: -Стратегическое - основной задачей является оценка возникших последствий происходящих перемен и их предвидения. В стратегическом плане формируются главные приоритетные цели и задачи. -Тактическое - призвано направить текущую деятельность предприятия на достижение стратегических целей и обеспечить согласованную работу структурных подразделений. -Оперативное - это планирование конкретных действий, мероприятий, направленных на достижение заданных целей. Оперативный план имеет узкую направленность, высокую степень детализации (конкретизированный), и характеризуется использованием различных приемов и методов при его обосновании. Отдельным видом планирования выступает бизнес-планирование. Бизнес - план – описание исходного состояния экономической системы и направлений её изменения для достижения заранее установленных результатов с указанием необходимых ресурсов, формы организации, предмета деятельности и этапов реализации, технико-экономическое обоснование проекта. С учётом целевой направленности можно выделить следующие основные виды бизнес - планирования: ---инвестиционного проекта ---вновь создаваемого предприятия ---для получения кредитных ресурсов ---приватизируемого предприятия Цель разработки бизнес - плана – иметь план хозяйственной деятельности на краткосрочную и среднесрочную перспективу, отвечающий потребностям рынка и возможностям получения необходимых ресурсов. Может разрабатываться на 1 год или укрупнено на 4-5 лет. При подготовке инвестиционного проекта бизнес-план разрабатывается на период его осуществления. Задачи составления бизнес-плана: 1).описать вид и тип предприятия 2).определить конкретные направления деятельности (специализация, рыночная ниша, возможное место на данном сегменте рынка) 3).рассчитать финансовые потребности, определить источники получения финансовых ресурсов с указанием размера и сроков возврата денежных сумм 4).уточнить направления использования денежных средств 5).определить потребность в кадрах, их количестве, квалификация и оплате труда 6).составить план действия по выходу и закреплению на рынке 7).учесть положение действующего законодательства 8).оценить конкурентное окружение и изучить рынок 9).разработать программу продвижения товаров на рынок, включающую затраты на рекламу, стимулирование продаж, расширение каналов сбыта и т. п. 10).определить ценовую политику предприятия и динамику цен на выбранном рыночном сегменте 11).установить цели по объёмам продаж с выделением отдельных этапов, выбрать формы и методы продажи товаров 12).исследовать условия предложения товаров производителями (поставщиками) 13).составить план доходов и расходов и др. разделы финансового плана При разработке бизнес-плана для того, чтобы он отвечал требованиям пользователей (менеджеров, банков, инвесторов) следует учитывать принципы, выработанные международной практикой (ясность, взаимоувязанность, точность, конкретность, надёжность, преемственность). Бизнес план, разработанный с учётом основных принципов, является инструментом управления на предприятии. Он оформляется в виде текстового, табличного и графического материала. Структура и объём разделов бизнес-плана определяется разработчиком самостоятельно с учётом особенностей применяемой технологии, рынка, конкурентоспособности и новизны продукта (услуги). 4. Роль экономического анализа для обеспечения прогнозирования и планирования. Под экономическим анализом понимают процесс комплексного исследования хозяйственной деятельности предприятия, результаты которой проявляются под воздействием экономических законов развития общества и множества факторов субъективного порядка. Экономический анализ – система приёмов и методов для изучения хозяйственно - финансовой деятельности предприятий. Основное назначение экономического анализа – оценка состояния экономической системы (предприятия торговли) и определение наиболее эффективных путей использования имеющихся на предприятии ограниченных ресурсов в соответствии с принятыми критериями. Основные задачи анализа: 1.оценка текущего экономического состояния предприятия 2.сравнение фактических результатов с установленными заданиями и известными достижениями 3.поиск наилучших вариантов использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) 4.разработка прогноза изменения результата хозяйственной деятельности на долгосрочную и среднесрочную перспективу. Этапы экономического анализа: 1.составление плана анализа (цель, форма анализа, источники и перечень информации, содержание аналитической работы, сроки и исполнители). 2.получение информации и её проверка в части полноты, взаимоувязки и согласованности данных различных источников, правильности заполнения реквизитов, документов. 3.аналитическая обработка данных. 4.составление заключения с выводами и предложениями по результатам анализа. Виды анализа хозяйственной деятельности: 1. Предварительный – осуществляется перед совершением хозяйственных операций, связанных с планированием, прогнозированием, разработкой и принятием оптимальных управленческих решений. 2.Оперативный – проводится в ходе выполнения плана хозяйственной деятельности за короткие промежутки времени. 3. Текущий – применяется для всесторонней и объективной оценки выполнения плана, результатов расчётов за отчётный период и разработки рекомендаций по повышению эффективности хозяйствования. С помощью экономического анализа изучаются возможности повышения эффективности деятельности предприятия, т. е. улучшения соотношения между затратами и результатами: ---оценка производительности труда работников торгового зала ---степень использования торговой площади ---рациональность использования складских и служебных помещений ---оценка доходности каждой ассортиментной позиции, размеров затрат по статьям расходов ---материальное стимулирование сотрудников ТЕМА 1.3: Спрос на товары народного потребления. 1. Спрос как экономическая категория. Изучая проблему спроса, различают 3 понятия: 1).потребности; 2).спрос; 3).потребление Потребности – выраженные совокупности материальных, духовных и социальных условий жизни, достижение которых является объективным условием развития общества. Спрос как экономическая категория – это потребность, обеспеченная денежными средствами. Соизмерение потребностей и спроса производится на базе измерения потребления, т.е. через уровень потребления конкретных материальных благ. Потребности, как правило, больше спроса и потребления. Соотношение между спросом и потреблением различается в зависимости от конкретных товаров и товарных групп. Спрос – экономическая категория, характерная для товарного (рыночного) хозяйства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учётом платёжеспособности. В системе рыночных отношений категория спроса может выступать как: 1.Макроспрос – спрос на уровне какого-либо единого пространства (всего населения РБ, области или региона) на продукцию отраслей народного хозяйства или спрос на отдельные товарные группы. 2.Микроспрос – спрос на уровне предприятия либо спрос на конкретное изделие или их разновидности в зависимости от потребительских свойств и признаков. Классификация спроса: 1. По периодичности возникновения: ---повседневный ---периодический ---эпизодический ---импульсивный 2. По степени удовлетворения: ---действительный ---реализованный ---неудовлетворённый 3. По степени интенсивности: ---формирующийся ---угасающий ---интенсивный ---отрицательный ---стабилизированный
|