Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8. Практика измерения в социологии

 

План лекции:

1. Понятие и формирование эмпирических индикаторов.

2. Виды шкал и правила их построения.

 

Социологическое измерение различных сторон и свойств социальных явлений связано с поиском фактов, которые могли бы служить их количественной (числовой) характеристикой. К ним относятся разнообразные предметы, события, поступки (реальные и потенциальные), оценки, суждения людей и т.д. Факты, используемые для социологического измерения, принято называть индикаторами.

Нахождение индикаторов позволяет уяснить, как будет структурирована в количественном отношении первичная социологическая информация. Индикаторы помогают не только правильно сформулировать вопросы анкеты и других видов инструментария, но и определить структуру ответов.

Процедура поиска индикаторов должна учитывать следующие принципиальные положения:

- выбор индикатора предопределен операциональным понятием. Именно оно очерчивает круг фактов, которые могут быть использованы в качестве индикаторов;

- многие операциональные понятия сами выполняют роль индикатора (пол, возраст, этническая, конфессиональная принадлежность и др.). Тогда позиции шкалы строго определяются этими понятиями;

- ряд операциональных понятий требует использования не одного индикатора, а нескольких (например, при измерении политической активности населения используются индикаторы,

- отражающие как установки, так и реальное или потенциальное поведение людей);

- выбор индикаторов зависит от характера объекта социологического исследования и условий, в которых он находится.

В качестве индикаторов целесообразно выбирать в первую очередь объективные по отношению к респондентам факты, повышающие достоверность получаемой информации. Однако чаще приходится использовать субъективные индикаторы-установки, оценки и суждения людей, выражающие их отношение к различным сторонам общественной жизни.

Всем индикаторам присущи различные характеристики, которые в социологическом инструментарии выступают как варианты ответов на вопросы. Расположенные в той или иной последовательности по позициям, они образуют шкалу измерения.

Пример 1. Предположим, в числе выделенных операциональных понятий есть понятие «образование». В соответствии с ним выбран объективный индикатор – «уровень образования». Его характеристики: начальное, неполное среднее, общее среднее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, незаконченное высшее и высшее образование. Они становятся позициями шкалы измерения.

Пример 2. Если измеряется признак явления, который отображен операциональным понятием «удовлетворенность оплатой за труд», то позициями шкалы измерения могут стать характеристики субъективного индикатора «степень удовлетворенности», такие, как «вполне удовлетворен», «удовлетворен частично», «не удовлетворен».

Как видим, в примере 1 шкала измерения жестко связана с явлением, а в примере 2 – нет, ибо может быть использована для измерения этого же признака («удовлетворенность») относительно других явлений.

При подборе индикаторов руководствуются следующими правилами.

1. Использовать индикаторы, применявшиеся в более ранних исследованиях.

2. Если общепринятого способа измерения для какого-то понятия не существует, попытайтесь разработать множество индикаторов для различных определений понятия и проверьте, как различия индикаторов будут влиять на различия в интерпретации результатов.

3. Установки и мнения имеют более сложную структуру и требуют использования большего количества индикаторов.

Эмпирический индикатор должен обладать следующими свойствами.

Релевантность (от англ, relevant – уместный, относящийся к делу) – способность выбранного эмпирического индикатора правильно идентифицировать объект. Иначе говоря, это адекватность выбранных признаков исходному понятию.

Полнота. Сущность того или иного социального феномена, заключенная в соответствующем абстрактном (теоретическом) определении, допускает огромное число альтернативных способов эмпирической интерпретации. П. Лазарсфельд говорил в этой связи о «вселенной признаков». С другой стороны, один признак не дает исчерпывающего описания исходного теоретического понятия. Эмпирическое определение – это всегда частичная, несовершенная, неполная референция заданной теоретической конструкции. Индикатор, как бы он тонко ни отражал смысл интерпретируемого понятия, есть лишь одно из проявлений сущности изучаемого феномена.

Понимание этого обстоятельства заставляет социолога подбирать как минимум несколько альтернативных или дополняющих эмпирических определений исходного теоретического понятия. Таким образом, принцип полноты – это методическое требование, вытекающее из неполноты, частичности эмпирической референции любой теоретической категории. Полезно помнить и о том, что ни одно абстрактное теоретическое понятие не может быть до конца сведено ко всему потенциальному множеству своих конкретных проявлений; всегда остаются «за бортом» какие-то неуловимые нюансы смысла.

Доступность – ограничивающий принцип, заставляющий социолога задуматься о потенциальных и реальных технических возможностях, позволяющих ему «схватить» (уловить, зафиксировать, измерить) выбранный эмпирический признак. В реальной исследовательской практике приходится мириться с доступным уровнем точности измерения, который не в последнюю очередь определяется ресурсами (материальными, временными, людскими, организационными), имеющимися в распоряжении социолога. Действие принципа доступности приводит к тому, что потенциально широкий набор признаков и операций измерения быстро исчерпывается и сводится к ограниченному числу более или менее простых и экономичных измерительных процедур. Это еще более усиливает методическое значение принципа полноты: чем шире исходный перечень эмпирических индикаторов, тем больше у социолога возможности выбора наиболее тонких, релевантных признаков.

Специфическая конструкция, образованная путем комбинации индикаторов, называется индексом. Процесс конструирования индекса часто является единственным средством формирования нового понятия на эмпирическом уровне знания или замены неточного понятия теоретического уровня более точным. Нередко построение индекса можно рассматривать и как способ получения значений не поддающегося непосредственному измерению латентного признака с помощью определенных преобразований значений наблюдаемых признаков (индикаторов). Индекс в качестве конструкции из индикаторов считается эмпирическим эквивалентом соответствующего ему понятия. Построение индекса можно рассматривать как частный случай шкалирования.

В социологических исследованиях применяются три основных типа шкал – номинальные, ранговые (порядковые) и интервальные. Их становление тесно связано с развитием практики измерения в истории человечества.

На заре человеческой истории единственным инструментом измерения выступала способность людей качественно различать (дифференцировать) предметы и явления по их наиболее общим свойствам. В ходе такого различения им присваивались наименования. С целью наглядной иллюстрации эволюции практики измерения используем следующий условный пример. Когда-то у человека отсутствовали навыки количественного измерения, и он не умел определять конкретную температуру, поэтому холодный период времени он мог, условно говоря, называть «мороз», а летний – «тепло». Такое различение безотносительно к конкретному значению температуры. Оно иллюстрирует «измерение» (точнее, просто классификацию) по номинальной шкале.

Позже человек научился использовать для измерения такие явления природы, которые обладают постоянными, периодически повторяющимися в строгой последовательности свойствами. Для измерения температуры внешней среды он использовал такое явление, как изменение агрегатного состояния воды в природе: лед-вода-пар. При этом температура окружающей среды могла оцениваться как «холодная» в случае образования льда, как «теплая» при жидком состоянии воды и «горячая» при ее интенсивном испарении. Здесь уже имело место упорядочение температуры. Оно осуществлялось по ранговой шкале.

В дальнейшем были сконструированы искусственные эталоны. В частности, для измерения температуры была создана шкала с начальной (условно нулевой) точкой при замерзании дистиллированной воды и конечной – при ее кипении; расстояние между этими точками разделили на 100 равных интервалов, в результате чего появилась возможность выражать температуру при помощи чисел на интервальной шкале. Такие шкалы измерения называются конвенциональными, поскольку в качестве эталонной нулевой точки при их конструировании может быть принято любое устойчивое явление природы (подобные шкалы широко используются в физике).

Номинальные шкалы. Номинальная шкала предназначена для измерения преимущественно объективных признаков респондентов (пол, возраст, семейное положение, профессия и др.).

Это измерение в своей простейшей форме состоит в замене реальных объектов символами или названиями. При измерении номинальной шкалой мы просто используем число в качестве ярлыка для какого-то класса категорий. Отнесение индивидов к таким классам, как мужчины и женщины, рабочие, предприниматели, студенты и т.д., есть составление номинальных шкал. Числа, которыми обозначены эти классы, есть просто индексы качественных категорий.

Этот уровень измерения является необходимым условием для всех более высоких уровней измерения.

Возможные статистические операции. Можно подсчитать число случаев в каждой категории и, таким образом, получить частоту. Можно узнать какой класс более многочисленный или самый распространённый. Этот класс представляет собой моду распределения классов.

Порядковые (ранговые) шкалы служат для измерения большинства свойств и признаков социальных явлений. Поскольку для них трудно найти объективные индикаторы, их измерение основано преимущественно на субъективных индикаторах, выражающих отношение респондентов к кому-либо, чему-либо.

Если номинальная шкала только классифицирует объекты на классы, то порядковая шкала поднимается выше по уровню измерения – она располагает классы в ранговом порядке. При этом вовсе не имеется в виду, что ранжированные категории на шкале обязательно отстоят друг от друга на одинаковом расстоянии, что интервалы между категориями равны. Так, если мы установили, что А больше В, а В больше С, нам ещё не известно о том, больше ли А, чем В настолько же, насколько В больше С.

При измерении порядковой шкалой мы можем получить все статистические данные шкалы номинальной, то есть частоты, моды, а также коэффициенты ассоциации, коэффициент ранговой корреляции.

Порядковая шкала применяется для измерения тех свойств и признаков социальных явлений, для которых трудно найти объективные индикаторы. В случае применения шкалы данного типа измерение основано на субъективных индикаторах, выражающих отношение респондентов к какому-либо явлению. Позиции ранговой шкалы располагаются в строгом порядке от наиболее к наименее значимой или наоборот. Например, при ответе на вопрос «Как Вы относитесь к обилию рекламы на телевидении» можно использовать следующие варианты ответов:

- положительно

- безразлично

- отрицательно.

Интервальная шкала используется при измерении тех свойств и признаков, значение которых можно выразить числом (например, возраст, стаж работы, число членов семьи и др.). Интервалы шкалы могут быть равными либо неравными. Так, при ответе на вопрос «Сколько лет Вы работаете на данном предприятии» шкала с равными интервалами будет иметь следующий вид:

- от 1 года до 5 лет включительно;

- свыше 5 до 10 лет включительно;

- свыше 10 до 15 лет включительно;

- свыше 15 до 20 лет включительно.

Шкала с неравными интервалами при ответе на этот же вопрос может выглядеть следующим образом:

- от 1 года до 3 лет включительно;

- свыше 3 до 6 лет включительно;

- свыше 6 до 10 лет включительно;

- свыше 10 до 15 лет включительно;

- свыше 15 лет.

Довольно редко в социологии применяются шкалы установок. Они определяют установку человека, его готовность к оценке какого-либо объекта. Чтобы замерить это состояние, необходимо сформировать множество переменных, что реализуется через формирование определённых суждений или высказываний.

Известны три основных шкалы установок.

Шкала Тертоуна (методы равных интервалов).

Процедура построение шкалы:

- формируются определённые суждения, до 300 штук, которые определяют степень развитости отношения респондента к объекту;

- число суждений уменьшается до 100-150, для того, чтобы покрыть весь континуум отношений к объекту от абсолютно отрицательных до абсолютно положительных; наличие нейтрального отношения обязательно;

- отбирается группа судей или экспертов (50-100), каждое суждение заносится на карточку в хаотической последовательности и в таком виде карточки предъявляются экспертам; задача эксперта распределить данные карточки с суждениями по 11 категориям (1 – сильное предпочтение, 2 – не очень сильное предпочтение, 3 – умеренное предпочтение, 4 – слабое предпочтение, 5 – очень слабое предпочтение, 6 – нейтральное отношение, 7 – очень слабое противодействие, 8 – слабое противодействие, 9 – умеренное противодействие, 10 – сильное противодействие, 11 – очень сильное противодействие). Данных категорий может быть 7 или 9. Каждый из экспертов при этом рассматривает расстояние между категориями как субъективно равный интервал.

- Когда эксперты закончили свою работу, каждому суждению (у каждого эксперта) присваивается числовое значение, которое соответствует номеру той категории, к которой эксперт отнес данное суждение. При этом существует разброс мнений экспертов, так как эксперты относят по своему усмотрению предложенные суждения к разным категориям, их мнения не обязательно совпадают с мнениями других экспертов.

- Далее каждое суждение проверяется на предмет единодушия экспертных оценок, для этого производится расчёт квартильного отклонения по каждому суждению. Суждения с минимальным квартальным отклонением, а значит с максимальным экспертным единодушием, используются затем для построения рабочей шкалы.

- Суждения с максимальным квартальным отклонением отбрасываются и уже в шкалу не вносятся. В шкале для массового опроса остаются 15-30 суждений, которые должны равномерно покрывать весь спектр мнений.

Данная шкала предъявляется респондентам в виде вопросника, где респондент может выбрать любое число суждений, с которыми он согласен.

Шкала Лайкерта (метод суммарных оценок).

Процедура построения шкалы:

- формируется большое число суждений (около 100). Данные суждения не имеют нейтральных значений, они не обязательно должны охватывать весь смысловой континуум, но должны иметь ярко выраженное положительное либо отрицательное отношение к объекту.

- Каждое суждение предъявляют экспертам, которые выражают своё к ним отношение по 5-балльной шкале (полностью согласен, согласен, нейтрален, не согласен, полностью не согласен).

- Для каждого эксперта социолог рассчитывает общий балл (за каждое суждение эксперт получает балл от 1 до 5, которые затем складываются по всем суждениям).

- Каждое суждение сравнивается с остальными суждениями. Для этого строится таблица сопряжённости, причём на её основе рассчитывается коэффициент корреляции, который показывает тесную связь данного вопроса с итоговым показателем. В основе таблицы сопряжённости лежат два показателя: балл эксперта по проверяемому вопросу (от 1 до 5), разность между общим баллом эксперта и баллом проверяемого вопроса.

- Вопросы с отрицательными и малыми корреляциями «выбрасываются», в общей сложности остаётся около 20 суждений. Получается порядковая шкала. В процессе массового опроса респондент отвечает на эти 20 вопросов и получает суммированный балл.

Шкала Гутмана (шкалограммный анализ). Процедура построения шкалы:

- отбираются около 100 суждений, которые затем раздаются группе 50-100 экспертов, каждый из которых выражает согласие или несогласие с каждым из суждений.

- По результатам опроса строится шкалограмма, которая представляет собой матрицу, строками которой являются респонденты, а столбцами – суждения. Согласие эксперта с суждением в шкалограмме обозначается знаком «+», несогласие – «-».

- Далее рассчитывается число баллов, которые получил каждый респондент и каждый вопрос, причём каждый «+» засчитывается за 1 балл.

- Следующий шаг – построение новой шкалограммы, в которой респонденты упорядочиваются по числу набранных ими баллов, от большего к меньшему.

- На основе второй шкалограммы строится третья, в которой по такому же принципу упорядочиваются вопросы.

- Шкалограмма сравнивается с идеальной шкалой, рассчитывается коэффициент воспроизводимости, который в идеале должен составлять 0, 90 (90%).

Характеристики шкал

Тип шкалы Отношения между шкальными значениями Допустимые преобразования шкалы Допустимые статистические расчёты Наличие нуля и единиц измерения
Номинальная Отношения неравенства, различия Установление взаимооднозначных соответствий Процент, доля, мода Нет нуля, нет единиц измерения
Порядковая Есть иерархия признаков, сравнение, отношение неравенства. Больше, меньше, равно, не равно Сохранение порядка Процент, доля, медиана, мода Нет нуля. Нет единиц измерения
Интервальная Равенства, не- равенства, больше, меньше, больше на, меньше на. Отношения между интервалами Можно изменять единицу измерения и условный нуль Процент, доля, мода, медиана, среднее арифметическое, дисперсия, среднеквадрати-ческое отклонение Условный нуль, есть единицы измерения

Основные требования к шкале измерения: она должна быть валидной, полной, чувствительной и надежной.

Валидность – это правильность, корректность измерения. Валидность шкалы зависит от правильности выбора индикатора и выражается в том, что используемая шкала измеряет именно то свойство изучаемого явления, которое исследователь намерен измерить.

Так, если для выяснения степени электоральной активности тех или иных групп населения сформулировать вопрос «Как вы относитесь к участию в президентских выборах?», то шкала измерения в этом случае будет содержать следующие позиции: положительно; отрицательно; нейтрально. Естественно, тем самым будет выявлено отношение респондента к факту выборов президента, но его личное возможное электоральное поведение останется невыявленным.

Требованию валидности шкалы удовлетворит вопрос «Примете ли вы участие в президентских выборах в случае их проведения?» и ответы: да, непременно; еще не задумывался над этим; определенно нет, которые выявят именно то, что интересует исследователя.

Полнота шкалы измерения предполагает, что в вариантах ответа на вопрос учтены все значения индикатора. Например, для вопроса «Из каких источников вы чаще всего узнаете об актуальных политических событиях?» шкала, включающая варианты ответов: из сообщений радио; из сообщений прессы; из передач телевидения – неполная, так как наряду с первичными источниками информации, которые здесь перечислены, существуют и вторичные, в частности родители, друзья, коллеги и др., которые в шкале отсутствуют.

Чувствительность шкалы заключается в ее способности измерить свойства изучаемого явления с той или иной степенью точности, что в свою очередь зависит от дробности градуирования шкалы. Число позиций ранговых шкал определяет сам исследователь. Чем их больше, тем шкала более чувствительна.

Например, на вопрос «Удовлетворены ли вы прослушанной лекцией?» может быть три или пять вариантов ответов, иначе говоря, три или пять позиций шкалы. Шкала с тремя позициями: удовлетворен; не могу высказать определенного мнения; не удовлетворен. Шкала с пятью позициями: полностью удовлетворен; в основном удовлетворен; не могу высказать определенного мнения; в основном неудовлетворен; лекция произвела на меня крайне отрицательное впечатление.

В социологической практике, как правило, используют ранговые шкалы с тремя или пятью позициями. Как показывает опыт, респонденты затрудняются оценивать явления по более чувствительной шкале. Тем не менее, не исключено применение более чувствительных шкал, например с семью, одиннадцатью, а то и сотней позиций (наподобие термометра).

Если в ранговой шкале предусмотрены как положительные, так и отрицательные оценки, то ее позиции располагаются симметрично: число позиций с положительным значением равно числу позиций с отрицательным, а между ними располагается позиция с нейтральным (нулевым) значением. Это относится и к интервальным шкалам.

Надежность – мера стабильности (устойчивости) шкалы. Она предполагает получение достаточно точных и сравнимых числовых данных об изучаемом явлении (процессе) при многократном (повторном) измерении. Надежная шкала позволяет осуществлять измерение с минимальной погрешностью.

Точность – характеристика результата измерения. Она определяется как степень совпадения полученных в ходе социологического исследования числовых данных о свойствах, сторонах изучаемого явления (процесса) с их истинной величиной. В прикладной социологии правомерно говорить только о «вероятностной точности», так как здесь мы имеем дело со статистическими величинами. Иными словами, любой результат измерения в социологии лишь в той или иной степени близок к точному. То же характерно и для естественных наук, даже для таких, как математика.

В прикладной социологии очень сложно определить точность измерения. Это можно сделать, сравнив результаты выборочного исследования со статистическими данными об объекте при наличии таких данных либо с итоговыми результатами прогнозируемого события, например итогами выборов. Если известно, что вариация измеряемого (первого) свойства объекта тесно связана с изменением какого-то другого признака, скажем социально-демографического, то точность измерения первого признака можно косвенно оценить, сравнив выборочные параметры демографического признака с его статистическим значением во всей изучаемой совокупности. Однако такой метод чреват большими погрешностями. Для повышения точности измерения можно прибегнуть также к дробным градациям шкалы.

Как отмечалось ранее, различные типы шкал делают возможным анализ полученной информации с различной степенью глубины. Такое свойство шкал является довольно строгим. Нельзя, получив информацию по шкале низшего порядка, сделать на ее основе более глубокие выводы.

Дело в том, что шкалы высшего порядка можно свести к шкалам низшего порядка, но обратная процедура неосуществима. Предположим, что получены ответы по интервальной шкале на вопрос о частоте просмотра респондентом телепередач:

- смотрит ежедневно;

- смотрит 2–3 раза в неделю;

- смотрит один раз в неделю;

- не смотрит телепередачи.

Результаты опроса по данной (интервальной) шкале можно перегруппировать в соответствии с ранговой шкалой (если отметивших первую позицию оценивать как «смотрит часто», вторую и третью позиции в совокупности – как «смотрит редко», а последнюю – «не смотрит») либо с номинальной (если отметивших первые три позиции характеризовать в совокупности как «смотрит телепередачи», а последнюю – как «не смотрит телепередачи»). Вполне очевидно, что осуществление подобной процедуры в обратном порядке невозможно. Если исследователь предусмотрел только варианты ответов «смотрит» – «не смотрит» телепередачи, то ему не удастся получить более подробную информацию на основании такой шкалы.

Таким образом, выбор индикаторов и построение на их основе шкал служат фундаментом для разработки инструментария, с помощью которого осуществляется непосредственное измерение сторон и свойств изучаемого явления. Но предварительно необходимо определить совокупность лиц (респондентов), чьи ответы и станут источником первичной социологической информации, представляющей собой результат измерения.

Использованная литература:

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. М.: Институт социологии РАН, 2011, 1 CD ROM.

2. Девятко И.Ф. Измерение установки: становление социологической парадигмы // Социологические исследования. 1991. № 6.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов. Екатеринбург: изд-во Урал, ун-та, 1998.

4. Ноэль Э. Массовые опросы. М., 1979.

5. Рабочая книга социолога / отв. ред. Г.В.Осипов. М.: Наука, 1983.

6. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 1998.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. Основные подходы к измерению социальных признаков | Лекция 9. Опросные методы социологического исследования
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал