Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовые позиции






В отеч. юридической науке нет четкого определения понимания и единства мнений о том, что представляет собой правовая позиция КС как нового правового явления

Нормативное закрепление института правовых позиций содержится в ст. 73 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»: в случае, если большинство участвующих в заседании палаты судей склоняются к необходимости принять решение, не соответствующее правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарное заседание. Данная норма не только устанавливает порядок действий в указанном случае, но и фиксирует сам факт существования феномена правовых позиций Конституционного Суда.

Так, Гаджиев рассматривает правовые позиции КС как «важные правовые выводы, идеи, представляющие собой выявленное судом кристаллизованное право», «источник права», «правовой принцип, пригодный для разрешения группы сходных юридических коллизий». Кряжков полагает, что правовые позиции – это логико-правовое обоснование конечного вывода Суда, содержащегося в постановляющей части его решения, сформулированное в виде правовых умозаключений, установок, имеющих общеобязательное значение. По мнению Витрука, «правовые позиции Конституционного Суда есть правовые представления общего характера Конституционного Суда, как результат толкования Консти­туционным Судом и выявления им конституционного смысла положений законов и др. нормативных актов в пределах компетенции Конституционного Суда, которые снимают конституционно-правовую неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений (постановлений) Конституционного Суда».

Правовые позиции формулируются Конституционным Судом при разрешении дел в рамках его компетенции. Это могут быть дела о толковании Конституции РФ, разрешении споров о компетенции, о проверке конституционности нормативных актов. Правовая позиция Конституционного Суда, выработанная как в заседании палаты, так и в пленарном заседании, является обязательной при рассмотрении иных дел. Это облегчает работу Суда, так как с течением времени количество правовых позиций увеличивается, и Суд сможет оперировать ими без необходимости каждый раз их формулировать. С другой стороны, в силу того, что презумпция истинности правовой позиции Конституционного Суда может быть опровергнута, на Суд возлагается довольно сложная задача оценки уже существующих правовых позиций, соотнесения их с современным состоянием развития правовой системы и т.д.

Сформулированные и оформленные в соответствующих решениях правовые позиции Суда являются обязательными для исполнения на всей территории РФ для всех законодательных, исполнительных и судебных органов гос. власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Следовательно, правовые позиции имеют юридическую силу решений Конституционного Суда. В литературе высказывается мнение, согласно которому по юридической силе правовые позиции Конституционного Суда приравниваются к юридической силе самой Конституции РФ.

Система правовых позиций.

На сегодняшний день Конституционным Судом сформулировано значительное количество правовых позиций по самым разным предметам. Их можно разделить на большие группы:

- Правовые позиции по вопросам содержания принципа разделения властей;

- Правовые позиции по вопросам содержания принципов федерализма;

- Правовые позиции по вопросам содержания, механизмам реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан;

Правовые позиции по вопросам содержания принципов и гарантий местного самоуправления. Так, в частности, по данному вопросу сформулирован ряд правовых позиций: о неправомерности ликвидации субъектом РФ уже избранных населением органов местного самоуправления; о праве федерального законодателя устанавливать запрет на вынесение на местный референдум вопроса о досрочном прекращении полномочий и досрочных выборах органов местного самоуправления и др.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал