Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос. Понятие формы государства.
Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти. На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы: 1) социально-экономические, культурные; 2) исторические, национальные и религиозные традиции; 3) природные и климатические условия; 4) расстановка политических сил и т. д. Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов: 1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика; 2) форма государственного устройства –отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные; 3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный. Таким образом, форма государства определяет: 1) порядок формирования органов государственной власти; 2) структуру государственных органов; 3) особенность территориальной самостоятельности населения; 4) характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом; 5) специфику отношений государственных органов и населения; 6) приемы, способы, методы осуществления политической власти. В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства. Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства: 1) демократизм; 2) федерализм; 3) республиканская форма правления; 4) разделение властей; 5) политическое, идеологическое многообразие; 6) признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления; 7) государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации; 8) правовое государство; 9) социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие. Российская Федерация является полупрезидентской республикой. По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма: 1) добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ; 2) равноправие субъектов Российской Федерации; 3) самоопределение народов, наций и национальностей; 4) государственная целостность; 5) разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др. Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим. 57- Вопрос. Форма правления: Понятие и виды. Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства. Монархия – форма правления, при которой: 1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.). Монархии могут быть двух видов: 1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя; 2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической. Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом. Признаки парламентской монархии: 1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент; 2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер). При дуалистической монархии: 1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом; 2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним. Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики. В президентской республике: 1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства; 2) правительство сформировывается внепарламентским путем; 3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу. Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике. В парламентарной республике: 1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним; 2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными; 3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной; 4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства. Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики. В полупрезидентской республики Характерной чертой является, то, что в ней двойная ответственность правительства и перед президентом и перед парламентом. В таких республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учётом расклада политических сил в парламенте. Глава государства как правило председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия
58- Форма государственного устройства: Понятие и Виды. Государственное устройство - это территориальная организация государственной власти, низменность ее на определенные составные части с целью наилучшего управления обществом, это взаимосвязь отдельных составных частей государства между собой и ее общими высшими (центральными) государственными органами. Все государства разделяют на: простые и сложные: Простое унитарное государство - это такое государство, составные части которой не имеют собственного суверенитета и не могут быть субъектами политических международных отношений. Например, республики Беларусь, Польша, Болгария. Есть простые унитарные государства, которые имеют автономные образования. К таким государствам относятся. Украины, Испания, Италия, Португалия. Сложные государства - это такие государства, которые объединились (образовались) из отдельных государственных образований, которые имели все признаки государства, в том числе и суверенитет, но определенную часть своих суверенных прав, как правило, добровольно передали высшим центральным органам союзного государства. Это, в сущности, постоянный или временный союз суверенных государств. К сложным государствам принадлежат федерация, конфедерация и империя. Федерация - это постоянный союз отдельных суверенных государств, которые образовали единое государство на добровольной основе и передали определенную часть своего суверенитета (прав) центральным федеральным органам. Федерация отличается от других государственных образований тем, что она имеет единую общую территорию, общую конституцию и систему законодательства, единое правительство, общие вооруженные силы, двойное гражданство, единую денежно-финансовую систему Федерация является субъектом международных отношений, а составные части федерации лишенные таких прав. Федерации могут быть разные: централизованные, относительно централизованные, децентрализованные.(США, РФ). Конфедерация - это такой союз государств, которые добровольно объединились для достижения определенных общих целей в политической, экономической и военных сферах. Субъекты конфедерации сохраняют все свои суверенные права государства. Они не имеют общей территории, конституции и единого законодательства, гражданства. Правовой основой конфедерации является союзный договор. Конфедерация не имеет единой налоговой системы и бюджета и существует на взносы ее субъектов. Центральные конфедеративные органы принимают решение по согласию всех ее субъектов. Конфедерация - это, как правило, временный союз государств. Со временем она перерастает в федерацию или распадается на унитарные государства. Империя - это такое сложное и большое государство, которое объединяет другие государства или народы в результате завоеваний, колонизации и других форм экспансии. Империя держится на насилии, на государственном принуждении. Когда исчезает принуждение, империя распадается. Например, Римская империя, империя Александра Македонского, Русская империя.
59- Вопрос. Государственно-правовой режим: понятие и виды. Политический режим, как элемент формы гос-ва: понятие, признаки, виды. – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.Согласно одной точке зрения «Полит.режим» и «Гос.режим» можно расценивать как тождественные. Согласно другой точке зрения понятие «Полит.режим» более широкое, чем понятие «Государ. режим», ибо включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории «Полит.режим» и «Политическая система» тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демократично либо недемократично). Признаки: 1) степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования; 2) соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства; 3) гарантированность прав и свобод личности; 4) степень реализации политической власти непосредственно народом; 5) положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата; 6) место и роль негосударственных структур в политической системе общества; 7) соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти; 8) характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц; 9) учет интересов меньшинства при принятии политических решений; 10) доминирование определенных методов (убеждения, принуждения) при осуществлении политической власти; 11) степень верховенства закона во всех сферах общественно жизни; 12) принципы взаимоотношения общества и власти; 13) политическое и юридическое положение и роль в обществе силовых структур государства (армия, полиция, органы государственной безопасности; 14) существование реальных механизмов привлечения к полит ческой и юридической ответственности должностных лиц, включи самых высших. Виды: может быть – демократическим - государственный режим, обладающий следующими признаками: 1) наличие в государстве коллективного законодательного органа, в который народ выбирает своих представителей; 2) возможность для всех граждан, независимо от политических или иных убеждений, свободно изъявлять свою волю путем всеобщих выборов и на референдуме; 3) граждане обладают реальными способами влияния на государственный аппарат для защиты своих интересов, используя при этом свободу слова, печати, собраний, свободу получения информации, партийные и общественные организации; 4) минимальное вмешательство государства в экономическую сферу и личную жизнь граждан; 5) в идеале демократический характер государства отличается высокой степенью развития экономики, дoстойным уровнем жизни, защищенностью населения от произвола и беззакония. и антидемократический(тоталитарным-государственный режим, который имеет следующие признаки: 1) тотально жесткий контроль гос-ва всех сфер жизни общества(экономика, культура, искусство) включая личную жизнь граждан; 2) узурпация власти одной массовой партией, которая навязывает населению свою идеологию в условиях нетерпимости к инакомыслию и подавления других идеологий. авторитарным - государственный режим, имеющий сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур тоталитарноro режима, т.е, стремления управлять всеми сферами общественнойжизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности. Различают три вида авторитарных режимов: а) Диктаторский режим- Обычно порождается кризисом социально-экономической жизни государства. Диктатор не пытается оправдать свою диктатуру идеологически, он оправдывает свою жестoкость необходимостью нанести порядок в стране. При этом он уверяет, что эта диктатура лишь на время, а затем снова будет демократия; б) Военный режим.-Высшая государственная впасть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена; либо крайне ограничена; в)Теократический режим- В одном лице сосредоточена высшая государственная и религиозная власть. Сейчас имеет место в Ватикане, Иране, Парагвае. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные режимы почти не встречаются.
60- Вопрос. Функции государства: понятие и виды. Функцией государства считают направление его деятельности по решению вставших перед ним задач. Функции – это то, чем занимается государство. В функциях определяется сущность государства, его социальное назначение, направления, в которых государство осуществляет управление обществом. Отличие функций государства от его целей и задач. В учебной и научной литературе также разрабатываются понятия «задачи Российского государства», «функции Российского государства». Полагают, что задачи государства – это устанавливающий элемент, постановка перед государством и обществом задач, которые создают необходимость реализации соответствующих функций. Функции Российского государства – это характер и направленность государственной деятельности, которая имеет решающее влияние на всю структуру государственного аппарата. В результате исходным, ключевым подходом к изучению государства необходимо считать такой, который исследует его с точки зрения направлений деятельности. Изменения в функциях государства ведут к изменениям в целом в структуре государственного аппарата. Функции государства отличаются от функций органов государственной власти, которые специально созданы для отдельного вида деятельности. Таким образом, функции охватывают деятельность государства в целом. Многообразные функции Российского государства можно классифицировать по разным основаниям: 1) отталкиваясь от длительности осуществления ими той или другой деятельности, функции государства можно разделить на постоянные (которые государство реализует в течение всего развития) и временные (носят краткосрочный характер, перестают действовать после решения конкретной задачи); 2) по значимости – основные и вспомогательные. С помощью первых реализуются наиболее важные направления государства, исполнение основных стратегических целей и задач; 3) учитывая направленность государственной деятельности, – общесоциальные и классовые; 4) в зависимости от сферы государственной деятельности – внутренние и внешние. В современной юридической литературе распространена единая классификация функций государства вне зависимости от его типа и сферы деятельности, а именно: 1) экономическая функция — направленная на обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в частности через организацию общественных работ, охрану существующих форм собственности, планирование производства, организацию внешнеэкономических связей и др.; 2) политическая функция — связана с обеспечением государственной и общественной безопасности, национального и социального согласия, сдерживание сопротивления противоборствующих социальных сил, охраной суверенитета государства от внешних посягательств и т. д.; 3) социальная функция — согласно ей государство осуществляет охрану прав и свобод населения или определенной его части, осуществляет меры по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию достойного уровня жизни населения, соблюдению необходимых условий труда и т. п.; 4) идеологическая функция — поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.
|