Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Циклоидная акцентуация






В подростковом возрасте могут быть выделены два варианта циклоидной акцен­туации — типичные и лабильные циклоиды.

Типичные циклоиды в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода, а еще чаще в шестнадцать-девятнадцать лет, когда половое созревание завершается, возникает первая суб­депрессивная фаза. Чаще она проявляется апатией и раз­дражительностью. С утра ощущается упадок сил, все ва­лится из рук. То, что раньше давалось легко и просто, те­перь требует неимоверных усилий. Труднее становится учиться. Ранее привлекательные компании сверстников начинают тяготить. Приключения и риск становятся неинтересными. Прежде бойкие подростки теперь становятся унылы­ми домоседами. У них даже падает аппетит, прежде любимые кушанья перестают вызывать удовольствие. Мир приобретает пессимистическую окраску. Мелкие неприятности и неудачи, которые обычно начинают сыпаться из-за падения тру­доспособности, переживаются крайне тяжело. На замечания и укоры могут отвечать раздражением, даже гру­бостью и гневом, но в глубине души от них впадают в еще большее уныние. Серьезные неудачи и нарекания окру­жающих могут углубить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию интрапунитивного типа с суицидными попытками. Обычно лишь в этом случае подростки попадают в поле зрения психиатра

В субдепрессивной фазе слабым местом становится коренная ломка жизненного стереотипа. Этим, видимо, объясняются присущие цик­лоидам затяжные субдепрессивные состояния на первых курсах высших учебных заведений. Резкое изменение характера учебного процесса, обманчивая легкость первых студенческих дней, от­сутствие ежедневного контроля со стороны преподава­телей, сменяющиеся необходимостью усвоить в короткий срок зачетно-экзаменационной сессии гораздо большего, чем в школе, материала — все это ломает привитый предшествующим десятилетием учебный стереотип. Упу­щенное приходится наверстывать усиленными занятиями, а в субдепрессивной фазе это не приводит к желаемым результатам. Переутомление и астения затягивают суб­депрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и умственным занятиям вообще.

Лабильные циклоиды в отличие от типичных во многом приближаются к лабильному (эмоционально-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче — два-три «хороших» дня сменяются несколькими «плохими». «Плохие» дни более отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным само­чувствием. В пределах одного периода возможны корот­кие перемены настроения, вызванные соответствующими известиями или событиями. Но в отличие от описываемого далее лабильного типа нет чрезмерной эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения легко и круто меняться от незначительных причин.

Как у типичных, так и у лабильных циклоидов реакции эмансипации и группирования со сверстниками усили­ваются в периоды подъема. Увлечения отлича­ется нестойкостью—в субдепрессивные периоды их забрасывают, в период подъема — возвращаются к ним, или находят новые. Выраженные нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому и т. п.) циклоидам не свойственны. Но в периоды подъема они могут обнаруживать склонность к алкоголизации в компаниях.

Самооценка характера у циклоидов формируется по­степенно, по мере того, как накапливается опыт «хороших» и «плохих» периодов. У подростка такого опыта еще может не быть и поэтому самооценка может оказаться несо­вершенной.

Циклоидная акцентуация лишь изредка попадает под наблюдение психиатра (обычно это случаи суицидных попыток).

Лабильный тип. Главная черта лабильного типа — крайняя изменчи­вость настроения. Как известно, изменчи­вость настроения вообще присуща подросткам. В какой-то мере почти все они наделены эмоциональной лабиль­ностью. Поэтому диагностика данного типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. О формировании лабильного типа можно гово­рить, когда настроение меняется слишком часто и чрез­мерно круто, а поводы для этих коренных перемен быва­ют ничтожны.

Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и сон, и аппетит, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настрое­нию меняется и отношение к своему будущему — оно то расцвечивается самыми радужными красками, то пред­ставляется серым и унылым. И прошлое то предстает как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление поверхностности и легкомыслия. На самом деле подростки этого типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.

Не менее свойственна лабильным подросткам и предан­ная дружба. В друге они неосознанно ищут психо­терапевта. Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, к похвалам и поощре­ниям — все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны погрузить в беспросветное уныние.

Реакция эмансипации выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных перепадами настроения, которые обычно трактуются взрослыми как простое упрямство или капризы.

Тяга к группированию со сверстниками также подчине­на изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, в плохие избегают общений. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, охотно доволь­ствуются положением любимца и баловня, которого опекают и защищают более стеничные приятели.

Им чужды и опьяняющий азарт игр, и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интел­лектуально-эстетических наслаждений. Тем более они нигде не претендуют на лидерство. Общение с това­рищами, художественная самодеятельность да еще некоторые домашние животные (особенно привлекательна собственная собака) относятся к тому роду увлечений, которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняющей в моменты перепадов настроения. Ни одно из хобби не длится долго и скоро сменяется другим.

Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они — «люди настроения» и что от настроения у них зависит все. В том, как к ним относятся окружающие, они обнаруживают хорошую интуицию — сразу при первом контакте чувствуют, кто к ним располо­жен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недобро­желательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить. «Слабым местом» данного типа является отвержение со стороны эмоционально значимых лиц, утрата близких, вынужденная разлука с ними. Лабильная акцентуация может служить почвой для острых аффективных реакций, неврозов, особенно неврастении, реактивной депрессии. Именно только в этих случаях лабильные подростки попадают под наблюдение психиатра.

Астено-невротический тип. Астено-невротический тип такая разновидность акцентуаций, которая благоприят­ствует невротическим реакциям. На ее основе возможен «невроз развития». Главный критерий, помогающий отличить невротической развитие от психопатийного - это отно­шение личности к своим переживаниям и состояниям как к болезненным, чуждым, от которых надо изба­вляться. Главными чертами астено-невротической акцентуа­ции являются повышенная утомляемость, раздражитель­ность, «минорное» настроение. Утомляемость осо­бенно наблюдается во время умственных занятий. Умеренные физические нагрузки такими подростками переносятся лучше чем умственные, однако сильное физичес­кие перенапряжение может оказаться непереносимым Раздражение по любому по­воду легко изливается на окружающих и так же легко сменяется раскаянием. При этом типе акцентуации практически не бывает развития девиаций. Стремление к эманси­пации от старших и тяга к группированию со сверст­никами не получают прямого выражения в силу астении и утомляемости. Самооценка при астено-невротической акцентуации обычно отражает невысока. В мыслях о будущем централь­ное место занимают заботы о собственном здоровье. С наступлением полового созревания, физического воз­мужания невротические черты могут сглаживаться.

Сензитивный тип. Сензитивная акцентуация форми­руется относительно поздно: чаще в возрасте шестнадцати—девятнадцати лет. В это время проблемы пубертата обычно уже ершены и личность сталкивается с новыми обусловленными вступлением во взрослую жизнь. Этот тип акцентуации развивается у чрезмерно чувствительных и впечатли­тельных подростков. Как правило, они имеют высокую нравственную планку. Для многих юношей этой категории характерно чувство «собственной недостаточности».

Отмечено, что в детстве такие дети, как правило, были боязливы, испытывали весь перечень нормативных страхов: боялись темноты, животных, остаться дома одни. Они не любили чрезмерно подвижных игр, рискованных шалостей, больших детских компа­ний, испытывали застенчивость среди посторон­них, в новой обстановке и вообще не склонны вступать в общение с незнакомыми людьми. При этом они обнаруживали привязанность к близким людям, демонстрируя с ними незаурядную общительность. Играм со сверстниками они, как правило, предпочитали игры с малышами. Чтению мно­гие из них предпочитли тихие игры, рисование, лепку. В целом отличались послушанием, были «домашними детьми». Школа пугает их скопищем сверстников, шумом, воз­ней и драками на переменах, но, привыкнув к одному клас­су и даже страдая от некоторых соучеников, они крайне неохотно переходят в другую группу. Учатся обычно старательно. Нервничают из-за всякого рода проверок, контроль­ных, экзаменов. Нередко стесняются отвечать перед клас­сом, боясь сбиться, вызвать смех, или наоборот, отвечают меньше того, что знают, чтобы не прослыть выскочкой или чрезмерно прилежным учеником среди одноклас­сников.

Начало пубертатного периода у таких детей обычно проходит без особых осложнений. Трудности адаптации начинаются в 16—19 лет—в период смены привычного школьного стереотипа на трудовой или на обучение в вузе, то есть в период, когда приходится активно уста­навливать отношения с множеством новых людей. Именно в этом возрасте помехой становятся оба главных качества сенситивного типа - «чрезвычайная впечатлительность» и «резко вы­раженное чувство собственной недостаточности». Реакция эмансипации у сенситивных подростков быва­ет выражена довольно слабо. К значимым взрослым сохраняется дет­ская привязанность. К опеке со стороны старших относят­ся не только терпимо, но даже охотно ей подчиняются. Упреки, нотации и наказания со стороны близких скорее вызывают слезы, угрызения совести и даже отчаяние, чем обычно свойственный подросткам протест. Тем более не возникает желания оспорить или отвергнуть духовные ценности, ин­тересы, обычаи и вкусы старшего поколения.

Чувство собственной неполноценности у сенситивных подростков делает особенно выраженной реакцию гипер­компенсации. Они ищут самоутверждения не в стороне от слабых мест своей натуры, не в областях, где могут рас­крыться их способности, а именно там, где чувствуют свою неполноценность. Девочки стремятся показать свою веселость и общительность. Робкие и стеснительные маль­чики натягивают на себя личину развязности и даже нарочитой заносчивости. Психологам хорошо известен подобный феномен самозащиты. В силу той же реакции гиперкомпенсации сенситивные подростки оказываются в числе активистов класса. С ними удобно взаимодействовать учителям, они их и выдвигают на эти посты, имея в их лице ответственных помощников. При этом неформальное лидерство в ученических группах часто достает­ся другим детям. Непереносимыми для детей сензитивного типа оказы­ваются ситуации, где они становятся объектом насмешек или когда на их репутацию падает тень. Подобные ситуации становятся остро травмирующими, способны вызвать длительное стрессовое состояние.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал