![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Качественные изменения в познавательной сфере подростка
Ж. Пиаже указывал, что в возрасте от одиннадцати-двенадцати до четырнадцати-пятнадцати лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация ребенка: он освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам, начиная оперировать гипотетико-дедуктивным (теоретическим) мышлением. По мнению Л.С.Выготского, главное в развитии мышления подростка – овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности. Функция образования понятий лежит в основе все интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя – вот что приносит с собой мышление в понятия» (Л.С. Выготский) Приступая к усвоению основ наук, подросток должен научиться рассуждать теоретически. Учебный материал требует высокого уровня развития мыслительной деятельности и, в свою очередь, направлен на развитие интеллекта. В этой связи в развитии мышления подростка отмечаются следующие изменения: -появляется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач; подросток учиться рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки; - появляется осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими (рефлексивное мышление); - развивается операция абстрагирования, мышление становиться теоретическим; - развивается критичность как качество мышления; при этом существует опасность появления критиканства – подростки любят искать ошибки в речи учителя, в тексте учебника, иронизировать над взрослыми; - происходит интеллектуализация процессов восприятия, они становятся аналитичными - это важно для успешного чтения чертежей, схем, моделей, для их содержательного анализа; - появляется новое отношения к интеллектуальным задачам: подростки интересуются трудными задачами, требующими рассуждений, сложных логических ходов Существенные изменения происходят в мнемической деятельности подростков: если установкой младших школьников при запоминании было повторение, то у подростков – понимание. В целом улучшается продуктивность памяти подростков - растет быстрота запоминания, увеличивается объем долговременной памяти, расширяется объем усваиваемого словесного и образного материала. Подростки сознательно применяют приемы осмысленного и опосредованного запоминания, мнемотехнические приемы. Однако, учителю следует развивать навыки логической обработки материала, учить приемам выделения смысловых опор, установления ассоциаций, составлению плана, смысловой группировки и т.д. Наряду с учебными интересами, у подростка активно проявляются многообразные увлечения. Причем, увлечения не всегда пересекаются с учебной деятельностью. Наиболее выраженные увлечения подростка: -интеллектуально-эстетические (связаны с глубоким интересом к любимым занятиям – истории, литературе, музыке, рисованию и т.п.); -эгоцентрические (изучение редких иностранных языков, изучение старины, занятие модным и дорогостоящим видом спорта, например, -большим теннисом); -телесно-мануальные увлечения (занятия спортом); -накопительские увлечения (коллекционирование разного рода); -информативно-коммуникативные увлечения (в современных условиях чаще всего, это – увлечение интернетом) (по классификации А.Е. Личко). Особо выделил проблему интересов подростков Л.С. Выготский, назвав их доминантами. Он указывал на присутствие следующих доминант: - эгоцентрическая (интерес подростка к собственной персоне); -доминанта дали (ориентация на будущее, порой видение себя в профессии, не отвечающей реальным способностям); -доминанта усилия (направленность подростка на преодоление, сопротивление, противостояние, что порой выражается через хулиганство, упрямство и т.п.) -доминанта романтики (стремление к риску, неизвестности, к приключениям, авантюрным поступкам) 5. Нарушения поведения у подростков
|