![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика общения в младшем школьном возрасте
Общение со взрослыми Специфическими чертами общения младших школьников со взрослыми является подчинение поведения и действий ребенка определенным нормам и правилам; опора не на наличную ситуацию, а на все то содержание, которое задает ее контекст; понимание позиции взрослого и условного смысла его вопросов. Все эти черты необходимы ребенку для принятия учебной задачи. Умение принимать учебную задачу предполагает способность выделить вопрос–проблему, подчинить ей свои действия, и опираться не на наличную ситуацию, а на те логические отношения, которые отражены в условии задачи. Общая тенденция в развитии общения со взрослыми в том, что оно становится произвольным, ориентируется на определенные сознательно принятые задачи, нормы и правила. Общение со сверстниками Общение со сверстниками очень важно, потому что тесно связано с учебными действиями, и что только соответствующий уровень общения со сверстниками позволит адекватно действовать в условиях коллективного обучения. Взаимоотношения младших школьников во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности. Опенка учителя принимается как характеристика личности. Поэтому для младших школьников типично позитивное отношение к хорошо успевающим детям. К третьему классу изменяется отношение к слову учителя, взаимоотношения с одноклассниками становятся более тесными, зависят от личных привязанностей. Дети болезненно реагируют на замечания, сделанные при сверстниках. Личные отношения становятся основой образования малых групп, в них появляются лидеры, складываются особые нормы поведения, интересы. Лидерами, как правило, становятся веселые, живые, общительные или спокойные, доброжелательные дети. По мнению психологов, устойчивый социометрический статус младшего школьника в группе сверстников - залог положительных качеств взрослого человека. В целом тип общения определяется как кооперативно- соревновательный. То есть, устойчиво удерживается отношение к партнеру как к сопернику по совместной игре. Это тот минимальный уровень развития общения и взаимодействия детей, который дает возможность построения новой ведущей деятельности. Общение как коммуникативная требует соответствующих умений. Для формирования у детей коммуникативных умений рекомендуются следующие приемы: - игры с предметным содержанием, - введение в игру детей " болельщиков", - игры со взрослыми, показывающими образец взаимодействия на правах равных партнеров, - введение в группу «дирижера» игры, учитывающего позиции всех играющих, - исполнение ребенком двух ролей со взаимно противоположными интересами. Все эти приемы содержаться в играх с правилами. Правило игры становится внутренним правилом для ребенка, интериоризуется, переходит во внутренний план действий.
|