![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эмоционально-волевое развитие
Ребёнок в младшем школьном возрасте несёт в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Общей тенденция развития чувств – их большая осознанность и сдержанность. Изменения в эмоциональной сфере определяются процессом и результатом учебной деятельности, оценкой учителя и отношением окружающих, связанными с успешностью учения. Сама учебная деятельность требует сдержанности в чувствах, замены моторных эмоциональных реакций речевыми. Речевая и интонационная выразительность заметно развивается к третьему классу. Интенсивно развиваются высшие чувства, особенно нравственные - чувство товарищества, ответственности. Ответственность может принимать крайние формы – чтобы выполнить поручение учителя, дети могут поднять на ноги всю семью. Однако младшие школьники могут проявлять разный уровень развития нравственных чувств: -высокий уровень (в отношение всех окружающих); -средний уровень (в отношение друзей, близких); -низкий уровень (нравственные чувства проявляются редко). Следует отметить, что низкий уровень развития нравственных чувств проявляется у большинства детей младшего школьного возраста. Дети осознают свои и понимают чужие чувства и состояния еще далеко не совершенно: часто не могут понять мимику, могут неадекватно реагировать на ситуации. Неудовлетворение уровня притязания может вызывать у них аффективное поведение и закрепиться в виде отрицательных черт характера. При этом общий эмоциональный тонус детей можно квалифицировать как жизнерадостность, бодрость, веселое оживление. Высокая впечатлительность является устойчивой характеристикой возраста. Учение требует действий в соответствии с требованиями школы, результатом чего является произвольность как личностное новообразование. В процессе учения формируется как волевые действия, так и волевые качества. Основными являются – выдержка (умение подчиняться требованиям, сохранять статичное положение в течение урока), самостоятельность (инициирование собственных действий), настойчивость (умение добиваться поставленной цели, доводить начатое до конца). Взрослым, работающим с детьми данного возраста могут быть даны следующие советы: -не делать ничего вместо детей, но создавать условия для их самостоятельных действий; - не оставлять незамеченными волевые проявления детей, поощрять их, даже если эти проявления неудобны самим взрослым; - памятуя том, что важнейшим показателем волевого поведения является мотив, адекватный заданному действию, следует развивать потребностно-мотивационную сферу детей; использовать подражательностью детей для воспитания у них волевых черт характера. Краткое содержание и выводы. Младший школьный возраст - период впитывания, усвоения, накопления знаний. Это максимально благоприятный для воспитательных воздействий период детства. Его характеризуют доверчивое подчинение авторитету взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность. Возраст восприимчив и впечатлителен, что обеспечивает динамичное когнитивное и личностное развитие ребенка. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная. Освоение ее компонентов ведет к совершествованию всей познавательной и личностной сферы детей, способствует развитию психических новообразований: произвольности, соподчинения мотивов деятельности, развитию внутреннего плана действий и самосознания.
В период младшего школьного возраста основные психические функции достигают достаточно высокого уровня развития, который станет базой для последующих качественных приобретений психики. Тема 7. Психическое развитие в подростковом и юношеском возрасте. Гениальный А.С.Пушкин в стихотворении «Паж» очень проницательно подметил типичные особенности подростка: Пятнадцать лет мне скоро минет… Дождусь ли завтрашнего дня!? Как он вперед меня подвинет! Но и теперь никто не кинет С презреньем взгляда на меня Уж я не мальчик, Уж над губой смогу свой ус я защипнуть Я важен как старик беззубый Вы слышите мой голос грубый? Попробуй кто меня толкнуть! Эти строки могут стать эпиграфом к характеристике психологии подростка, ибо в них очень удачно подмечены главные возрастные характеристики – стремление к взрослости, притязание на признание этой взрослости окружающими, физиологические изменения, делающие ребенка взрослым.
|