![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристика потребностно-мотивационной сферы.
Согласно отечественной психологической теории источником развития личности являются ее потребности. К семилетнему возрасту дети имеют достаточно выраженные потребности - в игре, в движениях, во внешних впечатлениях, в познании нового, в самооценке, в одобрении взрослых. Их потребностей идет в направлении доминирования духовных потребностей над материальными, в развитии направленности потребностей " для других" вместо " для себя", в их большей осознанности и самоуправляемости. Актуальные потребности переплетаются с импульсивной активностью, отражая готовность действовать без промедления. Наиболее важными для младших школьников является мотивы, связанные с миром взрослых и с новыми видами деятельности - дидактическими играми, учением, конструированием и т.д. В частности, это мотивы, связанные с установлением положительных взаимоотношений со взрослыми (они делают детей чувствительными к оценке взрослых, побуждают выполнять их требования), а также мотивы личных достижений (самолюбие, самоутверждение), которые проявляются в притязании на главные роли, в стремлении иметь успех. Уровень личностного развития определяется и психическими новообразованиями, выступающих как проявления взрослости. К ним относятся: - произвольность психических процессов и действий (как усиление волевой регуляция всех психических процессов); - внутренний план действий (как прогностическая способность, проявляющаяся в умении планировать и выполнять действия " про себя"); - соподчинение мотивов деятельности (как доминирование мотива «надо» над мотивом «хочу; - рефлексия (как способность анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности); - самосознание (как проявление новой внутренней позиции школьника) и его продукт - самооценка. Центральной регулирующей функцией самосознания является осознание своего желания и действия как способа осуществления этого желания. Эта функция проявляется при формулировании ребенком цели своего поступка, способностью ее сохранить и практически реализовать. Поступки и действия детей этого возраста могут мотивироваться достаточно осознанно какой-либо из пяти сфер: 1.установлением эффективного межличностного взаимодействия, 2.общением, 3.деятельностью, 4.нормативным отношением к действительности, 5.реально- практическим функционированием. Наиболее низкий уровень осознания себя проявляют дети с ценностью реально-практического функционирования (выполнение поручений, помощь взрослым), соответственно – самый высокий уровень развития самосознания проявляют дети, мотивированные ценностью установления эффективного межличностного взаимодействия. Следует работать над осознанием ребенком его потребностей, не поощрять привычное функционирование-исполнительство, приучать контролировать соответствие выбранных средств реализуемому намерении. Показателем развития самосознания является самооценка (как представление и отношение к себе). Дети видят в себе уже много качеств, их оценки дифференцируются, растет психологический словарь. Их самооценка уже не «черно-белая». В ней ребенок подчеркивает свою принадлежность к определенной группе, полу, указывает свои конкретные индивидуальные отличия. В ученическом классе могут быть выделены дети с устойчивой адекватной, завышенной и заниженной самооценками. Как правило, дети с адекватной самооценкой общительны, обладает чувство юмора, находчивы, выбирают задачи в соответствии со своими возможностям, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, любят " трудные" вопросы. Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуется, как правило, вызывающим, высокомерным поведением, негативным отношением к успехам сверстников. Они трудно поддаются «перестройке». Третья группа детей - с заниженной самооценкой - малоактивны, неуверенны, склонны «уходить в себя». В коррекционной работе с ними эффективен прием «гарантированного успеха». Его сутью является организация деятельности с гарантированным положительный результатом и поощрение ребенка за этот результат. Через подобные ситуации у ребенка формируется мотивация успешности в деятельности, снимающая напряженность, страх, неуверенность. Стабильный успех стимулирует развитие личностных качеств, в дальнейшем “работающих» на формирование адекватной самооценки. Таким образом, самооценка зависит от успеха, которого ребенок добивается в совместной со сверстниками деятельности, и, если обеспечить успех детям в значимой деятельности, это может привести к изменению их самовосприятия и позиции в целом. В значительной степени на самооценку влияет оценка школьной успеваемости, ибо оценка деятельности переносится ими на личность. Другим важным фактором самооценки является вхождение в группу сверстников. Так, дети с хорошим социометрическим статусом имеют либо адекватную, либо заниженную самооценку, у «изолированных» школьников, как правило, - завышенная самооценка. С возрастом самооценка становится значительно независимее, самостоятельнее. Причем, оценка своих проявлений в одном виде деятельности может отличаться от оценки себя в другом, например, ребенок может осознавать, что поет он хорошо, а вот рисует - плохо. Критерии самооценки зависят от взрослых. Дети точнее оценивают качества, которые чаще оцениваются окружающими. Формирующаяся самооценка является элементом «Я- концепции» младшего школьника. В ней ярко проявляются их пристрастия и ценностные представления, касающиеся индивидуально-психологических качеств. В числе ценностей преобладают красивая внешность, одежда, дружеские качества. Но представления о себе скорее предвосхищают будущую индивидуальность, чем констатируют ее. Представленые особенности личностного развития позволяют сформулировать несколько правил для оказания воспитательных воздействий: - создать ситуацию полезной зависимости детей друг от друга; - активно использовать положительное подкрепление, поощрение, похвалу в присутствии других; - вместо глобальной использовать парциальную оценку (оценивать за конкретный поступок или проступок); - требования взрослых не должны быть пустячными и частыми, не должны превращатся в придирку; - не допускать требований в грубой форме, ибо воспринимается прежде всего форма, а содержание требования остается без внимания.
|