Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принцип разделения властей и другие принципы
Можно выделить классическую триаду властей: законодательную, исполнительную и судебную. Их взаимодействие основано на системе сдержек и противовесов, то есть одна ветвь власти обладает возможностями для ограничения и контроля другой ветви власти. Например, законодательная власть принимает законы как акты, обладающие высшей юридической силой, осуществляет контроль за исполнением бюджета. Исполнительная власть обладает прерогативой в сфере реализации предписаний НПА, разрабатывает бюджет, даёт заключения по проектам законов, финансируемых за счёт средств бюджета. Судебная власть отправляет правосудие. Также создаётся институт главы государства. В РФ он не входит ни в одну из ветвей власти и может рассматриваться как своего рода арбитр между властями. Например, он наделён правом распустить Государственную Думу или отправить Правительство в отставку, определяет основные направления внутренней и внешней политики, обладает широкими кадровыми полномочиями. Принципы организации и деятельности механизма государства – это основополагающие начала, лежащие в основе его формирования, а также осуществления деятельности. 1. Принцип демократии означает признание народа источником власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга прав и свобод. 2. Принцип гласности. В его содержание входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности государственного механизма. Нормативные акты, принимаемые органами государственной власти подлежат обязательному опубликованию. 3. Принцип законности. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права. 4. Принцип равноправия заключается в том, что доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности, расы и других дискриминационных оснований. 5. Гуманизм. Этот принцип означает признание целостности человека как личности, утверждение приоритетов его интересов в деятельности государства. 6. Централизм. Обусловлен тем, что государственный аппарат имеет иерархическую структуру. 7. Научный подход к управленческой деятельности, профессионализм в подборе кадров. К лицам, желающим осуществлять деятельность в системе государственного механизма предъявляются специальные квалификационные требования. 8. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Первый выражает бюрократические начала, второй – демократические.
21. Государственный орган: понятие, признаки, классификация Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Государственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата. Орган государства формируется на основе нормативно-правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности. В соответствии с этим можно выделить следующие признаки органа государства: 1) юридически организационный и экономически определенный характер; 2) наличие собственной структуры; 3) имеет государственно-властные полномочия; 4) государственные гражданские служащие выступают от имени всего государства; 5) наделение полномочиями в конкретной сфере общественной жизни; 6) выполнение строго определенных государственных функций и задач; 7) обладание правом на издание юридических актов; 8) наличие нужных материальных средств; 9) реализация деятельности на базе нормативных правовых актов; 10) близкое взаимодействие с иными государственными органами. Классификация: 1. по способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д. 2. по объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. 3. по широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции (отраслевые и функциональные). Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. 4. Органы государства исходя из порядка формирования бывают выборные и назначаемые. 5. По составу: коллегиальные и единоличные. 6. Исходя из принципа разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные. 7. По уровню действия (исходя из формы государственного устройства): федеральные и субъектов федерации. 8. По срокам полномочий: постоянные и временные (в период действия чрезвычайных обстоятельств). 9. По правовым формам деятельности: правотворческие, правоприменительные, правоохранительные. Систему государственных органов можно выделять по горизонтали (систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти), а также по вертикали (систему федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов).
|