Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды правовых институтов.
1. по отраслям права: гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. 2. подразделяются на материальные и процессуальные. 3. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные). Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права (институт уголовной ответственности), а межотраслевой – из норм двух и более отраслей (напр., институт государственной собственности, институт опеки и попечительства). 4. простые и сложные (или комплексные). Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя субинституты заключения договора, ответственности. 5. регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные). Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организации, должностных лиц, а также граждан (характерны для конституционного и административного права). 37. Норма права: понятие, признаки, содержание, виды Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное в официальных источниках, направленное на регулирование общественных отношений. Признаки: 1. Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. 2. Это форма определения и закрепления прав и обязанностей. 3. представляя собой общее правило поведения, направлена на регулирование общественных отношений индивидуально неопределённых субъектов. 4. Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера. 5. Это формально-определённое правило поведения. То есть нормы права закреплены в официальных источниках, внешне выражены. 6. Норма права есть правил поведения, гарантированное государством. 7. Она обладает качеством системности, которое проявляется в структурном построении нормы. Содержание норм права составляют дозволения, обязывания и запреты. Содержание также можно рассматривать как: 1. формально-юридическое – это то содержание, которое выражено, закреплено в официальных документах (источниках права). 2. политическое – с этой точки зрения содержание нормы права представляет собой модель поведения, идеальную с точки зрения политически господствующих в данном обществе сил. 3. оценочное – норма права как модель поведения является критерием для познания, оценки реальных фактических поступков субъектов как правомерных или неправомерных. Виды: 1. По предмету правового регулирования (в зависимости от регулируемых отношений) нормы права подразделяются на: нормы конституционного, гражданского, уголовного, семейного права и др. 2. По роли в правовом регулировании нормы делятся на 1. регулятивные, которые в свою очередь подразделяются на: наделяющие правами, обязывающие и запрещающие; 2. охранительные; 3. учредительные (нормы-принципы); 4. обеспечительные (нормы-гарантии), 5. декларативные (нормы-объявления, нормы-цели); 6. дефинитивные (нормы-определения); 7. коллизионные ( нормы-арбитры); 8. оперативные ( нормы-инструменты – дата вступления НПА в силу). 3. По характеру обязательности нормы подразделяются на императивные нормы, и диспозитивные. 4. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. 5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия (распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства); нормы ограниченного действия (имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами (субъекты РФ)); локальные нормы (действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур). 6. В зависимости от функциональной роли: исходные (определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи и направления); общие нормы (присущи общей части той или иной отрасли права и распространяют своё действие на все или большую часть институтов отрасли); специальные (относятся к отдельным институтам) 7. В зависимости от характера: материальные; процессуальные, процедурные 8. По времени действия: постоянные; временные 9. По степени определённости предписания: абсолютно определённые (точно определены условия, права и обязанности сторон, меры ответственности); относительно определённые (устанавливается возможность определить вариант поведения в определённых границах, исходя из конкретных обстоятельств дела); альтернативные (предполагают возможность выбора из нескольких предложенных вариантов регулирования – права потребителя при продаже ему некачественной вещи)
|