Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и характеристика системы законодательства. Соотношение системы права и системы законодательства
Система законодательства – совокупность НПА (источников права) определенного государства, являющихся формой закрепления и выражения правовых норм. Структура: 1. Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (напр., конституционное право – конституционное законодательство). 2. Вертикальное (иерархическое) строение иерархию НПА по их юридической силе. Во главе системы НПА РФ стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты. 3. Федеративное строение системы. Можно выделить три уровня НПА РФ: федеральное законодательство (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и др.); законодательство субъектов Российской Федерации (уставы, законы, постановления глав администраций и др.); законодательство органов МСУ (решения, постановления). 4. Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законодательство и т.д. Виды законодательства: 1. в зависимости от соотношения с отраслями права: · отраслевое (нормы только 1 отрасли – уголовное, гражданское, семейное, административное), · внутриотраслевое (нормы 1 института - авторское), · комплексное ( нормы нескольких отраслей). 2. по территории: федеральное, региональное, местное. Систему законодательства следует отличать от системы права. Первая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права; вторая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам. Система права служит основой систематизация законодательства. Подавляющее большинство кодифицированных актов содержат нормы одной отрасли или одного института права. 43. Систематизация законодательства: понятие, цели, способы Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность по упорядочению и приведению в единую систему нормативных правовых актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. Цели: 1. создание стройной системы НПА, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, 2. устранение устаревших и неэффективных норм права, 3. разрешение юридических коллизий, 4. ликвидация пробелов и 5. обновление законодательства. Виды (4 вида): 1. Инкорпорация – способ систематизации, в ходе которой нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по предмету регулирования или по времени издания нормативных актов. Это внешняя обработка законодательства. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К официальной можно отнести Собрание законодательства РФ. К неофициальной инкорпорации относятся сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, для просвещения населения и т.д. Инкорпорация может быть генеральной (полной) – включается всё законодательство страны, субъекта федерации; частная (частичная) – по определённым вопросам. 2. Консолидация – способ систематизации, состоящий в объединении нескольких различных правовых актов в одной сфере в один новый акт. Этот новый консолидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства. При этом все прежние консолидируемые акты с принятием нового акта утрачивают свою юридическую силу и перестают действовать (закон о ТСЖ практически включили в новый Жилищный кодекс). 3. Кодификация способ систематизации, который предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). В ходе кодификации устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Виды кодификации: 1. всеобщая (переработке подвергается все законодательство государства), 2. отраслевая (перерабатываются нормы определенной отрасли законодательства), 3. специальная или комплексная (нормы правового института, подотрасли – Водный кодекс). 4. Учёт. Выделяется некоторыми авторами. Это деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии НПА, а также деятельность поисковых систем. Он может быть журнальным (фиксация реквизитов НПА). Может быть картотечный – создание карточек по определённой системе. Автоматизированный учёт – применение компьютерной техники.
|