Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правосознание как совокупность идей, чувств, представлений о праве.
40. Нормативные правовые акты (НПА): понятие, признаки, виды. Юридическая сила. Закон Нормативно-правовой акт - изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Признаки: 1) НПА исходят от государства, выражают государственную волю. 2) их основное содержание составляют типичные нормативные предписания, обладающие определенной юридической силой; 3) они имеют строго определенную документально-письменную форму; 4) НПА принимаются и осуществляются в юридически урегулированном процедурно-процессуальном порядке; 5) их реализация обеспечивается комплексом мер государственного воздействия (экономическими, организационными, принудительными). Виды НПА: 1. по юридической силе: законы и подзаконные акты. 2. По субъектам правотворчества различают НПА, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. 3. По предмету правового регулирования гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д. 4. По сфере действия вычленяются НПА общего действия и НПА ограниченного действия. НПА общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. НПА ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами (субъекты РФ). 5. НПА по кругу лиц: распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов, например, военнослужащих. 6. По критерию субъектов правотворчества: акты референдума, акты парламента, Президента, правительства, исполнительных органов власти и т.д. 7. По критерию сферы действия выделяют внешние и внутренние. Внешние распространяют своё действие на всех лиц в пределах определённой территории. Внутренние издаются организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются только на членов этих организаций. Юридическая сила ПА. Это обязательное требование соответствия актов нижестоящих органов актам вышестоящих органов, актов одного вида актам другого вида. Юридическая сила правового акта выражается: 1. в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции 2. в строгом соответствии установленной Конституцией и законом официальной классификации правовых актов 3. в признании обязательной соподчинённости между видами актов – Конституцией, законом, указом, постановлением, приказом, … 4. в установлении иерархической соподчинённости актов органов власти, занимающих более высокое место и более низкое место в государственной системе 5. в определении оснований и рамок принятия того или иного акта, его основного содержания (формулы «на основе и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением …» выражают эту правовую связь) 6. в признании правового акта, нарушающего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу. Закон - это обладающий высшей юридической силой НПА, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Высшая юридическая сила закона означает то, что все подзаконные НПА должны соответствовать закону, не противоречить ему, а в случае противоречии, приоритетом будет пользоваться закон. Виды: 1. в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства: – конституционные (органические); – текущие или обычные: принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны. 2. В федеративном государстве, каким является и Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. 3. Деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые и межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права). 4. По кругу лиц: распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов. 5. По субъектам принятия: на принятые на референдуме, Федеральным Собранием РФ и представительными органами субъектов. 6. По сроку действия делятся на постоянные и временные.
41. Подзаконные НПА: понятие, признаки, виды
Все нормативные правовые акты, кроме законов, называются подзаконными. По юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Они издаются на основании и во исполнение законов. Как правило, носят более специальный характер. Могут носить локальный характер действия (например, акты органов МСУ, локальные акты). В зависимости от органа, принявшего подзаконный НПА, их подразделяют на: 1. общие (принимаемые органами общей компетенции – Президентом, Правительством). 2. ведомственные (акты органов исполнительной власти) 3. местные (акты органов местного самоуправления) 4. локальные (принимаются и действуют в рамках организаций) Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ; 2) постановления и распоряжения Правительства РФ; 3 ) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты. В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); - нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); - нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: - общефедеральные; - нормативные акты субъектов РФ; - нормативные акты органов МСУ; - локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: - нормативные акты неопределенно-длительного действия; - временные нормативные акты.
|