![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиционно в науке различались два подхода к вопросу о соотношении государства и права.
1. Этатистский подход: приоритет государства над правом; право рассматривалось как продукт государственной деятельности. Считалось, что право находится в подчиненном к государству отношении. 2. Естественно-правовой подход: праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства. 3. Существует и третий (дуалистический) подход: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Государство и право нерасторжимы. Они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем, государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право – в нормативную систему. Единство состоит в том, что государство и право: 1) возникают и развиваются совместно; 2) имеют одинаковые подходы к сущности и типологии; 3) выступают средствами управления, инструментами власти; 4) призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; 5) основаны на едином базисе, определяются социально-экономическими и духовными факторами и т.п. Основными сферами воздействия государства на право являются: 1. правотворчество. Государство активно участвует в правотворчестве, юридически оформляет и закрепляет лишь то, что уже созрело в обществе в виде объективных потребностей. Государство придает праву формальную определенность, общеобязательность. 2. правореализация. За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества. Основными сферами воздействия права на государство являются: 1. право юридически оформляет государство; 2. регулирует все основные стороны его функционирования и тем самым придает государству и его деятельности легитимный характер; 3. регламентирует порядок формирования органов государства, закрепляет их компетенцию и упорядочивает их отношения между собой; 4. устанавливает пределы вмешательства государства в работу институтов гражданского общества, частную жизнь граждан и т. д. 5. с помощью права определяются вид и мера государственного принуждения; 6. право – важнейшее и необходимое средство юридического общения со всеми субъектами права как внутри страны, так и за ее пределами. 70. Правовой статус личности: понятие, принципы, структура и виды. Гарантии прав личности Правовой статус личности - это положение человека, выраженное в праве через систему прав, свобод и обязанностей. Правовой статус личности нужно анализировать в двух аспектах: в статике и динамике. Правовой статус личности в статическом состоянии есть система, совокупность прав, свобод и обязанностей. Динамика правового статуса. Он характеризуется возможностью фактического, реального осуществления прав, свобод и обязанностей личности. Различают следующие виды правового статуса: 1) общий (международный) наиболее универсальный, устанавливается международными актами, принадлежит любому человеку независимо от наличия или отсутствия у него гражданства определённого государства. 2) конституционный, статус гражданина, устанавливается национальным правом отдельного государства, устанавливает различия в положении человека и гражданина конкретного государства, выступает основой для отраслевого, специального и индивидуального статуса. 3) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.; 4) специальный, или родовой: это статус определенных категорий граждан (студенты, пенсионеры, др.; 5) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
|