Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Суды среднего звена федеральных судов общей юрисдикции, их полномочия, состав.
Первый вариант:
1. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Их место в судебной системе. Состав, структура этих судов, порядок формирования, компетенция
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа (далее - краевой (областной) и равные им суды) - это суды второго (среднего) звена федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каждый из них признается высшим судебным органом субъекта РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Краевой (областной) и равный им суд является высшим судебным органом субъекта РФ как для федеральных судов -районных и городских судов, так и для мировых судей. Краевой (областной) и равный им суд осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов. Краевой (областной) и равный им суд состоит из президиума, судебных коллегий и аппарата суда. Краевой (областной) и равный им суд формируется в составе председателя, заместителей председателя и членов суда. Председатели краевых (областных) и равных им судов и его заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Судьи краевых (областных) и равных им судов назначаются на должность также Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Но основывается данное представление Президента РФ на заключении квалификационной коллегии судей того суда, судьи которого подлежат назначению. Краевой (областной) и равные им суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции и в качестве суда второй инстанции - по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Краевые (областные) и равные им суды рассматривают в установленном законом порядке дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления районных судов, не вступившие в законную силу. Из этого следует, что краевые (областные) и равные им суды, являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, осуществляют надзор за их деятельностью. Эту же задачу они решают, рассматривая дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу. Наряду с этим краевые (областные) и равные им суды рассматривают в случаях и порядке, определенных законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела в качестве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и постановления краевых (областных) и равных им судов, как не вступившие, так и вступившие в законную силу, могут быть в установленном законом порядке пересмотрены Верховным Судом РФ. Краевой (областной) и равный им суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. 2. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа. Его состав, порядок образования и судебные полномочия
Президиум краевого (областного) и равного им суда - это специально создаваемый орган соответствующего суда. При наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края (области) состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. В состав президиума краевого (областного) и равного им суда входят председатель суда, его заместители по должности и утвержденные соответствующим образом судьи краевого (областного) и равного им суда. Заседание президиума суда считается правомочным при наличии более половины членов президиума и во всяком случае не менее трех судей. Президиум краевого (областного) и равного им суда принимает постановления большинством голосов членов президиума, участвующих в заседании. Президиум краевого (областного) и равного им суда обладает следующими организационными полномочиями: утверждает по постановлению председателя краевого (областного) и равного им суда из числа судей этого суда составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда; оказывает помощь районным судам в правильном применении законодательства; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Президиум краевого (областного) и равного им суда в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). В частности он: в надзорном порядке рассматривает гражданские дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения этих судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения тех же судов; на апелляционные решения и определения районный судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей, а уголовные дела - по жалобам и представлениям на кассационные определения краевого (областного) и равного им суда, не вступившие в законную силу приговор, определение и постановление районного суда, приговор и постановление мирового судьи; рассматривает заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров и определений районных судов; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам постановления, которым изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение. 3. Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Их состав, порядок образования, полномочия
В состав краевого (областного) и равного им суда входят судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Судебные коллегии краевого (областного) и равного им суда рассматривают дела, подсудные данному суду, в следующих составах: в первой инстанции дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, уголовные дела также могут быть рассмотрены судьей и коллегией присяжных заседателей; дела по жалобам и представлениям на приговоры, решения и определения районных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей; гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей. Состав судебных коллегий по гражданским и уголовным делам утверждается президиумом суда из числа судей этого суда. Их возглавляют заместители председателя суда. Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам краевого (областного) и равного им суда рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебной коллегии по уголовным делам краевого (областного) и равного им суда подсудно рассмотрение в первой инстанции дел: об убийстве при отягчающих обстоятельствах; похищении человека, совершенном организованной группой либо повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия; изнасиловании, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшей, причинение тяжкого вреда здоровью, заражение ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия потерпевшей, а также об изнасиловании потерпевшей, заведомо не достигшей 14-летнего возраста; терроризме; захвате заложника при отягчающих обстоятельствах; создании вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом, а равно руководстве таким формированием; бандитизме; организации преступного сообщества; угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; организации массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти; пиратстве; нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц; приведении в негодность транспортных средств или путей сообщения, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц; государственной измене; шпионаже; посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля; насильственном захвате власти или насильственном удержании власти; вооруженном мятеже; диверсии; получении взятки при отягчающих обстоятельствах; воспрепятствовании осуществлению правосудия и производству предварительного расследования; посягательстве на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование; угрозе или насильственных действиях в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования; неуважении к суду; клевете в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя; привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности; незаконном освобождении от уголовной ответственности; незаконном задержании, заключении под стражу или содержании под стражей; принуждение к даче показаний; фальсификации доказательств по уголовному делу; провокации взятки или коммерческого подкупа; вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта; посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа; дезорганизации нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, совершенной организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; незаконном пересечении охраняемой Государственной границы РФ, совершенном группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения; планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны; публичном призыве к развязыванию агрессивной войны; производстве или распространении оружия массового поражения; применении запрещенных средств и методов ведения войны; геноциде; экоциде; вербовке, обучении, финансировании или ином материальном обеспечении наемника, а равно его использовании в вооруженном конфликте или военных действиях; нападении на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой; об общественно опасном деянии, совершенном невменяемым и подпадающем под признаки вышеуказанных преступлений; содержащих сведения, составляющих государственную тайну. Судебная коллегия по гражданским делам краевого (областного) и равного им суда по первой инстанции рассматривает дела: связанные с государственной тайной; об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ; об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума; о роспуске представительного органа местного самоуправления и (или) отрешении главы муниципального образования от должности; связанные с признанием забастовки незаконной; некоторые иные, отнесенные к их подсудности дела. Судебные коллегии по гражданским делам краевого (областного) и равного им суда в кассационном порядке проверяют законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений и определений, принятых в первой инстанции районными судами, судебная коллегия по уголовным делам - приговоров или иных решений первой или апелляционной инстанции районного суда. Кроме того, судебные коллегии по гражданским делам краевого (областного) и равного им суда пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам собственные решения, вынесенные в первой инстанции, а также определения, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение, -- в кассационной инстанции. Помимо осуществления правосудия судебные коллегии по гражданским и уголовным делам изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством. 4. Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Их права и обязанности, порядок назначения на должность.
Председатель краевого (областного) и равного ему суда обладает широким кругом полномочий по участию в отправлении правосудия и организационному руководству судом. Председатель краевого (областного) и равного ему суда: председательствует в судебных заседания или назначает для этого своего заместителя, председателя коллегии или судью соответствующего суда; назначает заседания президиума суда и председательствует на его заседаниях; распределяет обязанности между заместителями председателя суда; организует работу по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, должностным лицам, а также в общественные объединения и частные организации об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; ведет личный прием граждан и представителей организаций; осуществляет руководство работой по рассмотрению жалоб, поступающих в суд; организует работу по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда. Кроме того, председатель суда выполняет ряд других функций организационного характера: ведает кадрами аппарата суда; утверждает планы работы суда и контролирует их исполнение; представляет в краевую (областную) администрацию документы о требующихся для работы суда народных и присяжных заседателей; контролирует работу по исполнению судебных решений и своевременность обращения к исполнению приговоров суда, подготовку отчетов о работе суда, его финансовую деятельность и др. В отсутствие председателя суда его права и обязанности осуществляет первый заместитель (если он имеется) или заместитель председателя по назначению председателя. В краевых (областных) и равных им судах заместителей председателя суда - не менее двух. Заместители председателя возглавляют соответственно судебные коллегии по гражданским и уголовным делам и являются председателями этих коллегий, выполняют другую работу по поручению председателя суда. Как председатели судебных коллегий они организуют их работу: председательствуют в судебных заседаниях или поручают это судье; образуют судебные коллегии для рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел; назначают время и место рассмотрения наиболее сложных гражданских и уголовных дел; представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий; вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики; осуществляют руководство судебной коллегией и в соответствии с распределением обязанностей руководят работой аппарата суда; ведут личный прием граждан. 5. Аппарат верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.
Аппарат краевого (областного) и равного ему суда обеспечивает работу суда и подчиняется председателю соответствующего суда. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваиваются классные чины. Аппарат краевого (областного) и равного ему суда призван способствовать осуществлению правосудия, создавать для этого условия, выполнять по поручению судей подготовительные действия перед разбирательством гражданских и уголовных дел. Секретари судебного заседания ведут протоколы судебного заседания в суде первой инстанции, они обязаны полно и объективно излагать в протоколе все действия и решения суда, а равно действия участников процесса при рассмотрении дела. По окончании судебного заседания секретарь оформляет дело (подшивает и пронумеровывает листы) и после подписания протокола судьей, председательствовавшим по делу, сдает дело в канцелярию. Кроме того, секретарь судебного заседания проводит работу по подготовке дела для рассмотрения в судебном заседании; выдает адвокату дела для ознакомления; выписывает повестки свидетелям, экспертам, переводчикам, истцам, ответчикам, извещает прокурора о дне и часе рассмотрения дела, готовит и вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению. Секретарь судебного состава обеспечивает подготовку к рассмотрению гражданских и уголовных дел, поступающих в краевой (областного) и равный ему суд с кассационными жалобами и представлениями. При необходимости он извещает о дне рассмотрения дела заинтересованных лиц, принимает и регистрирует с разрешения председателя состава (судебной коллегии) жалобы или представления, поступившие непосредственно в суд второй инстанции; выдает дело адвокату для ознакомления, вывешивает для сведения списки дел, подлежащих рассмотрению в суде второй инстанции. По окончании рассмотрения секретарь судебного состава оформляет дело для направления по принадлежности в архив. Секретарь президиума суда обеспечивает подготовку гражданских и уголовных дел для рассмотрения на заседании президиума: извещает прокурора о дне заседания и повестке заседания президиума; вызывает по указанию председателя суда лиц, допущенных к участию в рассмотрении дела. Секретарь ведет протокол заседания президиума. В некоторых областных и равных им судах на секретаря президиума возлагается регистрация жалоб и дел, поступающих в порядке надзора, а также ведение надзорного производства. Администратор краевого (областного) и равного ему суда назначается на должность и освобождается от должности начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов по представлению председателя краевого (областного) и равного ему суда. Администратор краевого (областного) и равного ему суда находится в непосредственном подчинении председателя краевого (областного) и равного ему суда и выполняет его распоряжения. К тому же он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при Верховном Суде РФ и во взаимодействии с ними. Основным назначением (функцией) администратора суда является организационное обеспечение деятельности краевого (областного) и равного ему суда. Реализация главной функции должностного лица осуществляется посредством применения им ее составных частей - подфункций. К ним относятся: принятие мер по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний; осуществление иных мер по обеспечению деятельности суда.
Второй вариант:
Федеральными судами среднего звена судебной системы общей юрисдикции являются Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Они образуются и действуют в республиках, входящих в состав РФ, крае (области), автономной области и автономном округе соответственно. В городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге – образованы суды на правах областного суда. Суды среднего звена равнозначны между собой по положению в судебной системе, имеют одинаковые полномочия и структуру. Они имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: рассматривают дела в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. В качестве суда первой инстанции областной суд рассматривает гражданские дела, связанные с государственной тайной, об оспаривании нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии или религиозных организаций, средств массовой информации, других общественных организаций, избирательные споры и другие дела, предусмотренные федеральным законом. Среди уголовных дел суды среднего звена рассматривают по первой инстанции дела об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании, при особо квалифицирующих обстоятельствах, преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 31 УПК. Областной суд правомочен при соблюдении установленных в законе условий принять к своему производству гражданские и уголовные дела, которые подсудны районному суду. В качестве суда второй (кассационной) инстанции суды среднего звена рассматривают дела по кассационным и частным жалобам и представления на судебные акты районных судов, не вступивших в законную силу (ст. 355 УПК). Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений. Количественный состав судов этого уровня определяется исходя из расчетного объема и характера судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости населения и других факторов. Все судьи судов этого уровня назначаются на должность указом Президента РФ без ограничения срока полномочий. Областные и другие равные им суды состоят из председателя, заместителей председателя, председателей судебных коллегий, членов суда и действуют в составе: судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, президиума суда. Организационно-вспомогательные функции призван выполнять аппарат судов.
|