![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации к лекциям
Лекция (лат. lectio - чтение) - устное изложение предмета преподавателем в вузе (учителем в школе), а также публичное чтение на какую-нибудь тему; устное изложение учебного предмета или какой-нибудь темы, а также запись этого изложения. Конспект - краткое письменное изложение содержания лекции или какого-либо произведения, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами; краткое изложение или краткая запись содержания чего-нибудь. Студенты должны уметь вести конспекты лекций различными способами и приемами. Первый: Студенты вносят в тетради только важные положения лекции, определения и выводы. Второй: Студенты максимально записывают всю речь лектора. Третий: Студенты вносят в конспекты лишь мысли, возникающие у них на основе услышанной в речи лектора и в ходе диалога информации. Четвертый: Студенты только слушают лекцию, активно диалогизируя, а конспект составляют после занятий. За такой способ выступают преподаватели, знающие и использующие проблемный метод обучения и его составную - диалог на лекции. Они считают, что если учащийся участвует в диалоге, следовательно он внимательно слушает учителя и слышит лекцию, а это как раз то, что заложено функционально в данном виде занятий. Пятый. Учащиеся работают на лекции по опорным конспектам (презентации лекций по Отечественной истории, содержащие опорный конспект лекции находятся на Учебно-методическом сервере Института). Опорный конспект размещается на 1-2 листах. Он содержит: - название и план лекции; - основные положения лекции, в том числе выраженные через знаки-символы; - формулировки проблемных вопросов и задач; - наименования научного и справочного материала по теме с целью их использования в последующей самостоятельной работе. Между всеми зафиксированными в опорном конспекте положениями оставляются промежутки, куда учащиеся вносят дополнительный материал, свои мысли и т.д. Конспект обязательно дорабатывается после лекции. Часто способы конспектирования носят смешанный характер. Это зависит от понимания учителем проблемы и наличия у студентов навыков одновременно выполнять два действия - слушать и конспектировать. Как выбрать наиболее приемлемый способ конспектирования лекции? Во-первых, надо постоянно учиться конспектированию до тех пор, пока конспект не станет их первым помощником в учебе. Во-вторых, надо выработать критерии приличного конспекта и приучиться их время от времени соотносить с ними свои записи. Это: - материал конспекта ясен и понятен; - конспект легко читается, расшифровывается; - способ конспектирования способствует запоминанию и усвоению записей; - конспект - это запись смысла, а не текста лекции; - конспект ориентирует на дальнейшее изучение темы, курса. Конспект полезен лишь при условии систематической работы с ним - на занятиях и дома. Наряду с лекциями, конспективные записи ведутся при изучении хрестоматийных и других источников. Их структура и содержание зависят, наряду с умением учащегося вести конспекты, от избранного метода изучения источника
|