![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 5
1. Эффекты упражнения. Зависимость эффекта упражнения от режима, методов, условий его воспроизведения (общее представление о характере этой зависимости). 2. Планирование годичного цикла подготовки. Варианты годичных циклов в различных видах лёгкой атлетики. 3. Планирование тренировочного процесса в годичном цикле подготовки в прыжке в длину. Средства, объёмы и особенности их распределения по периодам и этапам.
1. Эффекты упражнения. Зависимость эффекта упражнения от режима, методов, условий его воспроизведения (общее представление о характере этой зависимости).
Эффект физических упражнений. Эффект отдельного упражнения непостоянен, он изменяется в зависимости от продолжительности времени, следующего после выполнения упражнения, последовательности воспроизведения упражнения. Различают ближайший и следовой эффекты упражнения. Ближайший эффект характеризуется процессами, происходящими в организме во время упражнения, и тем измененным функциональным состоянием организма, которое возникает к концу упражнения в результате его выполнения. Следовой эффект — это отражение воздействия упражнения, остающееся после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики обусловленных им восстановительных и других процессов. Следовой эффект является последействием упражнения (поскольку возникает и сохраняется в результате упражнения), представляет собой ответное реагирование систем организма на воздействие данного упражнения. В целом эффект упражнения и его динамика трансформируются в сложном комплексе процессов, протекающих во времени по фазам. В рабочей фазе, т.е. в ходе упражнения, происходит реализация оперативной работоспособности в той мере, в какой того требует выполняемое упражнение. Если оно имеет значительную продолжительность и интенсивность (например, бег на длинные дистанции, многократное слитное повторение упражнения ациклического характера), то уровень реализации работоспособности к концу его снижается, возникает компенсированное или некомпенсированное утомление. Понятие «оперативная работоспособность» следует отличать от понятия «работоспособность», означающего постоянную способность производить работу (например, в физическом, физиологическом и общем понимании работы как деятельного проявления кого-либо или чего-либо). Под оперативной работоспособностью подразумевается конкретная, быстро изменяющаяся, мера реал и зации возможности действовать применительно к вполне определенным, заданным условиям. Степень функциональной активности систем организма, обеспечивающих выполнение упражнения, нарастает. Одновременно расходуются такие рабочие ресурсы организма, как фосфагены, гликоген и другие вещества, используемые в качестве источников энергии при мышечных сокращениях. По ходу упражнения формируются (преобразуются) и закрепляются функциональные связи (в том числе центрально-нервные, нервно-моторные и моторно-висцеральные). На их основе возникают и совершенствуются двигательные умения и навыки, активизируются обменные и другие процессы, не заканчивающиеся с окончанием упражнения. В совокупности это и характеризует ближайший эффект упражнения. По окончании упражнения, с началом следующего за ним отдыха, начинается фаза нормализации функционального состояния организма, к исходу которой ряд показателей возвращается к дорабочему уровню. Если эта фаза не прерывается повторением данного или выполнением иного «нагрузочного» упражнения, развертываются восстановительные процессы, приводящие к возвращению оперативной работоспособности к исходному уровню. В зависимости от характера сдвигов, возникающих в системах организма, к концу упражнения и с его окончанием начинает действовать механизм саморегуляции, происходят метаболические (обменные) и другие процессы. Они устраняют нарушения, возникшие в организме (например, ликвидируют кислородный долг, избыток молочной кислоты в мышцах и крови), активизируют процессы биосинтеза (например, восстанавливают биоэнергетические вещества, аминокислоты). Наряду с этим следовой эффект упражнения выражается в сохраняющихся конструктивных связях, которые были образованы или упрочены в процессе упражнения как основа двигательного умения или навыка [1; 11]. Снижение уровня функциональной активности различных систем организма на протяжении фазы нормализации происходит гетерохронно, причем в зависимости от характера упражнения и особенностей реагирования на его воздействие различных функциональных систем уровень отдельных показателей их активности в начале этой фазы может быть более высоким, чем в ходе самого упражнения (например, уровень потребления кислорода сразу после выполнения упражнения анаэробного характера). Гетерохронность восстановительных процессов важно учитывать для правильного нормирования интервалов отдыха при использовании различных средств и методов физического обучения. Следующую фазу в динамике рассматриваемых процессов правомерно назвать суперкомпенсаторной, имея в виду, что при определенных условиях она характеризуется явлениями, получившими наименование суперкомпенсации, или сверхвосстановления. Одно из замечательных свойств человека состоит в том, что он способен восстанавливать свои истраченные в процессе деятельности рабочие ресурсы (не просто до исходного уровня, а с избытком, обретая дополнительные функциональные возможности) и не изнашиваться от работы (как механические системы). На этой основе возникает суперкомпенсаторный эффект физических упражнений, который объясняется происходящим после напряженной мышечной работы избыточным восстановлением биоэнергетических веществ и обновлением белковых структур в активно функционировавших системах организма. Не все упражнения сопровождаются таким эффектом. Вызвать суперкомпенсацию могут только те упражнения, при выполнении которых происходит значительная функциональная мобилизация организма, а не те, к которым он уже адаптировался. Этим обусловлена необходимость регулярного увеличения уровня предъявляемых функциональных нагрузок в процессе физкультурно-спортивной деятельности. От их величины существенно зависит время, необходимое для восстановления и суперкомпенсации. От суперкомпенсации следует отличать эффект текущего улучшения оперативной работоспособности. Он наблюдается по ходу занятия после разминки или при чередовании относительно кратковременных упражнений. Такой эффект возникает по закономерностям врабатывания и ближайшего положительного последействия упражнений, а не по закономерностям суперкомпенсации, для возникновения которой требуются значительная нагрузка и длительное время восстановления (например, для восполнения с избытком содержания гликогена в мышцах, близкого к пределу расходования его в напряженной работе, требуется 2-3 дня). Если это время затягивается сверх предела, суперкомпенсаторные приобретения и следовой эффект упражнения в целом начинают исчезать. Наступает редукционная фаза изменения эффекта упражнения: убывают возникшие избыточные гликогеновые запасы в организме, исчезают гипертрофические прибавки в мышечных структурах, угасают условно-рефлекторные связи — практически состояние организма возвращается к исходному, бывшему до упражнения. В процессе физического обучения важно не допускать наступления редукционной фазы, строить систему занятий так, чтобы последние начинались до наступления этой фазы. При регулярном воспроизведении упражнений в отдельном занятии на следовой эффект каждого предшествующего накладывается ближайший эффект последующего, а на их общий следовой эффект — эффект очередного занятия. В результате возникаем кумулятивный эффект системы упражнений, который не сводится к эффектам отдельных упражнений, а представляет собой производное как от совокупности упражнений, так и от динамики реагирования организма на их общее воздействие. Многократная кумуляция эффектов упражнений приводит со временем к существенным адаптационным (приспособительным) изменениям состояния организма, увеличению его функциональных возможностей, становлению и закреплению двигательных навыков, развитию двигательных (и связанных с ними) способностей, что выражается в приобретении и развитии тренированности и физической подготовленности в целом. В этом заключается главный смысл обеспечения кумулятивного эффекта упражнений в процессе физического обучения. Кумуляция эффекта воздействия упражнений на организм человека в определенных случаях может приводить и к отрицательным результатам. Если нарушаются закономерности физического обучения при хронически чрезмерных нагрузках, то могут развиться перенапряжение, переутомление, перетренированность. Это тоже кумулятивный эффект упражнений, но только с обратным знаком. Прогнозируя и оценивая эффект упражнений, нельзя забывать, что он зависит не только от вида и параметров самих упражнений, но и от многих других факторов и условий их выполнения. Внешне одно и то же упражнение может дать различный эффект в зависимости от конкретного состояния упражняющихся, обусловленного возрастом, полом, индивидуальными особенностями, состоянием здоровья и уровнем подготовленности, а также условиями жизни и деятельности, существенно влияющими на работоспособность (например, режим занятий и отдыха, суммарная величина переносимых нагрузок, питание, условия внешней среды.
Планирование годичного цикла подготовки. Варианты годичных циклов в различных видах лёгкой атлетики.
Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного, годичного, многолетнего, связанный с развитием, стабилизацией и временной утратой спортивной формы и включающий законченный ряд периодов, этапов, мезоциклов. Построение тренировки в многолетних макроциклах. В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям — Олимпийским играм, проводящимся один раз в 4 года. Построение тренировки в годичных циклах. В подготовке высококвалифицированных спортсменов встречается построение годичной тренировки на основе одного макроцикла, на основе двух макроциклов. В каждом макроцикле выделяются три периода — подготовительный, соревновательный и переходный. При двухцикловом построении тренировочного процесса часто используются варианты, получившие название «сдвоенного» цикла. В этих случаях переходные периоды между первым, вторым макроциклами часто не планируются, а соревновательный период предыдущего макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего. Подготовительный период направлен на становление спортивной формы — создание прочного фундамента подготовки к основным соревнованиям и участия в них, совершенствования различных сторон подготовленности. В соревновательном периоде стабилизация спортивной формы осуществляется через дальнейшее совершенствование различных сторон подготовленности, обеспечивается интегральная подготовка, проводятся непосредственная подготовка к основным соревнованиям и сами соревнования. Переходный период направлен на восстановление физического и психического потенциала после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, на подготовку к очередному макроциклу. Подготовительный период подразделяется на два крупных этапа: 1) общеподготовительный этап; 2) специально подготовительный этап. Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа — повышение уровня физической подготовленности спортсменов, совершенствование физических качеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6—9 недель. Этап состоит из двух, в отдельных случаях — из трех мезоциклов. Первый мезоцикл — втягивающий — тесно связан с предыдущим переходным периодом и является подготовительным к выполнению высоких по объему тренировочных нагрузок. Второй мезоцикл — базовый — направлен на решение главных задач этапа. В этом мезоцикле продолжается повышение общих объемов тренировочных средств, однонаправленных частных объемов интенсивных средств, развивающих основные качества и способствующих овладению новыми соревновательными программами. Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физической подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико-тактических средств тренировки. Длительность этапа 2—3 мезоцикла. Соревновательный период. Основными задачами этого периода являются повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и достижение высоких спортивных результатов в соревнованиях. Эти задачи решаются с помощью соревновательных и близких к ним специально подготовительных упражнений. Организацию процесса специальной подготовки в соревновательном периоде осуществляют в соответствии с календарем главных состязаний, которых у квалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта обычно бывает не более 2—3. Все остальные соревнования носят как тренировочный, так и коммерческий характер; специальная подготовка к ним, как правило, не проводится. Они сами являются важными звеньями подготовки к основным соревнованиям. Соревновательный период чаще всего делят на два этапа: 1) этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы; 2) этап непосредственной подготовки к главному старту. Этап ранних стартов, или развития собственно спортивной формы. На этом этапе длительностью в 4—6 микроциклов решаются задачи повышения уровня подготовленности, выхода в состояние спортивной формы и совершенствования новых технико-тактических навыков в процессе использования соревновательных упражнений. В конце этого этапа обычно проводится главное отборочное соревнование. Этап непосредственной подготовки к главному старту. На этом этапе решаются следующие задачи: — восстановление работоспособности после главных отборочных соревнований и чемпионатов страны; — дальнейшее совершенствование физической подготовленности и технико-тактических навыков; — создание и поддержание высокой психической готовности у спортсменов за счет регуляции и саморегуляции состояний; — моделирование соревновательной деятельности с целью подведения к старту и контроля за уровнем подготовленности; — обеспечение оптимальных условий для максимального использования всех сторон подготовленности с целью трансформации ее в максимально возможный спортивный результат. Продолжительность этого этапа колеблется в пределах 6—8 недель. Он обычно состоит из 2 мезоциклов. Один из них направлен на развитие качеств и способностей, обусловливающих высокий уровень спортивных достижений, другой — на подведение спортсмена к участию в конкретных соревнованиях с учетом специфики спортивной дисциплины состава участников, организационных, климатических и прочих факторов. Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т. п. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена. Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. По сравнению, например, с подготовительным периодом объем работы сокращается примерно в 3 раза; число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3—5; занятия с большими нагрузками не планируются и т. д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла. При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами. Одни из них связаны со спецификой вида спорта — структурой эффективной соревновательной деятельности, структурой подготовленности спортсменов, сложившейся в данном виде спорта системой соревнований; другие — с этапом многолетней подготовки, закономерностями становления различных качеств и способностей и т. п., третьи — с организацией подготовки, климатическими условиями, материально-техническим уровнем.
3. Планирование тренировочного процесса в годичном цикле подготовки в прыжке в длину. Средства, объёмы и особенности их распределения по периодам и этапам.
Одним из ведущих методических положений является планирование динамики и вариативности тренировочных нагрузок по всем компонентам, начиная от числа и ритма повторений, амплитуды и свободы движений, длительности и интенсивности выполнения упражнений, величины отягощений, сопротивлений и смены мест занятий (зал, манеж, стадион, лесной или водный массив, парковая зона, специализированные трассы, побережье и т.д.), времени (рано утром до завтрака, днем, вечером), продолжительности и числа занятий, их музыкального, светового, шумового и т.д. сопровождения, а также разнообразия в организации их проведения для создания эмоциональной насыщенности в подготовке, что особенно важно для достижения необходимой адаптации систем организма спортсмена. Таким образом на протяжении года осуществляется комплексная тренировка с применением широкого круга средств подготовки, направленных на укрепление организма, совершенствование его функциональных возможностей, улучшение координации движений, повышение волевых качеств. Периоды и этапы годичной подготовки отличаются один от другого задачами, соотношением тренировочных средств, величиной нагрузки, ее объемом и интенсивностью, психической напряженностью. Однако границы между периодами носят условный характер. Один период по своему содержанию постепенно переходит в другой, что объясняется необходимостью плавного изменения объема и характера тренировочных нагрузок. Подготовительные периоды отличаются наибольшей тренировочной нагрузкой, создающей фундамент для дальнейшего роста результатов. Только выполнение большой нагрузки со значительным объемом разнообразных средств вызовет в организме нужные функциональные изменения, приведет к развитию важнейших физических и волевых качеств. Разносторонняя комплексная тренировка в подготовительном периоде должна обеспечить как высокий уровень двигательных навыков и качеств, так и необходимую связь между ними. В соревновательном периоде решается задача достижения наивысших результатов в том или ином соревновании. Соревнования в этот период являются одним из главных средств подготовки. Тренировочная нагрузка, ее объем и интенсивность на соревновательных этапах имеют значительные колебания. С приближением ответственных соревнований общая нагрузка снижается, а изменение интенсивности происходит соответственно особенностям вида легкой атлетики. Планирование тренировки удобнее строить на основе недельного цикла. Объем основных средств тренировки за неделю отмечается в плане в конкретных цифрах, а в конце каждой недели показатели суммируются. Разработка определенной последовательности недельных микроциклов разной направленности и содержание тренировок является одной из наиболее важных и сложных задач, стоящих перед тренером. Важная, поскольку определяет реализацию целей и задач в отдельных занятиях в микроцикле и всего тренировочного этапа. Сложная в связи с необходимостью учитывать многие взаимосвязанные факторы и изменяющиеся требования. При разработке годовых планов, их этапов и недельных циклов необходимо учитывать следующие организационно-методические положения: Каждому этапу и периоду годичного цикла в зависимости от их направленности соответствует определенное содержание и соотношение объема и интенсивности основных тренировочных средств. Удобной формой планирования тренировки является составление типовых недельных циклов различной преимущественной направленности. Их обозначение может быть следующим: втягивающий микроцикл - ОФП-1 (общая физическая подготовка без использования средств избранной дисциплины); базовый микроцикл - ОФП-2 (тоже, но с включением средств избранной дисциплины); специализированный микроцикл (СФП) (специальная физическая подготовка - развитие двигательного потенциала спортсмена в сочетании с технической подготовкой); специализированный микроцикл -ТП (техническая подготовка - совершенствование технического мастерства); соревновательный микроцикл - СП (соревновательная подготовка - достижение спортивных результатов в определенные сроки календаря).
|