Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Племенные союзы усуней и канглы. 2 страница
14.Экономика и культура Казахстана в 6-12вв. В экономике племён, проживавших на территории Казахстана в средние века с VI по XII вв. можно отметить сочетание разных укладов: скотоводческого и земледельческого хозяйства, строительство городов, в связи с чем отмечалось развитие ремесел, торговли. Культура этого периода отличалась большим разнообразием. Возникновение кочевого скотоводства в евразийских степях – результат адаптации обществ с производящей экономикой в определённых экологических нишах. Кочевничество можно определить как особый род производящего хозяйства, где преобладающим занятием является экстенсивное подвижное скотоводство, а большая часть населения вовлечена в периодические перекочёвки. В V-XII вв. на территории Казахстана оформляются несколько хозяйственных зон, отличающихся направлением кочевания, природно-климатическими условиями. Южные районы Казахстана и Жетысу издавна были местом распространения оседло-земледельческой культуры. Развитое земледелие было у усуней и кангаров. Традиции оседлого хозяйства продолжали развиваться и у народов, населявших Казахстан в V-XIII вв.В IX-X вв. часть тюркских племён переходит к оседлости и земледелию, приобщается к городской культуре. Получило развитие зерновое хозяйство. Земледельцы сеяли такие культуры, как просо, пшеницу и ячмень. В оседло- земледельческих районах развивались садоводство, виноградарство, огородничество, бахчеводство.Климатические условия позволяли развивать только лишь поливное земледелие. В этих условиях главную роль в хозяйстве играли ирригационные, оросительные сети. При этом использовались каналы, прорытые в предшествующие времена.XI-XII вв. – время расцвета земледельческой культуры Центрального Казахстана. Оазисы существовали в бассейнах Торгая, Жыланчика, Кенгира, Нуры, Сарысу. Ирригационные системы обнаружены на реке Жезды, в долине реки Коктас.В целом, оседло – земледельческая культура была тесно связана с кочевой. Земледельцы часто занимались отгонно-пастбищным скотоводством, кочевники – земледелием на зимних кочевьях. Естественный обмен продуктами хозяйственной деятельности ещё более укреплял эту связь. Южный Казахстан и Жетысу на протяжении всего средневековья были центрами городской культуры. Города здесь появились ещё в кангарское и усуньское время, однако наибольший расцвет их приходится на VII-XIII вв. В этот период можно выделить несколько основных центров развития городской культуры: Среднее течение Сырдарьи – один из наиболее древних центров развития городской культуры. В верховьях реки Арысь находился округ Испиджаб – столица Южного Казахстана в IX-XII вв. В среднем течении располагался округ Кенджид, а при слиянии Арыси и Сырдарьи – округ Фараб или Отрар. Ниже по течению находился округ Ясы-Туркестана. Нижнее течение Сырдарьи – города Янгикент, Сыгнак, Дженд, Барчынлыкент, имевшие большое экономическое и культурное значение для кочевников. Юго-западное Жетысу – регион междуречья Таласа и Шу. В верховьях Таласа раскинулся округ Шельджи, население которого занималось металлургией. В Таласской долине располагался округ Тараза, а в долине Шу – Суяб и Баласагун. Северо-восточное Жетысу. Сюда входили города Ики-Огуз, Каялык, Алмалык и другие крупные торговые пункты на Великом Шёлковом пути. Долина Ертиса. Арабские и персидские источники локализуют здесь 16 кимекских городов, в том числе столицы каганата – Хакан и Хакан-Кимак. Центральный Казахстан. К сожалению, собственные названия большинства городов этого района неизвестны, однако, археологические исследования позволяют судить о существовании здесь городской культуры в VIII-XII вв. В долине Нуры находился город Аксикент, на берегах Сарысу – города Жубаныш и Улубагыр, в низовьях Торгая – Канглыкент, Каракорум, Аксакал-Барби, Барсук. Основой религии древних тюрок было тенгрианство, поклонение Небу (Тенгри). Наряду с Тенгри тюрки поклонялись божествам Иер-Су (Земля- Вода) и Умай (покровительница домашнего очага). В то же время в средневековом Казахстане спокойно и мирно сосуществовали различные религиозные общины, о чём сообщает в своей книге Г. Рубрук. Так, например, казахстанскими археологами были открыты в Илийской долине средневековые храмы буддистов, манихеев, христиан (несториан) и мечети мусульман. Распространение ислама началось во второй половине IX века, государственной же религией он был признан в 960 г. В середине первого тысячелетия нашей эры тюркоязычные народы уже пользовались собственной системой письма, названного рунической письменностью. Интерес к проблеме происхождения древнетюркской руники обострился в связи с открытием на серебряной чаше из Иссыкского кургана (50 км к востоку от Алматы, раскопки К.А. Акишева) надписи VI-IV вв. до н.э. К.А.Акишев рассматривает иссыкскую надпись как свидетельство существования письменности у саков в середине первого тысячелетия до н.э.Письмо на серебряной чаше состоит из 26 знаков, из них разных – не более 16. Направление письма – справа налево. Казахстанский учёный А.С.Аманжолов предложил искать прототипы рунических знаков в иссыкском письме. Таким образом, тюркская руническая письменность восходит к VI-IV вв. до н.э., то есть к сакскому периоду.Памятники древнетюркской письменности – исключительно ценный источник по языку, истории, этногенезу, географии. Они являются ценными свидетельствами высокого уровня языковой культуры и государственности далёких предков казахского народа.Древнетюркское руническое письмо вышло из употребления в основном после XI в. Исламизация привела к его вытеснению и сложению новой тюркской письменности на основе арабской графики.. Устное творчество. На основе древних сказаний развивалось в VI-XII вв. устное творчество, отражавшее чаяния народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям. Раннюю форму народного творчества представляют бытовые песни, народный календарь, а также исторические предания, легенды, сказки, пословицы, поговорки и загадки. Вместе с тем, в устном народном творчестве VI-XII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах надгробных стелл Кюльтегина, Бильге-Кагана, Тоньюкока, повествующих о событиях V-VII вв. Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы на тюркском языке – «Коркыт ата» и «Огуз наме». Литература. С принятием ислама (X в.) начинается новая фаза в развитии тюркской культуры и литературы: тюрки превращаются в ведущую силу в мусульманском мире. Поэтому неудивительно, что тюркский язык, наряду с арабским и персидским, становится одним из основных языков мусульманского мира. Именно в это время были созданы такие уникальные памятники, как «Кудадгу билиг» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагуни (XI в.) - первое крупное поэтическое произведение на тюркском языке; «Диван лугат ат - тюрк» (Свод тюркских слов») Махмуда Кашгари (XI в.); «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости») Ахмеда Яссави (XII в.) и др. Все эти произведения составляют общетюркскую культурную традицию, ибо они написаны на языке, понятном каждому тюрку того времени. «Кудатгу Билик» Юсуф Баласагуни (1018-1086). Крупнейшим произведением поэтического творчества этой эпохи является поэма «Кудатгу Билик» (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хасхаджибом из Баласагуна в 1068-69 гг. для одного из правителей Караханидского государства Сатук Богра хана. Юсуф побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, научился многим тюркским языкам, а также персидскому, арабскому и китайскому. Кроме того, он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Материал для своей книги автор собирал более 30 лет. Общий объем произведения – 13 тысяч двустиший. В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, бассейном озера Иссык-Куль и Кашагарией, действующие лица – исторические деятели. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание – единственный источник для благополучия, как правителей, так и народа. Религиозная литература. Значительное место в культурной жизни городского населения занимали произведения дервишских поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмед Яссави, проповедник ислама XI-XII вв. Яссави родился в Испиджабе (Сайрам) в конце XI вв. Большую часть жизни провел в г. Ясы (Туркестан). С его именем связана мечеть, построенная Тимуром в конце XIV - начале XV вв. в Туркестане. Он написал сборник стихов «Диван-и- хикмет» (Книга о премудрости). «Диван-и-хикмет» - сборник стихов религиозно – мистического содержания. Яссави прекрасным поэтическим языком выражает своё неприятия зла, жадности, жестокости. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка и этнографии племен того времени. Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулейман Бакыргани (1104 – 1186 гг.), известный так же как Хаким Ата. Книга Сулеймана Бакыргани, написанная под влиянием «Диван-и-хикмет», называется «Заму назир китабы» (Книга о конце света Развитие науки. Кроме литературы и устного творчества, в городах Казахстана широкое распространение получают научные знания. Знания кочевников по астрономии, географии и другим естественным наукам в средние века получают новое оформление в виде научных трактатов, большая часть из которых к сожалению, до нас не дошла. Нам известны имена многих ученых – уроженцев Казахстана, но особое место среди них занимает Абу Насыр аль – Фараби. Аль – Фараби (870 – 950 гг.). Абу Насыр ибн Мухаммед Тархан ибн Узлаг аль – Фараби родился в 870 г. в г. Отраре в семье военачальника, выходца из кыпчакской среды. Аль-Фараби изучал персидский, греческий языки, читал научные трактаты на этих языках. Аль – Фараби был ученым – энциклопедистом, внесшим значительный вклад почти во все отрасли научных знаний. Творческое наследие аль – Фараби очень богато. Считается, что он является автором от 80 до 160 трудов. Его перу принадлежит множество трактатов по философии и логике, математике и медицине, астрономии и социологии, юриспруденции и физике, теории музыки. Продолжив и развив учение Аристотеля, аль – Фараби при жизни удостоился почетного звания «Второй учитель» (после самого Аристотеля). «Диван лугат ат – тюрк» (Сборник тюркских слов) Махмуда Кашгари (1029 – 1101). Знаменитая книга Махмуда Кашгари «Диван Лугат ат – тюрк» представляет собой тюркскую энциклопедию в полном смысле этого слова. В ней собран и обобщен обширный историко-культурный, этнографический и лингвистический материал. Великий ученый сгруппировал в книге 6800 тюркских слов (110 названий земель и рек, 40 народностей и племен), дал пояснение на арабском языке. В книге приведены 242 стихосложения, 262 пословицы и поговорки. Удивительно, что вошедшие в «Диван» 875 слов и 60 пословиц и поговорок, без каких либо изменений вошли в казахский язык. Кроме этого уникального труда Махмуд Кашгари оставил также «Словарь тюркских наречий».
15.Образование Монгольского государства и завоев-я пол-ка Чингизхана. В конце ХП-начале XIII вв. на территории Монголии образовалось крупное кочевое государство под властью одного из представителей родовой верхушки - Темучина. Первоначально оно было основано в долинах рек Керулена и Орхона, затем вследствие объединения родственных племен и завоевания соседних стран Монгольское государство превратилось в могучую империю не только в Центральной Азии, но и во всем мире. В 1203 г. им были разгромлены Кереитское, затем и соседнее Найманское ханство, в 1207-1211 гг. были покорены народы Сибири и Восточного Туркестана. В 1215г. был взят Пекин, а к 1217 г. монголы завоевали все земли к северу от реки Хуанхэ.В 1206 г. Темучин был провозглашен всемонгольским каганом и получил титул Чингисхана. Образование монгольского государства содействовало консолидации ранее малосвязанных племен в единый этнос и к прекращению междусобных войн.Завоевание Жетысу. Государство кара-киданей в Жетысу и Южном Казахстане претерпевало время политического кризиса. Города Мавераннахра постепенно освобождались от власти гур-хана. Карлыкские и караханидские правители стали переходить в подданство Хорезма. В 1207 г. кара-кидани потеряли Бухару, затем и Тараз. Кроме того, обострились отношения гурхана с правителями Койлыка и Алмалыка.Попав в затруднительное положение, гурхан Чжилугу обратился за помощью к Кучлук хану найманскому.Вслед за Китаем Чингисхан готовился к походу в Казахстан и Среднюю Азию. Особенно его привлекали цветущие города Южного Казахстана и Жетысу. Осуществить свой план он решил через долину реки Или, где располагались богатые города и правил ими хан найманов Кучлук, которого Чингисхан считал своим врагом. С целью завоевания Жетысу и разгрома Кучлука Чингисхан послал войско во главе с одним из военачальников - Жебенойоном.В 1218г. отряды Жебе совместно с войсками правителей Койлыка и Алмалыка выступили против Кучлука. При этом монголы разрешали мусульманам публичное богослужение, запрещенное ранее найманами, что способствовало переходу всего оседлого населения на сторону монголов. Кучлук, не сумев организовать сопротивление, бежал. Жители Баласагуна открыли ворота монголам, за что город получил название Гобалык -" хороший город". Перед Чингисханом открылась дорога в пределы Хорезма и Мавераннахра.Война в сентябре 1219г. началась с осады Отрара. Разделив свое войско на несколько частей, Чингисхан оставил одну часть для осады города, другую, во главе со своим старшим сыном Жоши, отправил вниз по Сыр-дарье, сам же направился к Бухаре.Осада Отрара продолжалась почти пять месяцев. Кайыр хан зная, что монголы не пощадят его, защищался отчаянно. Предательство одного из военачальников по имени Караджа, ускорило падение Отрара. Выйдя ночью из городских ворот, он сдался монголам. Через эти же ворота осаждающие ворвались в город. Часть войск и жители заперлись в крепости и продолжали обороняться. Только через месяц монголы смогли взять цитадель. Все ее защитники были убиты, крепость разрушена, Кайыр хан казнен, а стены Отрара срыты.В начале 1221 г. монгольские отряды подступили к столице Хорезма - городу Ургенчу, который был взят после пятимесячной осады. Хорезмшах бежал в Иран, для его преследования Чингисхан отправил крупный отрад под командованием Жебе и Субедея. Узнав о смерти Мухаммеда, монголы через Кавказ направились в Дашт-и-Кыпчак, где столкнулись с яростным сопротивлением западно-кыпчакских племен. Кыпчаки и объединенное войско русских княжеств встретились с монголами на реке Калке в мае 1223 г. Из-за несогласованности действий и разногласий между князьями союзники потерпели поражение. Однако монголы не стали продвигаться вглубь Руси и повернули назад, на соединение с основными силами.Завершение завоевания. Образование улусов.Таким образом, в результате военных действий 1219-1241гг. территории Дешт-и-Кипчака и Мавераннахра вошли в состав империи Чингисхана и были поделены между его сыновьями.Старшему сыну Жоши он отдал земли Сарыарки и дальше на запад, к югу - до Каспийского и Аральского морей. Из среднеазиатских владений в его улус вошли районы низовий Амударьи - северный Хорезм. Ставка находилась в долине Ертиса. Второму сыну Чингисхана - Шагатаю достались Мавераннахр, Жетысу, его ставка была в долине Или. Третьему сыну Угедею Чингис хан выделил Западную Монголию и Тарбагатай, его ставка располагалась вблизи нынешнего Чугучака. Тули наследовал отцовский улус - собственно Монголию. 16.Золотая Орда: хозяйство и о бщественный строй. Преемник Джучи - Бату предпринял завоевательные походы в Западный Дешт-и-Кыпчак, земли волжских булгар и на русские княжества, в Польшу, Венгрию, Чехию и дальше.В результате в 1236-1242 годах под его властью оказались земли до низовьев Дуная, включая Крым. На всей этой огромной территории от верховьев Оби и Иртыша до низовьев Волги и Амударьи Бату-ханом было основано государство Золотая Орда, со столицей в Сарай-Бату (близ Астрахани), а позднее в Сарай-Берке (близ Волгограда).Улуг Улус - первое централизованное древнеказахское государство занимает особое место в истории Казахстана. Это государство получило в восточных источниках название Ак Орды, в русских летописях - Золотой Орды. Название «Золотая Орда» стало применяться лишь с конца XVI века.Во времена правления Озбек хана (1312-1342гг.) и его сына Жанибека (1342-1357 гг. Улуг Улус достиг своего наивысшего расцвета. Озбек вторично провозгласил государственной религией ислам, достроил Сарай-Берке, получивший новое название -Сарай Ал-Жедид.В административном отношении весь Улуг Улус был разделен на правое и левое крыло. Правое крыло охватывало территорию Западного Казахстана, Поволжья, Северной Кавказа, донские, днепровские степи, Крым. Центр его находился в низовьях Едиля и управлялось правое крыло непосредственно ханами Улуг Улуса из потомков Бату. Ставка их называлась Ак Ордой. Левое крыло занимало земли Центрального Казахстана и долину Сырдарьи. Правили здесь ханы - потомки Орда Ежена, брата Бату, ставка которых, Кок Орда, находилась в низовьях Сырдарьи. Столицей левого крыла был Сыгнак. Кроме левого и правого крыла в стране были улусы - Крым, Сарай, Дешт - и - Кыпчак, Хорезм, Булгар.На территории Казахстана монголы ввели в действие правовые нормы - «Джасак или «Яса» Чингис-хана. В них определялись права и привилегии кочевой знати. Вместе тем среди кыпчакской знати постепенно стало распространяться мусульманское право шариат.В середине XIV в. Чагатайское государство распалось на две части: Восточную и Западную. Восточная часть получила название Могулистан, а Западная — Мавераннахр. Непрочные, огромные монгольские улусы-государства со временем дробились на феодальные владения.Золотая Орда была многоэтническим государством. Она включала в себя множество племен и народностей, различавшихся между собой по уровню общественно-экономического развития и обладавших своеобразной культурой и обычаями. Основную массу кочевников составляли тюркские племена, главным образом кыпчаки, а также карлуки, канглы, найманы и др. В оседлых областях жили булгары, мордва, русские, греки, черкесы и др. Монголов в Орде проживало меньшинство. В конце XIII в. и в XIV в. монголы фактически тюркизировались, население Золотой Орды стало называться этнонимом «татары». История Золотой Орды второй половины XIII – начала XIV в. заполнена беспрерывными войнами с русскими княжествами, с Хулагуидами Ирана. Бурно развивалась Золотая Орда в период правления Берке хана (1257-1266 гг.). Берке добился полной независимости от монгольской империи. При Менгу Тимуре (1266-1280 гг.) Золотая Орда окончательно обособилась от центра Монгольской империи, именно он стал первым чеканить монеты от своего имени, поддержал Хайду в его борьбе с великим ханом за укрепление власти Чагатаидов в Средней Азии и Жетысу. Он заключил с Византией мирный договор, способствующий установлению торговых отношений Золотой Орды с городами Средиземноморья. Хан Тохты (1290-1312 гг.) оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа, укрепил политические отношения с египетским Мамлюкским государством. Расцвета Золотая Орда достигла в период правления Узбек хана (1312- 1342 гг.) и его сына Жанибека (1342-1357 гг.). При них развивались города, возводились мечети и другие общественные сооружения, открывались медресе. В период правления Узбек хана ислам был объявлен государственной религией. Главным языком в Золотой Орде был кыпчакский. Государственное устройство Золотой Орды следовало образцу, введенному Чингисханом. Государство считалось собственностью ханского рода Джучидов. Ханская власть передавалась по наследству. Государство состояло из улусов, которые, в свою очередь, подразделялись на более мелкие владения. Огромная территория Золотой Орды вызывала сложность в ее управлении. Поэтому ханы вынуждены были содержать огромный чиновничий аппарат. Гражданскую власть на уровне государства и улусов осуществляли везиры. В более мелких владениях правили малики. Переписывали население, набирали людей для военной службы, контролировали сбор налогов даруги. Военное руководство осуществляли беки. Военный надзор осуществляли баскаки. Для решения важных государственных дел в Золотой Орде созывался курултай. Междоусобицы усиливаются в Золотой Орде во второй половине XIV в. С 1357 г. по 1380 г. в борьбе за власть погибло 20 ханов. В 1380 г. ханМамай со своей дружиной проиграл Куликовское сражение. Джучид Тохтамыш, воспользовавшись поражением Мамая, захватил власть в Золотой Орде, которую удерживал в течение 15 лет. Пытаясь военными победами удержать власть, он вторгается в Мавераннахр, Кавказ, совершает походы на русские земли, а в 1381-1382 гг. сжигает Москву. В это же время правитель Мавераннахра эмир Тимур (1380-1415 гг.) совершил несколько опустошительных походов на Золотую Орду, что еще сильнее осложнило и без того нестабильное положение государства. В середине XV в. на территории Золотой Орды существовали Ак Орда, Ногайская Орда, Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства.
17.Ак Орда: хозяйство и общественный строй. Послемонгольский период характеризуется этнической консолидацией кочевого, полукочевого, и оседло-земледельческого населения. Развитие исторического процесса по пути формирования единственной народности и её государственности протекало в трудных условиях. Начальный этап этого сложного периода в истории Казахстана характеризуется распадом монгольских улусов, и образованием казахского государства - Казахского ханства. Казахское ханство разделилось на: Ак-Орду, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайскую Орду.Территория Ак-Орды сформировалась по мере ослабления Золотой Орды. Ставка по свидетельству Марко Поло была на реке Иртыш, но со временем политический центр переместился в центр Казахстана и столицей стал город Сыгнак. Орда владела практически всей территорией Казахстана и с конца XIV - века Орда стала называться Узбекским улусом.Ак-Орда возникла и оформилась как самостоятельное государство в послемонгольский период. Она была населена тюркоязычными племенами, издавна обитавшие на территорий Казахстана, а так же переместившиеся сюда в период нашествия Чингисхана. Здесь обитали кипчаки, карлуки, найманы, кошары. В Ак-Орде определились формы землевладения и собственности в оседлых районах. Зафиксированы некоторые случаи эксплуатации. Жители платили хану зякет, тагар, купчук. Во главе государства стоял хан из рода Орда-Эджена. В 14-15 вв. Ак Орда называлась улусом - это было удельное владение членов правящей династии Чингизидов. Главой государства был хан, власть которого переходила по наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью. Реальная власть хана зависела от Чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался маджилис. Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, отдавали хану часть взимаемых с населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение. В городах развивается ремесло - гончарное, ювелирное, стеклоделие, ткачество и ковроделие. Восстанавливается торговля, к середине 15в. наблюдается развитие товарно-денежных отношений в Ср.Азии.
18.Ногайское ханство. Ногайская Орда - феодальное государственное объединение кочевников, возникшее на территории современного Казахстана. Орда находилась к северу от Каспийского и Аральского морей, от реки Волги до Иртыша. Выделилась из Золотой Орды в конце XIV -начале XV вв. при влиятельном «великом эмире» Едыге (1352-1419), державшем 200-тысячное войско. При его сыне Нураддине Ногайская Орда окончательно оформилась как государство (1426-1440). Основное население Ногайской Орды составляли мангыты. конраты, найманы, аргыны, канглы, алшин, тама и др. племена, которые со второй половины XIII в. населяли владения Ногая. Отсюда и название «Ногайская Орда». Столица Орды - г. Сарайчик, расположенный в низовье реки Яик, - был крупным пунктом транзитной торговли на пути из Причерноморья в Среднюю Азию.Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Существовали развитое ремесло и архитектура.Ногайская Орда делилась на улусы, возглавлявшиеся мурзами. Верховная власть осуществлялась эмиром. Господствующая роль в политической жизни Ногайской Орды принадлежала ноянам, мурзам и особенно мангытским эмирам, потомкам Едыге, к которым власть переходила по наследству. Между улусами, племенами и родами шла непрерывная борьба за пастбищные земли, политическую власть в орде.Племена и роды, населявшие Ногайскую Орду, имеют непосредственное отношение к формированию казахского народа. Близкое этническое родство населения Ногайской Орды и Казахского ханства подчеркивал еще Ч.Валиханов. Часть населения Ногайской Орды на территории Казахстана вошла в состав Младшего жуза казахов. Тесные дружественные отношения между Ногайской Ордой и Казахским ханством установились при хане Жанибеке (50-е гг. XV в.). 29.Моголистан. В середине XIV в. Чагатайское государство распалось на две части: Восточную и Западную. Восточная часть получила название Могулистан, а Западная - МавераннахрГраницы государства Могулистан постоянно изменялись на протяжении полуторавекового периода существования. В его состав входил собственно Могулистан и на правах вассального владения часть Восточного Туркестана. Этот район был наследственным уделом дулатского эмира Пуладчи и его потомков. Впоследствии Восточный Туркестан то входил в государство тимуридов, то вновь попадал под власть правителей Могулистана. Историко-географический термин «Могулистан» (Моголистан) образован от этноним «могул» («могол»), как произносился в Средней Азии и Казахстане и писался в тюрко-язычных и персо-язычных сочинениях этноним «монгол».Основой экономики Могулистана и главным занятием его населения было кочевое полукочевое скотоводство в сочетании с полуоседлым земледелием.Политическая история Могулистана заполнена войнами, усобицами систематическим вторжением эмира Тимура на территорию Притяньшанья. Первые могулистанские ханы Тоглук Тимур (1347-1362) и Ильяс Ходжа предпринимали попытки восстановить власть Чагатаидов в феодально-раздробленном Мавераннахре в 60-е гг. Но уже следующим правителям Могулистана пришлось вести долгую борьбу против Тимура. В ходе этой борьбы была предпринята попытка объединения разрозненных сил с Ак Ордой, также страдавшей от притеснений эмира Тимура.В связи с ростом феодальной раздробленности и борьбой за власть между чингизидами. Улуг Улус все больше слабел и не представлял целостного и прочного государственного объединения как прежде. Местные феодалы и чингизиды проявляли стремление к политической самостоятельности. В XIV- XV вв. от Улуг Улуса постепент отошли Хорезм, Крым, Астрахань, создав самостоятельные ханства.Во второй половине XIV в. Улуг Улус и Чагатаидское государство пришли в упадок и распались.К концу 90-х гг. XIV века Тимуру удалось образовать огромное государство, в которое входили не только Мавераннахр, Хорезм, прикаспийские области, но и территория Афганистана, Ирана, часть Индии, Ирака, Закавказья и др. стран. Ак Орда и Могулистан сохранили свою самостоятельность, однако. Тимур оставил за собой право назначать здесь ханами своих ставленников из местных Чингизидов.Следствием военных походов Тимура явилось усиление феодальной раздробленности в Могулистане и распад его в начале XV в. Попытки могульских ханов восстановить политическое господство шагатаидов на бывшей территории Могулистана закончились неудачей. В середине XVI в. оно перестало существовать как самостоятельное государство.
20.Государство кочевых узбеков(ханство Абулхаира). В 20-х годах на степных просторах Казахстана в результате распада Ак-Орды образовалось ханство Абухаира. Распри Джучидов, наиболее крупными из которых были: Ходжа-хан, Мустафа-хан привели к власти в 1428 году Абулхаира. Ему удалось создать самостоятельное ханство и удерживать власть на протяжении 40 лет. В 14-15вв. ханство Абулхаира назывался улусом – это было удельное владение членов правящей династии Чингизидов. Главой государства был хан, власть которого переходила но наследству по прямой линии, по принципу старшинства. Хан избирался родоплеменной знатью. Реальная власть хана зависела от Чингизидов и родоплеменной верхушки. Хан советовался и совещался со знатью, ханский совет назывался маджилис. Правители улусов находились в вассальном подчинении хану, они управляли от имени хана, отдавали хану часть взимаемых с населения налогов. Хан имел личную дружину, но главную военную силу составляло ополчение.Территория государства простиралась от Яика до Балхаша на Востоке от Сырдарьи до Тобола и Иртыша. Этнический состав населения был таким же сложным, как и состав населения Ак-Орды. В него входили те же племена и политические обьединения. Это были тюркские племена в основном кыпчакскою и карлукскою происхождения. Ханство Абулхаира не стадо централизованным государством, оно подразделялось на несколько этнотерриториальных групп. Усобицы и воины преследовали Абулхаира на протяжении всего его правления. В 1446 году Абулхаир разбил Мустафу-хана. Так же Абулхаир вел войны за пределами государства, в Средней Азии, на юге и на восюке Казахстана. В 1430 году разбил Хорезм и Ургенч. Потом ему удалось отобрать у Тимуридов ряд городов. Города были розданы в качестве награды вождям племён. Сыгнак стал столицей ханства. В 50-х годах Абулхаир совершает грабительский набег на Самарканд и Бухару. Но в 1457 году Абулхаир терпит жесткое поражение под Сыгнаком. После смерти Абулхаира его государство распалось. Отсутствие прочных связей между отдельными частями государства, постоянные распри, ослабили ханство Абулхаира и привели к распаду.
21.Экономика и Культура казахов XIII-XV. Главной отраслью хозяйственной деятельности населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу в XIV-XV вв. оставалось скотоводство. Самым распространенным в Казахстане был полукочевой тип скотоводства. При таком типе скотоводства кочевники могли одновременно заниматься земледелием и сенокошением, т.е. заготовкой корма на зиму. Скотоводство давало населению основные продукты питания – мясо, молоко, жиры, кумыс, а также сырье для изготовления одежды, обуви, домашней утвари. Кочевой способ хозяйствования определил и тип жилища – юрту, которая была более приспособлена к кочевой жизни. Практически все детали юрты каждая семья могла изготовить собственноручно. Кроме традиционной юрты существовали передвижные жилища – куйме, поставленные на повозки, перевозимые быками или верблюдами. Казахское население в регионах с оседлым или полуоседлым хозяйством умели строить постоянные жилища. Дома строились из глины, дерева и камня. В таких домах люди жили в зимнее время. В городах строили дома из сырцового кирпича прямоугольной формы, с камышовой кровлей. Появились общественные бани. Как и в прежние времена, одежда в основном изготавливалась из шерсти, кожи и шкур домашних животных. Имелись разные виды летней и зимней одежды. Благодаря пролегавшему через территорию Казахстана Великого Шелкового пути, население могло приобретать ткани для пошива одежды. Развивалось ремесленное производство. Изготавливалась конская сбруя, арканы, куруки, различные виды привязи. Ремесленники обеспечивали скотоводов такими видами оружия, как лук со стрелами, копье, сабля, шокпары и т.д. Для обработки земли применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты др. Важную роль в жизни населения Южного и Юго-Восточного Казахстана играло земледелие. С конца XIII - начала XIV вв. постепенно восстанавливались города Сыгнак, Ясы, Сауран, Отрар, Сайрам и др. Возрождение присырдарьинских городов оживило земледелие, ремесленное производство, рос торговый обмен. Основные произведения устной литературы передавались из поколения в поколение, постепенно формировался и развивался такой жанр литературы как фольклор. Распространенными жанрами литературы были сказки, наиболее известными из которых были: «Куламерген-Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик» и многие другие. Из эпических сказаний о батырах постепенно складывались эпические поэмы и легенды. О совместной борьбе кыпчаков и киятов против калмыков говорится в поэме о Кобланды батыре. После распада Золотой Орды возник ряд эпических произведений, главными героями которых были батыры Ер Таргын, Орак, Ер Косай и др., защищавшие свой народ от врагов. В XIV-XV вв. постепенно складывается письменная литература, созданная в основном на кыпчакском языке. В числе таких литературных шедевров были «Кодекс Куманикус», «Огузнаме». Многообразным в жанровом и тематическом плане было музыкальное искусство. Большинство песен сопровождало трудовые процессы и семейно- бытовые обряды. Наиболее распространными были лирико-бытовые песни на семейные, житейские и любовные темы. Разнообразной по тематике и содержанию, популярной среди народа была инструментальная музыка. До наших дней сохранились Кюи «Ескендир», «Камбар батыр», «Шора батыр» и др. Религиозные представления кочевого и оседлого населения Казахстана XIV-XVI вв. отличались многообразием. Большинство населения придерживалось шаманизма и почитало культ предков. Одним из сохранившихся элементов шаманства был культ поклонения огню. С VIII в. в Казахстане начал распространяться ислам. В XIV в. исламская религия была принята подавляющим большинством населения Казахстана. Эта религия была суфистского (мистического) толка. Многие ее каноны и обряды были близки верованиям шаманства. Таким образом, в XIV-XV вв. многие элементы ислама и шаманизма существовали параллельно. Казахи наряду с исламом продолжали почитать верховное божество Тенгри (Небо).
|