Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование молодежной организаций в Российской Федерации






Официальное понятие " общественного объединения" сформулировано в ст. 5 Федерального закона РФ " Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г., согласно которому " под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".

По своей правовой природе общественные объединения являются свободными коллективными образованиями, осуществляющими взаимодействие гражданского общества и государства, а также воплощающих международно признанный правовой институт о свободе ассоциации как составной части неотъемлемых прав человека.

Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений определены Конституцией Российской Федерации (Ст.13 ч.4, Ст.13 ч.5, Ст.19 ч.2, Ст.30); Гражданским кодексом РФ (Часть первая, Ст.117); Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Гл.2, Ст. 6; Федеральным законом «Об общественных объединениях»; Федеральным законом «Об образовании» (Ст.32)[26].

Основным правовым актом, непосредственно регулирующим деятельность в сфере взаимодействия органов государственной власти и молодежных и детских общественных объединений, является Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели.[27]

Всеобщая Декларация прав человека от 10.12.48 г. гласит: " Каждый человек имеет право на свободу... ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию" (1). В ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. определено: " Каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов

Ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г., устанавливает: " Каждый человек имеет право на... свободу ассоциации с другими, включая право создавать общественные объединения и вступать в таковые для защиты своих интересов. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, для предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц.

В Конституции Российской Федерации не предусмотрено каких-либо ограничений для членства в общественных объединениях тех или иных категорий граждан. По ст. 19 Федерального закона РФ от 19.05.95 г., учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, членами молодежных организаций - 14 лет, а детских достигшие восьмилетнего возраста, если иное не установлено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений; иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами России.

Согласно закону, общественные объединения могут либо регистрировать свои уставы в органах юстиции и приобретать статус юридического лица, либо функционировать без государственной регистрации и без приобретения прав юридического лица. Уставы общероссийских и международных объединений регистрируются Министерством юстиции России, уставы иных объединений органами юстиции субъектов федерации.

К общероссийским относятся те объединения, деятельность которых осуществляется на всей территории России либо в более половины субъектов федерации. По ст. 65 Конституции РФ, в составе Российской Федерации находится 85 субъектов РФ, то есть для общероссийского статуса необходимо иметь организации не менее чем в 43 из них. Документами, подтверждающими наличие организаций (отделений, филиалов и иных организационных структур) общероссийского общественного объединения, признаются оформленные в установленном порядке протоколы собраний граждан, решения руководящих органов общественного объединения, копии свидетельств о регистрации уставов или положений их региональных и местных отделений. Межрегиональные общественные организации должны распространять свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и иметь там свои структурные подразделения. Региональные общественные объединения осуществляют свою деятельность на территории одного субъекта федерации, а местные в пределах территории органа местного самоуправления.

Устав должен предусматривать: название, цели и задачи общественного объединения, его структуру и территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность; условия и порядок приема в члены общественного объединения, выхода из него в случаях, когда объединение имеет фиксированное членство; права и обязанности членов (участников); компетенцию и порядок образования руководящих органов общественного объединения и его организаций, сроки их полномочий; источники образования средств и иного имущества объединения и его организаций; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок прекращения деятельности общественного объединения. Устав вправе закреплять и иные нормы, относящиеся к работе общественного объединения, не противоречащие законодательству. В уставах общественных объединений, имеющих право ведения предпринимательской деятельности, обязательно указание осуществляемых ими видов деятельности. Заявление о регистрации устава должно быть подано в трехмесячный срок со дня его принятия. К заявлению прилагаются устав в двух экземплярах; выписка из протокола учредительного съезда (конференции), на котором принят устав; сведения об учредителях; документы (протоколы собраний) в подтверждение наличия организаций, входящих в структуру объединения, документ об юридическом адресе общественного объединения и копия платежного поручения об уплате регистрационного сбора.

Заявление о регистрации устава орган юстиции обязан рассмотреть в месячный срок со дня его поступления. Органы юстиции вправе осуществлять проверку достоверности материалов, представленных для регистрации устава, путем истребования у обратившегося за регистрацией дополнительных документов и материалов, получения объяснений от представителей общественного объединения и других заинтересованных лиц и организаций, направления запросов в государственные органы и общественные организации и получения их заключений, выезда специалистов по месту нахождения руководящего органа общественной организации для изучения необходимых документов и проведения других мероприятий.

Имеет определённое значение вопрос символики и эмблематики общественных объединений. В ст. 24 Федерального закона РФ от 19.05.95. определяется, что общественные объединения могут иметь флаги, вымпелы и другую символику. Положение о Государственной герольдии при Президенте РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 25.07.94 г., № 1539, ввело еще один термин, относящийся к атрибутике общественных объединений " геральдические знаки". Согласно названному Положению, регистрация и учет геральдических знаков общественных объединений возложена на Государственную герольдию при Президенте России. Небезынтересно, что исторически гербы появились как знаки отличия дворянских родов, и утверждались посредством акта верховной власти, что давало его владельцу определенные привилегии. Символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой России и субъектов РФ, а также с символикой иностранных государств, не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. В чем отличия символа от эмблемы? Символы - это условные знаки, в основе которых лежат простейшие начертания (точка, линия) или геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг и др.), а также знаки, существовавшие с древнейших времен у разных народов для обозначения светил, планет, звезд и стихий (земли, воды, огня, воздуха, ветра, грома, молнии) или для обозначения самого человека. Символом признается любой знак, имеющий геометрическую или иную условную форму и отражающий в этой абстрактной форме то или иное понятие, связанное у человека с получением определенных знаний. В свою очередь, эмблема - это не абстрактный знак, а конкретное изображение фигур, конкретное отражение лица, идеи, содержания, существа той или иной организации или понятия, того или иного исторически существующего объекта, и при этом такое отражение достигается, как правило, всегда при помощи исторически-конкретных изображений или фигур, тесно связанных своей историей или происхождением с данным объектом.

Конституция России предусматривает равенство всех общественных объединений перед законом. Общие условия взаимодействия государства и общественных объединений предусмотрены ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. Установлено, что государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений и в соответствии с Конституцией гарантирует условия для выполнения ими уставных задач. Вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается, кроме случаев, когда это предусмотрено законом. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются соответствующими органами с участием или по согласованию с общественными объединениями.

По Указу Президента РФ " О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию" от 31.12.94г. № 2334[28], деятельность общественных объединений должна осуществляться на принципах информационной открытости, что означает доступность для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы; систематическое информирование граждан о предполагаемых или принятых решениях; осуществление гражданами контроля за деятельностью общественных объединений и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан. В соответствии с действующим законодательством, граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности общественных объединений и их должностных лиц. Общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Редакция имеет право подать заявку в орган общественного объединения на аккредитацию при нем своих журналистов. Органы общественных объединений обязаны аккредитовать заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами.

Кроме того, важно отметить, что из всех НКО только общественные объединения, согласно Федеральному конституционному закону " О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., наделены правом обращения в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод граждан, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Рассматривая такие дела, Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал