![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Традиционные концепции лидерства.
Традиционные концепции лидерства 1) Теория лидерских качеств – наиболее ранний подход в изучении и объяснении лидерства. Р.Стогдилл пришел к выводу, что в основном 5 качеств характеризуют лидера: ум и интеллектуальные способности; господство или преобладание над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. У.Беннис определил 4 группы лидерских качеств: - управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения/действий, чтобы это было привлекательным для последователей; - управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями; - управление доверием, или способность строить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных; - управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей. Беннис выделил 4 группы лидерских характеристик: физиологические (рост, сложение или фигура, состояние здоровья и др.), психологические, или эмоциональные (проявляются на практике через характер личности. Имеют как наследственную, так и воспитательную основу), умственные, или интеллектуальные (уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров), личностные деловые (носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии). 2) Концепции лидерского поведения. К ним относятся: - три лидерских стиля: авторитарный, демократический, пассивный. Демократический стиль не всегда являлся наиболее продуктивным; - исследования Университета штата Огайо: их цель – разработка двухфакторной теории руководства. За основу были взяты две переменные: структура отношений (образцы поведения, с помощью которых лидер организует и определяет структуру отношений в группе – определение ролей, установление коммуникационных потоков, правил и процедур работы, ожидаемых результатов) и отношения в рамках этой структуры (образцы поведения, отражающие уровень или качество отношений между лидером и последователями – дружественность, взаимное доверие и уважение, симпатия и гармония, внимание друг к другу, желание сделать друг другу доброе); - исследование Мичиганского университета: цель – определить различия в поведении эффективных и неэффективных лидеров. За основу были взяты две переменные в поведении лидера: концентрация внимания лидера на работе и на работниках. Были сделаны следующие выводы об эффективном лидере: 1) имеет тенденцию к оказанию поддержки работникам и развитию хороших отношений с ними; 2) использует групповой, а не индивидуальный подход к управлению работниками; 3) устанавливает предельно высокий уровень выполнения работы и напряженные задания. - системы управления (Р. Ликерт): эффективные лидеры уделяют основное внимание человеческому фактору и стараются развивать групповой подход к выполнению работы по достижению цели; - управленческая сетка Блейка и Моутон: представляет собой матрицу, образованную пересечением двух переменных или измерений лидерского поведения: на горизонтальной оси – интерес к производству, на вертикальной – интерес к людям.
|