Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отграничение от преступной небрежности






От преступной небрежности следует отличать так называемый казус (случай), т.е. невиновное причинение вреда, исключающее уголовную ответственность (ст. 28 УК РФ). В УК РФ сформулированы два вида невиновного причинения вреда. [14]

Во-первых, невиновное причинение вреда имеет место в момент поведения человека, при котором лицо не предвидело общественно опасных последствий своего деяния и по обстоятельствам дела не должно было и не могло их предвидеть.

Примечательно, что именно такое понимание невиновного причинения вреда было сформулировано в судебной практике еще до принятия УК РФ в 1996 г.

Верховный Суд РФ в решении по одному из дел указал: Л., пробегая под окнами зимовья с заряженным пистолетом, дуло которого было направлено вниз, не предвидел и не мог предвидеть, что не заметит ведро, споткнется о него, падая, взмахнет руками, непроизвольно нажмет на спусковой крючок и произведет выстрел в сторону окна зимовья, которым будет смертельно ранен С.[15]

Иначе говоря, человек, совершая какие-либо действия, не имел умысла и не допускал неосторожности в отношении причиненного его действиями вреда.

По приговору суда первой инстанции Ф. осужден по ч.2 ст. 264 УК РФ. Он признан виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть человека при следующих обстоятельствах. 19 ноября 2000 г. около 16 час. 30 мин. В состоянии алкогольного опьянения Ф. возвращался с полевых работ на управляемом им комбайне вместе с находившимся на подножке Ж. Зная о неисправимости тормозной системы, Ф. на спуске не выбрал скорость, обеспечивавшую безопасность движения, не справился с управлением комбайна, в результате чего комбайн опрокинулся, придавил Ж., и тот от полученных повреждений на месте происшествия скончался.

Однако Ф. не знал о нахождении на подножке комбайна потерпевшего, поскольку тот запрыгнул на нее без его ведома и ему это не было видно из кабины. Он следил за дорогой и «все время смотрел вперед». Нарушение Ф. правил дорожного движения, повлекшее аварию, доказано материалами дела. Однако его действия, связанные с причинением по неосторожности Ж. смерти, судом исследованы неполно. Так, не выяснено, не применимы ли в отношении него положения ч.1 ст. 28 УК РФ, не предусматривающей, что деяние признается совершенным невиновно, если лицо, его совершившее, не осознавало и по обстоятельствам дела не могло осознавать общественной опасности своих действий.

Как показал в ходе предварительного следствия свидетель Г., конструкции комбайна с затемненными стеклами его кабины, что Ф. не располагал возможностью увидеть из кабины запрыгнувшего на подножку комбайна Ж. По словам другого свидетеля, он ехал на машине за Ф. и видел, как он перед спуском с плотины приостановил комбайн, «видимо, переключал скорость», и как раз в это время на подножку комбайна сзади кабины прыгнул Ж. При съезде комбайн перевернулся.

При изложенных обстоятельствах Ф. не мог осознавать, что в результате допущенных им нарушений правил дорожного движения может пострадать Ж., и в его действиях отсутствует состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 264 УК РФ в силу невиновного причинения вреда (ч. 1 ст. 28 УК РФ).[16]

Второй вид невиновного причинения вреда – это ситуация, когда лицо, понимая возможность наступления общественно опасных последствий, не может предотвратить в силу несоответствия своих психофизиологических качества требованиям экстремальной ситуации или нервным перегрузкам. В основе причинения вреда в этом случае лежит психофизиологический процесс в организме человека, не подчиненный воле причинителя вреда.

Примером второго вида невиновного причинения вреда может служить классический случай, когда водитель транспортного средства (не нарушающий правила дорожного движения) не успевает в силу несоответствия скорости нервной реакции условиям ситуации среагировать на внезапно появившегося на проезжей части человека и «увернуть» машину во избежание наезда на потерпевшего.

По мнению исследователей, нормальная скорость нервной реакции водителя, ведущего автомобиль по сухому твердому покрытию со скоростью 60 км/ч, составляет от 0, 4 до 1, 2 сек. Но зачастую физически и психически здоровый человек может превысить максимальный порог времени реакции среднего человека в силу объективных причин. Например, четкость стимула для водителя зависит от реальных погодных условий, времени суток, цветовых характеристик других участников дорожного движения. На время реакции влияют возраст (до 20-30 лет время реакции постоянно уменьшается, после этого постепенно увеличивается), количество предъявляемых стимулов (объектов на дороге, число полос, наличие всевозможных отвлекающих факторов), количество возможно альтернативных действий (резко затормозить, объехать слева, объехать справа, возможная траектория объезда и т.д.). имеют значение характер предшествующей деятельности, время суток, биоритмы водителя, время года и т.д.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал