Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономический смысл налогового мультипликатора.






Cокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) рас­ширению совокупного дохода и планируемых расходов.

В период экономическо­го объема с целью сниже­ния объема выпуска и заня­тости производится увели­чение объема подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расхо­дов снизится на Δ T х МРС. При этом объем производ­ства и совокупный доход сокращаются больше чем на Δ Tблагодаря действию налогового мультипликато­ра.

 

 

10. Способы финансирования дефицита госбюджета.

 

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

2) выпуск займов;

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж — доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономичес­кие агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов пе­рераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосред­ственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители зара­нее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это да­ет толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.

Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финанси­руются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефи­цит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетиза­ции, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюд­жетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска госу­дарственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процен­та, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возни­кает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эф­фект фискальной политики.

Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматрива­ется как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако дол­говой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непо­средственно в Центральном банке. Однако последний может скупить эти обли­гации на вторичном рынке ценных бумаг и расширить, таким образом, свою квазифискальную деятельность, способствующую росту инфляционного давле­ния.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) про­центные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращает­ся, по существу, в механизм дополнительного налогообложения.

Проблема увеличения налоговых поступлений в государст­венный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплекс­ной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности эко­номики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, который возникает как реак­ция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повыше­ние спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфля­ции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера.

Ни один из способов финансирования дефицита госбюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.

 

11.Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью.

Не изменять

 

 

12. Экономический рост, способы измерения, факторы, типы.

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ОЗНАЧАЕТ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ

ДВИЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ, ЕЁ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ.

Экономический рост измеряется двумя способами. Выбор зависит от того, какая проблема и с какой целью анализируется: 1) как увеличение реального производства ВНП, ВВП или НД; 2) как прирост этих показателей на душу населения. Экономический рост принято измерять как в абсолютных, так и в относительных величинах. За определённый промежуток времени экономический рост измеряется «годовыми темпами роста». Для того, чтобы определить годовой темп роста ВНП, из величины реального ВНП данного года необходимо вычесть величину реального ВНП предыдущего года и полученную разность соотнести с величиной реального ВНП предыдущего года, выразив результат в процентах. Выстраивая показатели, характеризующие темпы роста ВНП за ряд лет, можно выявить тенденцию экономического роста.

Показатели такие, как «величина ВНП, ВВП, НД на душу населения)) и темпы его роста обычно используются для характеристики уровня жизни и динамики благосостояния населения страны.

Способность экономики к росту зависит от ряда факторов. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения:

- количество и качество трудовых ресурсов;

- количество и качество природных ресурсов;

- объём основного капитала;

- технология и организация производства;

- уровень развития предпринимательских способностей в обществе.
Косвенные факторы — это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у
общества возможности к экономическому росту. Такие условия создаются
факторами спроса и распределения:

- снижением степени монополизации рынка;

- налоговым климатом в экономике;

- эффективностью кредитно- банковской системы;

- ростом потребительских, инвестиционных и государственных расходов;

- расширением экспортных поставок;

- возможностями перераспределения производственных ресурсов в
экономике;

- действующей системой распределения доходов.

Степень воздействия этих факторов на экономику обуславливает тип экономического роста.

Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивное увеличение производства происходит за счёт привлечения дополнительных экономических ресурсов, при этом их качественный и технический уровни остаются неизменными.

Предпочтительнее интенсивный тип экономического роста, при котором увеличение производимых благ достигается за счет роста производительности труда на совершенствующейся технологической базе и более эффективного использования всех факторов производства. Интенсивный экономический рост имеет место, когда рост ВНП опережает рост количества занятых экономических ресурсов.

Однако в чистом виде ни один из этих типов роста не встречается, поэтому речь может идти лишь о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном экономическом росте. Интенсивный рост имеет свои особенности и преимущества:

1) он осуществляется главным образом вследствие НТП, поэтому предполагает достаточно высокий уровень развития производительных сил, образования и профессиональной подготовки работников;

2) даёт возможность преодолеть проблему ограниченности ресурсов, поэтому одним из важных источников роста при этом типе становится ресурсосбережение;

3) выступает основой роста благосостояния общества.

 

13.Теории экономических циклов.

 

Многочисленные теории, объяс­няющие цикличность, обычно классифицируют по двум группам: " внеш­ние" и " внутренние".

Сторонники " внешних" теории видят причину экономических коле­баний в действии внешних по отношению к хозяйственной системе фак­торов — научных и технических открытий, политических событий (революции, выборы), изменений цен на нефть, природных катаклизмов, даже пятен на Солнце..

Представители " внутренних" теорий видят причину цикла в действии присущих самой экономической системе факторов. Например, Р. Мальтус и С. Снсмонди объясняли кризис недостаточностью потребляемого дохода по сравнению с произведенным. Выход из этой ситуации Р. Мальтус видел в увеличении непроизводительных расходов земельных собственников и капиталистов для сокращения накопления, а С. Сисмонди — в защите мел­кого производства и развитии внешнего рынка..

Синтез " внешних" и " внутренних" теорий осуществил П. Самуэльсон. Суть этого синтеза заключается в том, что внешние по отношению к экономической системе факторы производят первоначальные импульсы, необходимые для начала движения, а внутренние (экономические) факто­ры преобразуют эти импульсы в циклические колебания. Его теория опи­рается на кейнсианскую концепцию. Дж. Кейнс, как уже отмечалось, вы­двинул в качестве важнейшей причины циклического развития инвестици­онный импульс. Первоначальные изменения автономных инвестиций преобразуются с помощью механизма мультипликатора в цепочку после­дующих изменений спроса и НД. Вместе с тем мультипликатор, вызываю­щий изменения потребительского спроса и НД, порождает изменения ин­дуцированных инвестиций и вызывает эффект акселератора. Производ­ные инвестиции, в свою очередь, тоже приводят в действие мультиплика­ционный механизм и т. д

К числу других теорий, делающих акцент на внешних либо на внутрен­них факторах экономического цикла, можно отнести следующие.

Денежные теории, основоположником которых является Р. Хаутря, а одним из сторонников — М. Фридмен, объясняют деловой цикл рас­ширениями и сжатиями денежного обращения и кредита.

Авторы политических теорий цикла (М. Калецкий, У. Нордхаус, Э. Туфте) видят причину колебаний экономической активности в дейст­виях государственных чиновников, манипулирующих денежно-кредитными и налогово-бюджетными инструментами, чтобы добиться своего повтор ного избрания.

Теории равновесного экономического циклястроятся на неадекват­ном восприятии людьми изменений цен и заработной платы, из-за чего на рынке труда предлагается слишком много или слишком мало труда, что приводит к циклическим изменениям выпуска и занятости. В соот­ветствии с одной из этих теорий безработица увеличивается в периоды спадов, поскольку рабочие удерживают заработную плату на слишком высоком уровне. Авторами этих теорий являются Р.Лукас, Р. Барро, Т. Сарджент.

В теориях реального делового циклаутверждается, что отрицатель­ные или положительные шоки производительности в одном секторе хо­зяйства могут распространиться на всю остальную экономическую сис­тему и вызывать колебания деловой активности (Э. Прескотт, П. Лонг, Ч. Плоссер).

Какая из этих теорий лучше всего объясняет характер и причины эко­номического цикла? Видимо, следует согласиться с П. Самуэльсоном и У. Нордхаусом, подчеркивающими, что " каждая из конкурирующих тео­рий содержит в себе некоторые элементы истины, но ни одна из них не является универсальной, справедливой для всех времен и стран”.

 

 

14.Особенности экономических циклов в современных условиях.

 

В современных условиях содержание и общая картина экономического цикла существенно модифицируются. Это проявляется, во-первых, в уменьшении амплитуды колебания экономической активности (фазы спада стали короче, фазы подъема – продолжительнее; кроме того, удалось избежать депрессии, в результате чего за спадом идет оживление и подъем); во-вторых, в уменьшении диапазона колебаний объемов производства и уровней занятости; в-третьих, в усилении воздействия на экономический цикл монополистической структуры рынков, НТП, глобализации производства, государственного регулирования экономики.

На современный цикл существенное влияние оказывает ряд факторов: а) монополистическая структура рынка; б) государственное регулирование экономики; в) НТП; г) процесс глобализации (интернационализации) производства:

а). Влияние монополии сказывается в том, что падение производства, происходит при сохранении монопольно высоких цен. Поскольку цены не падают, фирмам удается получать прибыль даже при сокращении производства. В то же время сохранение высокого уровня цен затрудняет процесс единовременного массового обновления капитала. Поэтому, в современных условиях кризис не может до конца выполнить свою очистительную функцию, не становится исходным пунктом массового обновления техники и технологии, а стало быть, не способствует избавлению экономики от старого производственного аппарата;

б). Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует прежде всего бюджетную политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства резко расширяются правительственные заказы. Государство активизирует также налоговые инструменты для регулирования капиталовложения и потребительского спроса. В периоды кризисов проводится законодательное сокращение налогов, в периоды подъема, их увеличение. Эти методы получили название встроенных стабилизаторов, потому что в рамках экономической системы их действия осуществляются автоматически. Одним из важных рычагов налоговой политики является ускоренная амортизация основного капитала. Завышение амортизационного фонда приводит к увеличению внутренних источников финансирования и способствует росту капиталовлажения. В тоже время ускоренная амортизация способствует перенакоплению основного капитала, т.е., создает предпосылки для возобновления кризисов. Важный инструмент антициклического регулирования – применение кредитной политики через понижение учетной ставки. Снижение учетной ставки ведет к понижению процента по всем видам кредитов, в т.ч., по потребительскому, и таким образом способствует увеличению инвестиции и расширению продаж в кредит, что стимулирует рост производства;

в). Все более ускоряющиеся темпы НТП обуславливают ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая кризис. В результате перепроизводства товаров сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, по фазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом;

г). В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания.

 

15. Факторы и проблемы эффективной экономической политики.

Факторы, осложняющие эффективную разра­ботку и проведение экономической политики:

Во-первых, имеются значительные временные лаги в проведении тех или иных мероприятий экономической политики (разрыв во времени между изменением инструмента политики и реакцией экономики), например, измене­ние ставки процента и корректировка домашними хозяйствами и фирмами сво­их планов относительно потребительских и инвестиционных расходов. Однако, это не самая сложная проблема политики: лаги можно учесть, сдвигая во време­ни проведение определенных мероприятий для получения результатов в нужное время.

Вторая трудность связана с фактором неопределенности. Можно выделить три вида неопределенности:

1) неопределенность текущего положения экономики относительно а) уровня выпуска, соответствующего полной занятости, и б) желательного состоя­ния торгового баланса;

2) неопределенность относительно будущих шоков, таких как изменение
спроса на деньги, уровня расходов частного сектора и др.;

3) неопределенность по поводу правильности самой модели (верного значения таких параметров, как предельная склонность к сбережении, к им­портированию, наклона кривых и т.д.).

Третьей проблемой для политиков является такой сложный и плохо под­дающийся оценке фактор, как ожидания, особенно инфляционные. Как из­вестно, проблема ожиданий существенно осложняет дилемму инфляция-безра­ботица. В целом же, фактор ожиданий для некоторых политиков служит осно­ванием для снижения частоты корректировок мер экономической политики в ответ на изменения в экономике вплоть до полного отказа от дискреционной политики.

Наконец, существует и четвертая проблема. Даже если политики и эко­номисты четко предсказывают, какие действия необходимо предпринять для достижения поставленных целей, могут возникнуть серьезные политичес­кие ограничения. Экономическая логика часто уступает место политичес­ким лозунгам, ссылкам на исторические прецеденты, бюрократическим препят­ствиям, личным интересам государственных деятелей и т.д. " Политическая" со­ставляющая особенно усиливается в периоды трансформации экономических систем. Однако даже при наличии единства в определении целей возникает масса разногласий по поводу конкретных путей их достижения. Поэтому теоре­тические выводы на основе построения абстрактных моделей могут помочь эф­фективному осуществлению экономической политики лишь при учете всех на­званных сложностей и внешних воздействий на экономическую систему.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал