Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономический смысл налогового мультипликатора. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Cокращение подоходного налогообложения также приводит к многократному (мультипликативному) расширению совокупного дохода и планируемых расходов. В период экономического объема с целью снижения объема выпуска и занятости производится увеличение объема подоходного налогообложения. Тогда объем планируемых расходов снизится на Δ T х МРС. При этом объем производства и совокупный доход сокращаются больше чем на Δ Tблагодаря действию налогового мультипликатора.
10. Способы финансирования дефицита госбюджета.
Способы финансирования дефицита госбюджета: 1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация); 2) выпуск займов; 3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет. В случае монетизации дефицита нередко возникает сеньораж — доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов Центрального банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции. Если отсроченные платежи накапливаются в отношении предприятий государственного сектора, то эти дефициты нередко непосредственно финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий дефицит госбюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным. Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично — к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только создает временную отсрочку для этого роста. Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении непосредственно в Центральном банке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и расширить, таким образом, свою квазифискальную деятельность, способствующую росту инфляционного давления. В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций во внебюджетных фондах под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Проблема увеличения налоговых поступлений в государственный бюджет выходит за рамки собственного финансирования бюджетного дефицита, так как разрешается в долгосрочной перспективе на базе комплексной налоговой реформы, нацеленной на снижение ставок и расширение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок сопровождается, во-первых, снижением степени встроенной стабильности экономики; во-вторых, ростом эффекта вытеснения негосударственного сектора на фоне повышения процентных ставок, который возникает как реакция денежного рынка на сопровождающее экономическое оживление повышение спроса на деньги при их неизменном (в целях ограничения уровня инфляции) предложении; в-третьих, возможным увеличением бюджетного дефицита из-за одновременного снижения ставок налогообложения и налоговых поступлений в бюджет в соответствии с закономерностью, описываемой кривой Лаффера. Ни один из способов финансирования дефицита госбюджета не имеет абсолютных преимуществ перед остальными и не является полностью неинфляционным.
11.Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью. Не изменять
12. Экономический рост, способы измерения, факторы, типы.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ОЗНАЧАЕТ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЭКОНОМИКИ, ЕЁ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ. Экономический рост измеряется двумя способами. Выбор зависит от того, какая проблема и с какой целью анализируется: 1) как увеличение реального производства ВНП, ВВП или НД; 2) как прирост этих показателей на душу населения. Экономический рост принято измерять как в абсолютных, так и в относительных величинах. За определённый промежуток времени экономический рост измеряется «годовыми темпами роста». Для того, чтобы определить годовой темп роста ВНП, из величины реального ВНП данного года необходимо вычесть величину реального ВНП предыдущего года и полученную разность соотнести с величиной реального ВНП предыдущего года, выразив результат в процентах. Выстраивая показатели, характеризующие темпы роста ВНП за ряд лет, можно выявить тенденцию экономического роста. Показатели такие, как «величина ВНП, ВВП, НД на душу населения)) и темпы его роста обычно используются для характеристики уровня жизни и динамики благосостояния населения страны. Способность экономики к росту зависит от ряда факторов. По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения: - количество и качество трудовых ресурсов; - количество и качество природных ресурсов; - объём основного капитала; - технология и организация производства; - уровень развития предпринимательских способностей в обществе. - снижением степени монополизации рынка; - налоговым климатом в экономике; - эффективностью кредитно- банковской системы; - ростом потребительских, инвестиционных и государственных расходов; - расширением экспортных поставок; - возможностями перераспределения производственных ресурсов в - действующей системой распределения доходов. Степень воздействия этих факторов на экономику обуславливает тип экономического роста. Различают два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивное увеличение производства происходит за счёт привлечения дополнительных экономических ресурсов, при этом их качественный и технический уровни остаются неизменными. Предпочтительнее интенсивный тип экономического роста, при котором увеличение производимых благ достигается за счет роста производительности труда на совершенствующейся технологической базе и более эффективного использования всех факторов производства. Интенсивный экономический рост имеет место, когда рост ВНП опережает рост количества занятых экономических ресурсов. Однако в чистом виде ни один из этих типов роста не встречается, поэтому речь может идти лишь о преимущественно экстенсивном или преимущественно интенсивном экономическом росте. Интенсивный рост имеет свои особенности и преимущества: 1) он осуществляется главным образом вследствие НТП, поэтому предполагает достаточно высокий уровень развития производительных сил, образования и профессиональной подготовки работников; 2) даёт возможность преодолеть проблему ограниченности ресурсов, поэтому одним из важных источников роста при этом типе становится ресурсосбережение; 3) выступает основой роста благосостояния общества.
13.Теории экономических циклов.
Многочисленные теории, объясняющие цикличность, обычно классифицируют по двум группам: " внешние" и " внутренние". Сторонники " внешних" теории видят причину экономических колебаний в действии внешних по отношению к хозяйственной системе факторов — научных и технических открытий, политических событий (революции, выборы), изменений цен на нефть, природных катаклизмов, даже пятен на Солнце.. Представители " внутренних" теорий видят причину цикла в действии присущих самой экономической системе факторов. Например, Р. Мальтус и С. Снсмонди объясняли кризис недостаточностью потребляемого дохода по сравнению с произведенным. Выход из этой ситуации Р. Мальтус видел в увеличении непроизводительных расходов земельных собственников и капиталистов для сокращения накопления, а С. Сисмонди — в защите мелкого производства и развитии внешнего рынка.. Синтез " внешних" и " внутренних" теорий осуществил П. Самуэльсон. Суть этого синтеза заключается в том, что внешние по отношению к экономической системе факторы производят первоначальные импульсы, необходимые для начала движения, а внутренние (экономические) факторы преобразуют эти импульсы в циклические колебания. Его теория опирается на кейнсианскую концепцию. Дж. Кейнс, как уже отмечалось, выдвинул в качестве важнейшей причины циклического развития инвестиционный импульс. Первоначальные изменения автономных инвестиций преобразуются с помощью механизма мультипликатора в цепочку последующих изменений спроса и НД. Вместе с тем мультипликатор, вызывающий изменения потребительского спроса и НД, порождает изменения индуцированных инвестиций и вызывает эффект акселератора. Производные инвестиции, в свою очередь, тоже приводят в действие мультипликационный механизм и т. д К числу других теорий, делающих акцент на внешних либо на внутренних факторах экономического цикла, можно отнести следующие. Денежные теории, основоположником которых является Р. Хаутря, а одним из сторонников — М. Фридмен, объясняют деловой цикл расширениями и сжатиями денежного обращения и кредита. Авторы политических теорий цикла (М. Калецкий, У. Нордхаус, Э. Туфте) видят причину колебаний экономической активности в действиях государственных чиновников, манипулирующих денежно-кредитными и налогово-бюджетными инструментами, чтобы добиться своего повтор ного избрания. Теории равновесного экономического циклястроятся на неадекватном восприятии людьми изменений цен и заработной платы, из-за чего на рынке труда предлагается слишком много или слишком мало труда, что приводит к циклическим изменениям выпуска и занятости. В соответствии с одной из этих теорий безработица увеличивается в периоды спадов, поскольку рабочие удерживают заработную плату на слишком высоком уровне. Авторами этих теорий являются Р.Лукас, Р. Барро, Т. Сарджент. В теориях реального делового циклаутверждается, что отрицательные или положительные шоки производительности в одном секторе хозяйства могут распространиться на всю остальную экономическую систему и вызывать колебания деловой активности (Э. Прескотт, П. Лонг, Ч. Плоссер). Какая из этих теорий лучше всего объясняет характер и причины экономического цикла? Видимо, следует согласиться с П. Самуэльсоном и У. Нордхаусом, подчеркивающими, что " каждая из конкурирующих теорий содержит в себе некоторые элементы истины, но ни одна из них не является универсальной, справедливой для всех времен и стран”.
14.Особенности экономических циклов в современных условиях.
В современных условиях содержание и общая картина экономического цикла существенно модифицируются. Это проявляется, во-первых, в уменьшении амплитуды колебания экономической активности (фазы спада стали короче, фазы подъема – продолжительнее; кроме того, удалось избежать депрессии, в результате чего за спадом идет оживление и подъем); во-вторых, в уменьшении диапазона колебаний объемов производства и уровней занятости; в-третьих, в усилении воздействия на экономический цикл монополистической структуры рынков, НТП, глобализации производства, государственного регулирования экономики. На современный цикл существенное влияние оказывает ряд факторов: а) монополистическая структура рынка; б) государственное регулирование экономики; в) НТП; г) процесс глобализации (интернационализации) производства: а). Влияние монополии сказывается в том, что падение производства, происходит при сохранении монопольно высоких цен. Поскольку цены не падают, фирмам удается получать прибыль даже при сокращении производства. В то же время сохранение высокого уровня цен затрудняет процесс единовременного массового обновления капитала. Поэтому, в современных условиях кризис не может до конца выполнить свою очистительную функцию, не становится исходным пунктом массового обновления техники и технологии, а стало быть, не способствует избавлению экономики от старого производственного аппарата; б). Регулирующая роль государства проявляется в том, что в антициклических целях оно использует прежде всего бюджетную политику. Во время кризиса для стимулирования роста производства резко расширяются правительственные заказы. Государство активизирует также налоговые инструменты для регулирования капиталовложения и потребительского спроса. В периоды кризисов проводится законодательное сокращение налогов, в периоды подъема, их увеличение. Эти методы получили название встроенных стабилизаторов, потому что в рамках экономической системы их действия осуществляются автоматически. Одним из важных рычагов налоговой политики является ускоренная амортизация основного капитала. Завышение амортизационного фонда приводит к увеличению внутренних источников финансирования и способствует росту капиталовлажения. В тоже время ускоренная амортизация способствует перенакоплению основного капитала, т.е., создает предпосылки для возобновления кризисов. Важный инструмент антициклического регулирования – применение кредитной политики через понижение учетной ставки. Снижение учетной ставки ведет к понижению процента по всем видам кредитов, в т.ч., по потребительскому, и таким образом способствует увеличению инвестиции и расширению продаж в кредит, что стимулирует рост производства; в). Все более ускоряющиеся темпы НТП обуславливают ускорение обновления основного капитала, которое наблюдается на всех фазах цикла, включая кризис. В результате перепроизводства товаров сменяется перепроизводством капитала и хронической недогрузкой производства. Это приводит к размыванию классической, по фазной динамики цикла и циклического характера воспроизводства в целом; г). В условиях глобализации производства под влиянием международного разделения труда и интернационализации хозяйственных связей цикл стал носить мировой характер. Кризис в одной стране влечет за собой кризисные явления в других странах, в результате чего все мировое хозяйство втягивается в циклические колебания.
15. Факторы и проблемы эффективной экономической политики. Факторы, осложняющие эффективную разработку и проведение экономической политики: Во-первых, имеются значительные временные лаги в проведении тех или иных мероприятий экономической политики (разрыв во времени между изменением инструмента политики и реакцией экономики), например, изменение ставки процента и корректировка домашними хозяйствами и фирмами своих планов относительно потребительских и инвестиционных расходов. Однако, это не самая сложная проблема политики: лаги можно учесть, сдвигая во времени проведение определенных мероприятий для получения результатов в нужное время. Вторая трудность связана с фактором неопределенности. Можно выделить три вида неопределенности: 1) неопределенность текущего положения экономики относительно а) уровня выпуска, соответствующего полной занятости, и б) желательного состояния торгового баланса; 2) неопределенность относительно будущих шоков, таких как изменение 3) неопределенность по поводу правильности самой модели (верного значения таких параметров, как предельная склонность к сбережении, к импортированию, наклона кривых и т.д.). Третьей проблемой для политиков является такой сложный и плохо поддающийся оценке фактор, как ожидания, особенно инфляционные. Как известно, проблема ожиданий существенно осложняет дилемму инфляция-безработица. В целом же, фактор ожиданий для некоторых политиков служит основанием для снижения частоты корректировок мер экономической политики в ответ на изменения в экономике вплоть до полного отказа от дискреционной политики. Наконец, существует и четвертая проблема. Даже если политики и экономисты четко предсказывают, какие действия необходимо предпринять для достижения поставленных целей, могут возникнуть серьезные политические ограничения. Экономическая логика часто уступает место политическим лозунгам, ссылкам на исторические прецеденты, бюрократическим препятствиям, личным интересам государственных деятелей и т.д. " Политическая" составляющая особенно усиливается в периоды трансформации экономических систем. Однако даже при наличии единства в определении целей возникает масса разногласий по поводу конкретных путей их достижения. Поэтому теоретические выводы на основе построения абстрактных моделей могут помочь эффективному осуществлению экономической политики лишь при учете всех названных сложностей и внешних воздействий на экономическую систему.
|