Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы философии науки. 1. Объективность — философский, диалектический принцип, ос нованный на признании действительности в ее реальных за кономерностях и всеобщих формах
1. Объективность — философский, диалектический принцип, ос нованный на признании действительности в ее реальных за кономерностях и всеобщих формах. Основное содержание дан ного принципа можно представить в виде следующих требо ваний: а) исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем ее объеме и развитии; б) осознать и реали зовать активную роль субъекта познания и действия; в) исхо дить из фактов в их совокупности и уметь выражать логику вещей в логике понятий; г) выявить внутреннее единство (суб станцию) предмета как глубинную основу всех его формооб разований; д) умело выбрать адекватную данному предмету систему методов и сознательно, последовательно реализовы- вать ее; е) рассмотреть предмет в соответствующем социо культурном контексте, в рамках определенных мировоззрен ческих ориентации; ж) подходить ко всем процессам и явле ниям конструктивно-критически и действовать в соответствии с логикой данного предмета.
2. Всесторонность — философский, диалектический принцип по знания и иных форм деятельности, выражающий всеобщую связь всех явлений действительности. Включает в себя следу ющие основные требования: а) вычленение предмета иссле дования и проведение его границ; б) его целостное «многоас пектное» рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; г) осуществление познания как процесса, развертывающегося вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон; д) вычленение сущности, главной стороны предмета, субстанционального его свойства. Прин цип всесторонности наиболее тесно связан с философским принципом конкретности и общенаучным принципом систем ности.
3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus — сгущенный) — философская категория, выражающая вещь или систему вза имосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и свя зей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпи рическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теорети ческом этапе). На основе этой категории развертывается диа лектический принцип конкретности, включающий ряд требо ваний: а) «вывести» данное явление из его субстанционально го признака (главной, существенной стороны) и воспроизвес-
Глава У. Методология научного исследования _______________ 321
ти его как диалектически расчлененное целое; б) проследить преломление общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета; г) выявить специфический механизм взаимосвязи общего и единичного; д) рассмотреть данный предмет в составе более широкого целого, элементом которого он является.
4. Историзм — философский, диалектический принцип, явля ющийся методологическим выражением саморазвития дей ствительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (вре менных периодов), как прошлое, настоящее и будущее. Дан ный принцип включает в себя следующие основные требова ния: а) изучение настоящего, современного состояния пред мета исследования; б) реконструкция прошлого — рассмотре ние генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; в) предвидение будущего, про гнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.
5. Противоречия принцип — диалектический принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей и сводящийся к следу ющим основным требованиям: а) выявление предметного про тиворечия; б) всесторонний анализ одной из противополож ных сторон данного противоречия; в) исследование другой про тивоположности; г) рассмотрение предмета как единства (син теза) противоположностей в целом на основе знания каждой из них; д) определение места противоречия в системе других противоречий предмета; е) прослеживание этапов развития данного противоречия; ж) анализ механизма разрешения про тиворечия как процесса и результат его развертывания и обо стрения. Диалектические противоречия в мышлении, отра жающие реальные противоречия, необходимо отличать от так называемых «логических» противоречий, которые выражают путаницу и непоследовательность мысли и запрещены зако нами формальной логики.
При неверной реализации и применении принципов диалектики возможны многочисленные искажения их требований, а значит, отклонения от пути к истине и возникновение заблуждений. Это, в частности, объективизм и субъективизм (в многообразных
11 Основы философии науки
|