Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 Исторические предпосылки возникновения органов прокуратуры






История возникновения и развития прокуратуры насчитывает не одну тысячу лет. Можно сказать, что прокурор впервые появился там, где появил­ся обвинитель.

Прототип прокура­туры существовал уже в древние времена в Греции, Риме и странах Востока. Употребляемое ныне понятие " прокуратура" произошло от латинского слова " procuro", что значит " забочусь, обеспечиваю, предотвращаю". Назна­чение этого учреждения в то время в основном состояло в надзоре за исполнением предписаний государственной власти и в поддержании обви­нения в суде. Конечно же, прокуратура не существовала в том же виде, что и сейчас, как разветвленная сеть государственных органов и единая централизованная система, и, кроме того, в момент ее образования она не имела карательных полномочий, а лишь предназначалась для обеспечения спра­ведливости и законности.[1]

Вначале личность обвинителя полностью совпадала с потерпевшим ли­цом, которое обращалось за защитой своих прав к третьей стороне. Затем по делам общественным (государственным и публичным) в роли обвини­теля мог выступать уже каждый свободный человек.

Например, в Афинах в так называемый гомеровский период (XI-IX в.в. до н.э.) народное собрание, решая споры, прислушивалось к мнению раз­личных ораторов - базилевса (вождя племени), аристеев (аристократов, знатных людей), геронтов (старейшин).

В период образования государств-полисов (VIII-VI в.в. до н.э.) возникла необходимость в применении надзорных функций за исполнением предписаний государственной власти. Так, первый архонт осуществлял надзор за внутренним управлением, имел судебные полномочия по семейным спорам, второй отвечал за вопросы религии, третий ведал надзором за военными делами. Шесть остальных архонтов обладали судебной властью. Высший государственный совет бывших архонтов (ареопаг) имел одновременно судебные и надзорные полномочия.

В 462 г. до н.э. при Перикле государственная власть получила более четкое разграничение - законодательная сосредоточилась в руках народного собрания, исполнительная перешла к совету пятисот, а судебная оказалась у гелиэи. Последняя, являясь судом присяжных, рассматривала основную массу гражданских и уголовных дел. В то же время она имела некоторые полномочия по надзору за изданием законов. В составе народного собрания существовала специальная коллегия номофилаков по охране законов, своего рода прообраз прокуратуры.

По мере упадка демократии соответственно снижалась роль гелиэи и возрастало значение органов и должностных лиц, обладавших надзорными и контрольными полномочиями. В последние годы независимости Греции (до завоевания Римом) большое распространение получил институт сико­фантов (ябедников), зарабатывавших себе на хлеб предъявлением обвине­нием и жалоб.

Примерно по той же схеме развивался и римский судебный процесс древности. Так же, как и в Афинах, в Риме существовала конкурирующая уголовная юрисдикция.

В царский период (VIII-VI в.в. до н.э.) власть сосредоточивалась в руках рекса (царя), народного собрания и сената. Все они могли решать судебные споры (в разное время по-разному и в зависимости от усиления полити­ческой роли и влияния).

В республиканский период (509-27 гг. до н.э.) им в противовес был соз­дан народный трибунат (плебейская магистратура) для защиты от патрицев (аристократов), впоследствии принявший на себя функции блюстителей законности (почти как коллегия номофилаков). В отличие от Афин в Риме не было специального суда присяжных типа гелиэи (присяжные судьи отбирались консулами из числа кандидатов, утвержденных сенатом). Зато были уполномоченные магистраты, должностные лица, отвечающие за судебный процесс - преторы. Обвинителем в суде мог выступать любой гражданин (вначале эта роль была почетной, потом, когда должность стала оплачиваемой, она превратилась в позорную). Первые прокураторы сначала были обычными дoверенными лицами римских граждан в их судебных и коммерческих делах, домоуправителями, а затем уже стали наместниками императора в провинциях. Имя одного из них сохранила история - Понтий Пилат (26-36 гг.), наместник Иудеи, отправивший на распятие Иисуса.

Как видим, основные функции, ныне присущие прокурору, существовали уже в Античном мире.

Феодальный тип государства, сложившийся на обломках Западной римской империи, сохранил и развил институт прокуратуры. Сначала надзор за соблюдением законов и уголовное преследование осуществлялись непосредственно носителями власти (королями, князьями, царями, суве­ренами и т.п.) и их наместниками. Затем уже по мере усложнения общест­венных отношений, развития государственности появилась необходимость выделения этой функции в отдельную самостоятельную отрасль. В XIV веке во Франции создан специальный орган уголовного преследования и обвинения. Первоначально это была группа особо доверенных людей короля - прокураторов, набираемых из числа наиболее преданных адвокатов. Их официально уполномочили следить за соблюдением интересов короны при судебном рассмотрении гражданских дел. Затем их функции расши­рились. Королевские прокуроры стали выступать в судах как обвинители по делам, которые прямо или косвенно затрагивали интересы монархии, отождествляемые с интересами государства. Как постоянно действующий орган прокуратура учреждена при Филиппе Красивом. Ордонансом короля 23 марта 1302 года им предписано приносить присягу и запрещено вести процессы частных лиц. Институт прокуратуры оказался настолько удобным орудием проведения судебной политики, что многие феодалы-сеньоры и епископы последовали этому примеру. Так появились прокуроры феодалов (procureurs fiscaux) и проку­роры епископов (промоторы). Став постоянным участников уголовного процесса, королевский прокурор получил широкие полномочия. Во-первых, сам возбуждал дела или требовал этого от судей, поддерживал королевское обвинение. Во-вторых, принимал доносы от частных лиц. В-третьих, следил за судом, проверяя его работу. В-четвертых, проводил дознание. Постепенно прокурор вытеснил из процесса потерпевшего и весь уголовный процесс из обвинительного превратился в розыскной.

С распространением влияния Франции в Европе институт прокуратуры получил распространение в других странах (с нынешней континентальной системой права) и с первых шагов приобрел репрессивный характер. Осо­бенно карательные свойства прокуратура имела в Испании, где господст­вовал инквизиционный процесс.

Происхождение русской прокуратуры датируется временами правления Петра І, что в 1722 г. ввел французскую модель прокуратуры как контрольного органа, который присматривал за центральными и местными административными органами (" государев глаз").[2]

В 1862 году Государственный Совет Российской империи принял " Ос­новные положения о прокуратуре", в соответствии с которыми были: опре­делено ее назначение - " наблюдение за точным и единообразным исполне­нием законов в Российской империи", закреплены принципы деятельности прокуратуры - единство и строжайшая централизация органов прокурор­ского надзора, осуществление прокурорами возложенных на них полно­мочий от имени всей системы органов прокуратуры, осуществление " верховного" надзора в империи Генерал-прокурором (он же министр юсти­ции), строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, их независимость от местных влияний при принятии любого решения. Как видим, основные принципы прокурорского надзора, заложенные российским правом, в Казахстане действуют и поныне.

В первые годы советской власти функции прокуратуры некоторое время выполняли сразу несколько учреждений - рабоче-крестьянская инспекция, народный комиссариат юстиции, наркомат государственного контроля, ВЧК (ГПУ), коллегии обвинителей при трибуналах. Однако такая разобщенность и распыление надзора не способствовали укреплению законности в стране, поэтому 28 мая 1922 года постановлением ВЦИК было принято Положение о прокурорском надзоре. Прокуратура образована и составе Наркомата юстиции РСФСР. На нее, в частности, возлагались: осуществление от имени государства надзора за законностью деятельности всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования постановлений, принятых в нарушение закона; непосредственное наблюдение за деятельностью органов дознания и ОПТУ; поддержание обвинения в суде; наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей. В том же году в состав прокуратуры введены народные следователи, прово­дившие " срочные" расследования по наиболее важным делам. Начиная с 1926 г., производство предварительного расследования преступлений полностью передано в компетенцию прокуратуры. Окончательно определены статус следователей, их процессуальная Самостоятельность при принятии конкретных решений, поднадзорность прокуратуре, профессионально-этические требования. 24 июля 1929 г. прокуратура выведена из Народного комиссариата юстиции и передана Верховном Суду СССР. Как самостоятельный государственный орган прокуратура учреждена 17 декабря 1933 года. В новом положении о ней были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие впоследствии традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. Первым прокурором СССР был Акулов И.А. Конституция СССР 1936 г. придала прокурорскому надзору характер высшего, независимого от каких-либо ведомственных влияний. По мере роста административно-исполнительного аппарата и укрепления советской власти шло усиление роли прокуратуры в государственном строительстве. Примечательна деятельность органов прокуратуры в годы Великой отечественной войны. Многие прокуроры ушли на фронт, где проявляли массовый героизм при защите Родины. Работа всей прокуратуры была перестроена на военный лад, существенно возросла ее координирующая роль в борьбе с преступностью. Огромную работу провели прокуроры по собиранию и закреплению доказательств виновности фашистских захватчиков и предателей, а затем по окончании войны, участвуя государственными обвинителями на судебных процессах. Наиболее яркие из них – Hюрнбергский процесс 1945-46 годов, процесс над японскими милитаристами. О важности и значении прокуратуры того времени свидетельствует Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года, которым прокурорам установлены классные чины и выдано форменное обмундирование. В 1946 году Прокурору СССР присвоено наименование Генерального прокурора СССР.

Важными вехами в истории этого органа были 1977 год - год принятия Конституции развитого социализма и 1979 год, когда приняли Закон " О прокуратуре СССР", который существенно расширил пределы прокурор­ского надзора за исполнением законов, особенно в сфере охраны прав и законных интересов граждан, развил и законодательно закрепил формы прокурорского реагирования на установленные нарушения закона (протест, представление, постановление), установил обязательность исполнения прокурорских предписаний.[3]

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал