Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 9 Участие прокуроров в совершенствовании законодательства
Прокуратура не относится к законодательной власти. Но это не означает, что прокуратура должна быть отстранена от законопроектной работы Парламента. По Конституции Казахской ССР 1978 г. прокурор Казахской ССР обладал правом законодательной инициативы. Однако Конституция Республики Казахстан 1995 г. за Генеральным прокурором не предусматривает такого права. Осуществляя надзор за соответствием законов, других нормативных правовых актов Конституции, выступая от имени государства в суде, осуществляя другие полномочия, органы прокуратуры накапливают громадный фактический материал, характеризующий качество и эффективность законодательства, выявляющий его недостатки и противоречия и т.д. Никакой другой государственный орган не может оценивать уровень соответствия Конституции действующего законодательства, как прокуратура, ибо другие контролирующие органы государства имеют дело лишь с отдельными отраслями и частями законодательства.[24] А прокуратура имеет реальную возможность оценивать уровень, качество, эффективность и жизнеспособность национального законодательства системно, целостно, объективно. Ныне юридически не закреплено право участия прокуратуры в законопроектной работе Парламента. Руководство Парламента, особенно Мажилиса Парламента, практикует приглашение представителя прокуратуры на заседания комитетов, пленарные заседания. Такая практика, несомненно, имеет положительное значение. Было бы целесообразным закрепление участия в законопроектной работе представителя прокуратуры в регламентах Парламента, Сената и Мажилиса. Такое регламентирование повысило бы ответственность обеих сторон за качество законопроектов. Здесь есть определенные нюансы, связанные со статусом Парламента и прокуратуры. Депутаты могут не соглашаться с мнением прокуратуры и принять закон по своему усмотрению. Депутаты могут прислушаться к мнению прокуратуры и с учетом его принять закон. Даже в случае принятия закона с учетом предложений прокуратуры она не должна лишаться права опротестования закона, который впоследствии может быть признан противоречащим Конституции. Несмотря на это, участие представителя прокуратуры в законодательной работе Парламента минимизирует возможность принятия неконституционных законов, будет способствовать совершенствованию законодательства. Участие прокуратуры в законопроектной работе может осуществляться путем: включения ее представителя в состав рабочих групп при разработке проектов законов; передачи законопроектов на официальные заключения; приглашения представителя прокуратуры для разъяснения ее позиции по законопроектам в комитетах, на пленарных заседаниях и т.д. В укреплении законности в государстве, создании обстановки, исключающей различного рода правонарушения, важное значение имеет правовое воспитание граждан. Формирование правового государства, реформа политической системы и внедрение новых форм хозяйствования требуют принятия эффективных мер по правовому воспитанию населения, организации юридического всеобуча как единой общегосударственной программы, охватывающей все слои трудящихся, все кадры как в центре, так и на местах. Практика прокурорского надзора за исполнением законов убедительно подтверждает, что некоторые должностные лица допускают нарушение закона не " по злому умыслу", а вследствие своей юридической неосведомленности. Так же как и при привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетних, в особенности подростков, устанавливается, что отдельные из них, совершая уголовно-наказуемые правонарушения, не знали об их криминогенном характере.[25] Органам прокуратуры с первых лет их существования принадлежит ведущая роль в деле правового воспитания населения в духе уважения к законам и правилам общежития, непримиримости к любым нарушениям законности и установленного правопорядка. В настоящее время в условиях формирования правового государства сфера деятельности прокуроров и следователей в правовой пропаганде значительно расширена. Речь идет не только о правовом воспитании населения, но и о повышении правовой культуры в деятельности государственных органов, ведомств, общественных организаций и должностных лиц. Многие должностные лица, имеющие высшее экономическое, техническое образование, обучаясь в юридических вузах, получают высшее юридическое образование. В преподавании курса правовых дисциплин наряду с профессорско-преподавательским составом принимают участие наиболее теоретически подготовленные прокуроры. Всей своей деятельностью прокуратура способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил общежития. Пропаганда права является наиболее эффективным средством по выполнению этой задачи, одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры на современном этапе. Это означает, что какое бы должностное положение работник прокуратуры низанимал, каким бы участком надзора за исполнением законов он ни ведал, пропаганда права действующего, а также вновь принятого законодательства является его обязательной функцией. Передовая практика прокуроров по осуществлению правовой пропаганды выработала основные направления в этой работе, которые в настоящее время являются актуальными. Эти направления заключаются в следующем: способствовать успешному решению задач, стоящих перед государством в процессе преобразования всех сфер государственной и общественной жизни, увязывая правовую пропаганду с курсом на социально-экономическое развитие страны, всемерное развертывание демократии; опираясь на трудовые коллективы и общественные организации, создавать обстановку нетерпимости к таким антисоциальным явлениям как хищение общегосударственного и общественной имущества, имущества, находящегося в частной собственности, взяточничество, спекуляция, пьянство, наркомания, пренебрежительное отношение к правилам общежития; раскрытие возможностей трудовых коллективов в формировании уважительного отношения к общегосударственной собственности, как всенародному достоянию, к источнику повышения благосостояния людей; разъяснять при этом их права и обязанности в решении общегосударственных задач, закрепленных в Конституции Республики Казахстан, в законах о труде, трудовых коллективах, государственном предприятии (объединении), кооперативах, предпринимательской и индивидуально-трудовой деятельности и т. д.; обеспечение всемерной защиты прав и законных интересов граждан, борьбы с фактами бездушного отношения к судьбам людей, проявлениями бюрократизма, формализма, ведомственности, случаями зажима критики, со всем тем, что препятствует оздоровлению нашего общества; при этом особо подчеркивается роль судебных и прокурорских органов в защите чести и достоинства граждан; раскрытие возможностей граждан способствовать укреплению законности и правопорядка в стране, борьбе с уголовной преступностью, созданию обстановки нетерпимости к лицам, совершающим различного рода правонарушения, устранению причин и условий, способствующих этим негативным явлениям; использование возможностей творческих организаций — кино, радио, телевидения, иных средств массовой информации для пропаганды деятельности органов прокуратуры; показ образцового исполнения своих обязанностей прокурорами и следователями, формирование общественного мнения о политическом и государственном назначении органов прокуратуры и роли в укреплении законности и правопорядка в стране. Это особенно необходимо в настоящее время, когда в связи с ростом преступности и ухудшением ее криминогенной характеристики в существенной степени снизились престиж и авторитет органов прокуратуры. Важное место в работе органов прокуратуры занимает воспитание подрастающего поколения и молодежи в духе неуклонного исполнения требований закона, формирования у них активной жизненной позиции, нетерпимого отношения к нарушениям и нарушителям законов. Особенно активно эта работа проводится среди участников так называемых неформальных объединений молодежи. Правовоспитательная деятельность среди несовершеннолетних имеет важное предупредительное значение в борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Проводимые социологические исследования показывают, что многие несовершеннолетние, как из учащейся, так и из рабочей молодежи, не имеют элементарных правовых знаний. Они не знают, с какого возраста несовершеннолетние подлежат привлечению к уголовной ответственности, какие виды ответственности предусмотрены законом, какие противоправные действия уголовно наказуемы и т. д. Специальные лекции и беседы следователи и прокуроры проводят среди родителей, должностных лиц и других работников государственных органов и общественных организаций, занимающихся воспитанием несовершеннолетних. Определенная работа проводится прокурорами среди преподавательского состава школ, профессионально-технических училищ, средних и высших учебных заведений, педагогов и воспитателей исправительных учреждений. В деятельности органов прокуратуры за период их существования сложились различные формы правовой пропаганды. Наиболее распространенными из них являются: доклады, лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, встречи за " круглым столом", выступления в печати, по радио и телевидению. Говоря об эффективности различных форм правовой пропаганды, следует выделить те из них, которые позволяют прокурору встретиться непосредственно с гражданами. Преимущество докладов, лекций и бесед состоит в том, что люди слышат живое слово прокурора и следователя, могут задать им волнующие их вопросы и получить на них ответы, высказать свои предложения по обсуждаемой проблеме. Живое впечатление о встрече с прокурором или следователем оставляют вечера вопросов и ответов. Они организуются во Дворцах культуры, клубах, кинотеатрах, в жилищно-эксплуатационных управлениях, на предприятиях, в общественных организациях, в учебных заведениях. Участники таких встреч получают ответы на заданные ими вопросы, в то же время могут обратиться к прокурору с жалобой или заявлением о нарушенном праве. Сообщение граждан о каком-либо правонарушении служит для прокурора поводом к возбуждению уголовного дела. Однако в какую бы форму ни было облечено выступление прокурора — доклад, беседа, статья в печати, выступление по радио или телевидению — оно не должно носить назидательного характера, содержать изложение общеизвестных истин. Это не производит должного эмоционального воздействия на читателей и слушателей. Прокуроры активно участвуют в правовом всеобуче, в работе народных университетов правовых знаний. Работая в качестве лекторов, деканов, руководителей семинаров, симпозиумов, прокуроры активно влияют на формирование правосознания тех, кто там занимается. Наиболее опытные и квалифицированные прокуроры принимают участие в работах республиканских, краевых и областных школ должностных лиц хозяйственных, кооперативных, коммерческих, акционерных объединений. Доведение до руководителей и иных должностных лиц вновь принятых законов способствует исключению у них правового нигилизма, пониманию ими своей ответственной роли за состояние законности на вверенных предприятиях, в кооперативных и коммерческих объединениях. Поддерживая тесные деловые контакты с органами общественной самодеятельности, прокуроры оказывают им необходимую правовую помощь. Они проводят также праворазъяснительную работу в местных органах добровольного общества борьбы за трезвость. Значительное место в правовой пропаганде занимают сообщения прокуроров и следователей на собраниях трудовых коллективов и общественных организаций о результатах проведения проверок, соблюдении законности на проверяемых предприятиях, в учреждениях и организациях. При принесении протеста на противоречащий закону правовой акт или представления об устранении нарушений закона прокурор принимает участие в его коллегиальном рассмотрении тем органом, куда направлены протест или представление. Если установленные нарушения закона носят распространенный характер, то представление по предложению прокурора обсуждается на собрании коллектива трудящихся или общественной организации. Выступление прокурора при таких обсуждениях является эффективной формой пропаганды права и закона, служит важным средством предупреждения нарушений законности. В условиях гласности и демократии стало обязательным правилом информировать трудящихся о совершенных преступлениях и причинах, им способствовавших. Недостаточная информация о совершенных правонарушениях порождает различного рода слухи и домыслы, сеет сомнение в возможности правоохранительных органов обеспечить безопасность граждан, создать обстановку законности, успешно раскрыть и расследовать преступления. В этой связи важно — при неуклонном соблюдении требований закона о тайне следствия, — чтобы население города, района, рабочего поселка было своевременно осведомлено о совершенных преступлениях общеуголовного характера (убийства, бандитские налеты, разбойное нападение и т. д.). Если совершенное преступление связано с производственной деятельностью (хищение, взяточничество, нарушение законов об охране труда и техники безопасности и др.), следователь или прокурор должны информировать об этом трудовой коллектив или общественную организацию. При этом прокурорам следует избегать стремления к сенсационности при подготовке информации о совершенных преступлениях. Подчас средства массовой информации с подачи прокуроров и следователей нагнетают общественное мнение против лица, подозреваемого в совершении преступления, хотя его вина еще не доказана, и суд не признал его лицом, совершившим преступление, и не назначил ему меру уголовного наказания. Это в существенной степени осложняет раскрытие и расследование преступлений и нередко влечет за собою постановление судом неправосудных приговоров. При всех условиях это влечет за собою нарушение конституционного принципа презумпции невиновности. Выступления журналистов в печати, по радио и телевидению на юридические темы имеют немаловажное значение в пропаганде права. Однако многие из журналистов являются лицами, юридически не осведомленными и потому допускают неточности и ошибки в юридической оценке правонарушения, искажают их фактическую сторону. Все это отрицательно влияет на формирование общественного мнения, отношение трудящихся к правоохранительным органам и их работникам. Во избежание этого прокуроры устанавливают деловые контакты с работниками средств массовой информации. Прокуроры систематически встречаются с журналистами на пресс-конференциях, за " круглым " столом", информируют их о деятельности прокуратуры и характере принимаемых решений. Журналисты приглашаются на заседания коллегий Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, прокуратур областей. Когда требуется опубликовать в печати материал о раскрытии и расследовании преступления со сложными доказательствами или о проведенной многоплановой общенадзорной проверке, обязанность прокурора состоит в том, чтобы оказать помощь журналисту в изложении фактической стороны. В прокуратурах областей правовая пропаганда развивается на основе специализации. Это означает, что по конкретным проблемам выступают прокуроры и следователи, в совершенстве владеющие законодательным материалом. Например, прокуроры управлений и отделов общего надзора выступают на темы, связанные с соблюдением государственной и трудовой дисциплины, об охране общегосударственной собственности, об исполнении законов о труде, о соблюдении законов в коммерческой ипредпринимательской деятельности и т. д. Прокуроры управлений и отделов по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия выступают по проблемам, связанным с борьбой с преступностью, раскрытием и расследованием преступлений, пресечением и предупреждением правонарушений и т. д. Специальные темы докладов и бесед поручаются прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов о несовершеннолетних. Прокуроры, осуществляющие надзор в гражданском судопроизводстве, посвящают свои выступления соблюдению законов о семье и браке, праве граждан на жилище, правовому оформлению различного рода сделок, охране чести и достоинства граждан и т. д. Практика вырабатывает новые, современные формы правовой пропаганды, которые получают широкое применение. Так, многие прокуроры в борьбе с бесхозяйственностью, расточительством, выпуском недоброкачественной продукции стали широко применять фотографию и киносъемку. При реализации итогов общенадзорных проверок производится демонстрация этих материалов на собраниях трудовых коллективов. Фотоснимки публикуются в местной печати, демонстрируются по телевидению. Чтобы показать, насколько эффективно и действенно вмешательство прокурора, практикуется изготовление социальных стендов, на которых помещаются фотоснимки, сделанное в период проверки, и те, на которых отражено положение после вмешательства прокурора. Положительные отклики получает и такая форма правовой пропаганды, как радио- и телерепортажи, которые ведутся прокурором с территории предприятия, где им установлены нарушения закона. Целенаправленная правовоспитательная деятельность прокуратуры, проводимая в координации с трудовыми коллективами и опирающаяся на помощь широкой общественности, способствует укреплению законности, успешной борьбе с преступностью, сокращению случаев алкоголизма и пьянства, нарушений трудовой и государственной дисциплины на предприятиях, в учреждениях и в организациях. Там, где активно ведется правовая пропаганда среди работников государственного аппарата, актива местных органов власти и управления, заметно сокращается число незаконных и необоснованных приказов, решений и иных нормативных актов, меньше допускается нарушений прав и законных интересов граждан. Генеральным прокурором поставлена задача совершенствования работы органов прокуратуры по правовой пропаганде. Это прежде всего выражается в повышении ответственности каждого работника за безупречное выполнение этих обязанностей, в крутом повороте от количества к качеству проводимых прокуратурой мероприятий по пропаганде законов. Между тем в ряде прокуратур недооценивается политическое и процессуальное значение этой работы; нередко она носит абстрактный, чисто " просветительский" характер и не увязывается с состоянием законности, правопорядка, структурой и динамикой преступности в районе, городе, области, республике. Глубокий анализ состояния законности и преступности нередко подменяется набором отдельных фактов преступных проявлений, главным образом сенсационного характера. Не всегда раскрываются причины и условия, способствовавшие совершенному преступлению. В лекциях и докладах подчас содержатся общие положения об укреплении законности, но они не увязываются с задачами конкретного трудового коллектива или общественной организации по укреплению трудовой дисциплины, борьбе с хищениями и т. д. Не все прокуроры и следователи тесно связаны с предприятиями, учреждениями и организациями, бывают там лишь в связи с каким-либо чрезвычайным происшествием или плановой проверкой состояния законности. В правовой пропаганде превалируют проблемы уголовного и уголовно-процессуального права. В то же время недостаточное внимание уделяется проблемам гражданского, жилищного, семейного, земельного права, законам об охране здоровья, природоохранному законодательству. Между тем в судах в порядке гражданского судопроизводства рассматривается немало " конфликтных" ситуаций, возникновение которых связано только с незнанием законов ее участниками. Важность назначения правовой пропаганды в деле укрепления законности определяется и тем, что за ее состояние в подчиненных органах несут личную ответственность руководители управлений и отделов Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, прокуроры областей, транспортные и военные прокуроры. За последние годы в связи с расширением полномочий трудовых коллективов и общественных организаций центр тяжести по правовой пропаганде перенесен в коллективы и организации. Работники прокуратуры планируют и ведут работу по правовой пропаганде в тесном контакте с руководством трудовых и профсоюзных органов, советами трудовых коллективов. Это позволяет в максимальной степени учесть состояние трудовой и государственной дисциплины на предприятиях, уровень обеспечения законности и правопорядка, использовать конкретные факты преступных проявлений и иных нарушений законов. Упор при планировании и организации этой работы делается на те предприятия, где распространены хищения, нарушения государственной и трудовой дисциплины и другие правонарушения. Организационные функции по ведению правовой пропаганды на местах осуществляют отделы по систематизации и пропаганде законодательства. Не подменяя руководителей органов прокуратуры, эти работники ориентируют прокуроров и следователей на максимальное использование в правовой пропаганде всех форм и всех средств массовой информации. Они оказывают методическую помощь в правильной постановке пропаганды на местах, выявляют и распространяют положительный опыт, готовят материалы на заседания коллегий, представляют наиболее активных и инициативных прокуроров и следователей, участвующих в правовой пропаганде, к поощрению. Наконец, они разрабатывают и направляют на места методические пособия, рекомендации практического характера, лекции по наиболее актуальным проблемам законности. Нарушения государственной дисциплины нередко связаны с недостатками материально-технического обеспечения, отсутствием контроля в ценообразовании, которые сами по себе являются следствием нарушений государственной дисциплины. Использование прокурорами полученных рекомендаций способствует более активному их вмешательству в экономическую сферу и хозяйственную деятельность. Содержащиеся в методических указаниях рекомендации показывают, как надо доходчиво и убедительно разъяснять неразрывное единство прав и обязанностей граждан (прокуроры и следователи чаще говорят о правах граждан, а мало или вовсе не говорят об их обязанностях). Генеральная прокуратура Республики Казахстан стремится устранить трафарет в формах и методах ведения правовой пропаганды. Одно дело, когда пропаганда ведется среди руководителей предприятий и иных должностных лиц, другое — когда прокурор выступает среди населения, третье — когда перед ним учащиеся школ или ПТУ. Независимо от темы выступления и состава аудитории прокурорам и следователям надлежит тщательно готовиться к своим выступлениям. При этом необходимо использовать материалы общенадзорных проверок, результаты расследования преступлений, рассмотрения судами уголовных и гражданских дел, материалы об административных правонарушениях, статистические данные о состоянии и динамике преступности в районе или городе. Правовая пропаганда требует от исполнителя хорошего знания законов и ведомственных нормативных актов, специфики деятельности государственных органов и общественных организаций, призванных к осуществлению надзора и контроля за исполнением законодательства. Прокуроры и следователи, в особенности из числа вновь назначенных, не всегда знакомы с существующими формами правовой пропаганды, не знают специфики и методики выступлений с докладами и лекциями. Они еще не обладают навыками выступлений в периодической печати, по радио и телевидению. Задача руководителей органов прокуратуры и отделов по систематизации и пропаганде права состоит в том, чтобы научить этих работников эффективно, со знанием дела выполнять эти далеко не простые обязанности. В этих целях как в центре, так и на местах организуются семинарские занятия, стажирование у наиболее квалифицированных пропагандистов права, проводится обмен опытом работы. Прокуратура страны обращает внимание на специфику выступлений прокуроров в конкретных аудиториях и на конкретные темы. Весьма существенные особенности есть в методике правовой пропаганды среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы. Эту работу выполняют работники прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законов в исправительных учреждениях. Здесь необходимо учитывать, что многие осужденные, в особенности ранее неоднократно судимые, хорошо знакомы с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Многие из них выписывают журналы " Законность", " Юридическую газету", имеют на руках Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Когда прокурор читает им " прописные" истины и его доклад носит сугубо назидательный характер, это не оставляет у слушателей должного впечатления. В ряде случаев такие встречи с прокурором вызывают у осужденных отрицательные эмоции. Иное дело, если прокурор разъяснит осужденным, в особенности тем, кто должен быть вскоре освобожден из мест лишения свободы, основы трудового, гражданского, жилищного, семейного права, то есть то, с чем столкнется осужденный будучи на свободе, если прокурор выскажет свои рекомендации о восстановлении каждым осужденным своего доброго имени, такие встречи оставят глубокое впечатление. Они помогут найти ему свое место в жизни. Ведь многие осужденные, в особенности отбывающие 10—12 лет, с трудом себе представляют, как они смогут жить и трудиться в условиях свободы. Нелишне в этих случаях и напомнить, что каждый совершивший преступление после освобождения несет повышенную уголовную ответственность. Еще одна существенная особенность, которую должны учитывать прокуроры и следователи: это тогда, когда они рассказывают о своей работе. Выступая перед населением и трудовыми коллективами с докладами и беседами о деятельности органов прокуратуры, прокуроры и следователи должны правильно определять политическую и государственную роль органов прокуратуры, делать акцент на весьма ответственном и далеко нелегком труде следователя и прокурора. Здесь не должно быть места сенсациям или стремлению афишировать личные " успехи" и " достижения" в раскрытии и расследовании опасных для общества преступлений или в успешном поддержании государственного обвинения на суде. Скромность украшает самого высокоодаренного профессионала-следователя или прокурора. Трудящиеся из доклада или лекции должны четко уяснить себе круг полномочий прокуроров и следователей, в то же время понять особенности в деятельности других правоохранительных органов внутренних дел, суда, юстиции, арбитражного суда. Правильно поступают те прокуроры и следователи, которые рассказывают о помощи граждан в их работе по раскрытию и расследованию преступлений, а также в судебном разбирательстве уголовных дел. В правовой пропаганде широко используются достижения правовой науки. Органы прокуратуры смогут лишь тогда успешно выполнять стоящие перед ними задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в стране, когда прокуроры и следователи будут обладать безупречным знанием действующего законодательства и умением правильно применить его во всех областях своей деятельности. Для любого юриста, в особенности для прокуроров и следователей, решающих судьбы людей, незнание или неправильное применение законов является грубым нарушением служебного долга. Безупречное знание действующего законодательства является составной частью общей и правовой культуры каждого прокурора и следователя. Слабое знание законов, неумение ими пользоваться нередко приводят к серьезным ошибкам в следственной и прокурорской деятельности. Недопустимо, когда прокуроры в составляемых ими протестах, представлениях, постановлениях и других правовых актах ссылаются на отмененные или измененные законодательные или иные нормативные акты. Уровень правовой культуры прокуроров и следователей, знание ими действующего законодательства и умение правильно им пользоваться проверяется при их аттестовании, которое проводится систематически. Определение уровня правовой культуры дается наряду с оценкой их деловых и моральных качеств. Выпускники высшей юридической школы должны постоянно следить за изменениями и дополнениями действующего законодательства, а также глубоко и обстоятельно изучать вновь принятые законы, чтобы без промедления по вступлении их в действие умело и правильно проводить в жизнь. При правильной организации работы каждому прокурору и следователю надлежит иметь личную картотеку действующего законодательства и приказов Генерального прокурора Республики Казахстан. Однако неправильным было бы рассчитывать на систематическое ведение картотеки каждым прокурором или следователем, в особенности в низовом звене — в районных и городских прокуратурах. Успешному выполнению задачи по нормативному обеспечению прокуроров и следователей, по повышению их правовой осведомленности в значительной мере способствует четко налаженная систематизация законодательства в Генеральной прокуратуре РК, прокуратурах областей, городов и районов, в военных и транспортных прокуратурах. Значение этой работы возрастает особенно сейчас, в условиях активной законотворческой деятельности. Систематизация законодательства в последнее время значительно улучшена в связи с введением в штат органов прокуратуры специально подготовленных для этой цели работников. На эти должности назначаются наиболее опытные и квалифицированные прокуроры, хорошо знающие и владеющие законодательством. В соответствии с указаниями Генерального прокурора во всех органах прокуратуры установлена единая система учета и регистрации законодательных, правительственных и других нормативных актов. В прокуратурах республики, областей, городских и районных прокуратурах ведутся систематические картотеки законодательства. Это обеспечивает необходимую правовую информацию и консультативно-справочную помощь. В каждой прокуратуре ведутся контрольные экземпляры кодексов по всем отраслям права, а также контрольные экземпляры Основ законодательства. Все это создает необходимую основу для успешного ведения систематизации законодательства. В прокуратурах создаются необходимые условия для хранения законодательных и иных нормативных актов, а также правовой литературы. Особые условия хранения и учета создаются для источников права, издаваемых с грифом " ДСП" (для служебного пользования).
Тема 10 УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ Понятие, задачи и принципы управления в органах прокуратуры
Под управлением понимается многогранный, сознательный и целенаправленный процесс воздействия вышестоящих органов прокуратуры и прокуроров в соответствии с их компетенцией на подчиненных им работников в целях надлежащего выполнения задач и функций, возложенных на них Законом о прокуратуре и иными нормативно- правовыми актами. Роль управления в деятельности прокуратуры двоякая. Управление, с одной стороны, создает и регулирует нормальный процесс организации и осуществления прокурорского надзора, предварительного следствия и иных функций прокуратуры, а с другой - призвано совершенствовать реализацию этих функций, разрабатывать и внедрять в деятельность прокуратуры рекомендации тактического и методического характера, технологию и технику обработки информации о состоянии законности и деятельности по ее укреплению, совершенствованию правового регулирования организационной структуры органов прокуратуры. В этом проявляется регулирующая роль управления.[26] Существенное влияние на содержание и результаты деятельности органов прокуратуры оказывают управленческие воздействия их вышестоящих структур на нижестоящие прокуратуры. Эти воздействия оказываются со стороны Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, прежде всего путем принятия нормативных актов, обязательных для исполнения всеми работниками прокурорской системы. Этим предопределяется значимость и требования к качеству принимаемых в прокуратуре нормативных актов нормативного характера. Не менее значение имеют обоснованность и актуальность управленческих воздействий, осуществляемых вышестоящими органами прокуратуры. К таким воздействиям относятся: конкретные задания (в частности, провести надзорные проверки, обобщить опыт работы по борьбе с определенными видами правонарушений и т.д.); информационные письма, содержащие сведения о положительном опыте работы либо недостатках в ее проведении в определенных прокуратурах и указание другим прокуратурам учесть их в своей деятельности и другие. Цена управленческих решений в органах прокуратуры может быть высокой: такое решение либо приводит к положительным сдвигам в состоянии законности, либо влечет значительные затраты сил и средств без видимых результатов. Обоснованное решение вышестоящей прокуратуры провести проверку работы подчиненных органов влияет на активность деятельности прокуратуры по непосредственному выявлению преступлений и иных правонарушений, а также на надзор за исполнением законов правоохранительными, контролирующими органами и иных правонарушений определенных видов. Проведение проверок включается в планы, о чем заблаговременно становится известно подчиненным органам. Последние, в свою очередь, накануне проверок основное внимание сосредотачивают на актуальных для вышестоящей прокуратуры вопросах. Учитывая необходимость и в последующем отчитываться за состояние работы в этом направлении в порядке контроля, органы прокуратуры длительное время акцентируют на них свои усилия. При этом активизируется целенаправленное воздействие прокуратуры на контрольно – ревизионные органы, которые в результате, как правило, больше выявляют и направляют в данный период в прокуратуру и следственные органы соответствующих материалов о нарушении законов, требующих мер прокурорского реагирования. Значительным оказывается влияние управленческих воздействий со стороны вышестоящей прокуратуры путем рассмотрения отчета прокурора по результатам проверки работы соответствующего органа прокуратуры. Зачастую отчет заслушивается на коллегии, принимается приказ либо направляется письмо с указанием необходимости устранения выявленных недостатков, устанавливаются сроки и контроль исполнения. Важная задача управления – это выработка и корректировка критериев оценки деятельности прокурорских работников, в том числе по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Прокурор должен вести ответственность не за состояние преступности, являющееся результатом сложного взаимодействия многочисленных факторов социального, экономического, правового, организационного и иного характера, а за своевременность, качество и полноту принятия мер по пресечению и устранению правонарушений, требующих прокурорского вмешательства. Задача вышестоящих прокуратур состоит в том, чтобы на основе анализа деятельности нижестоящих органов оказывать управляющее воздействие на выбор конкретных приоритетных направлений и рациональных средств повышения активизации и действенности мер укрепления законности. Это воздействие осуществляется путем дачи указаний, замечаний, методических рекомендаций по выполнению заданий; обсуждения хода и результатов работы на коллегии или оперативных совещаниях; составления программы стажирования и другие. Поэтому для оценок используется соотнесение вышестоящей прокуратурой показателей, характеризующих состояние законности в регионе, с количеством надзорных проверок и их результативностью, выраженной, прежде всего количественными данными (о числе внесенных протестов, представлений, постановлений; о числе лиц, привлеченных к материальной, дисциплинарной, уголовной ответственности; о количестве незаконных нормативных актов, отмененных по инициативе прокурора). А также их качеством, результативностью (своевременность рассмотрения актов соответствующими инстанциями, эффективность принятых ими мер по устранению нарушений законности и обстоятельств, им способствующих). Все это позволит оценить обоснованность и своевременность выбора объектов для проверок и адресатов для внесения актов прокурорского реагирования и, в конечном счете – деятельность прокуратуры по укреплению законности. Повышение уровня воздействия управления в прокурорской системе на содержание надзора, выполнение иных функций и результативность этой деятельности непосредственно связаны с обоснованностью и оперативностью решений в процессе руководства нижестоящими органами. Управление в органах прокуратуры осуществляется с использованием зонального и предметного принципов. Организация работы в аппаратах органов прокуратуры, в отделах и управлениях по зональному принципу означает, что весь объем этой работы распределяется между штатными сотрудниками по территориальным «зонам». Конкретный состав «зон» в каждом подразделении аппаратов прокуратур определяется распоряжением соответствующего руководителя подразделения данной прокуратуры с учетом социально – экономической, демографической и иной характеристики этих регионов, состояния законности, численности штатных сотрудников подразделения. Зональные прокуратуры осуществляют оперативный контроль за работой нижестоящих органов, анализируют состояние законности в соответствующих профилю подразделения сферах правовых отношений. Зональные прокуроры подготавливают проекты актов прокурорского надзора, а в пределах своей компетенции самостоятельно принимают управленческие и процессуальные решения.[27] В соответствии с предметным принципом организации работы выделяются приоритетные направления деятельности в определенных сферах правовых отношений (в сфере приватизации, экологии; налоговых, банковских и иных отношений). Предметы ведения в качестве приоритетных для проведения обобщений и принятия необходимых мер прокурорского реагирования выделяются на основе комплексных анализов, с учетом их воздействия на состояние законности и правопорядка. Для вспомогательных подразделений аппаратов прокуратур, не осуществляющих непосредственно надзор за исполнением законов, в качестве предметов выделяются основные участки их деятельности (например, в подразделении кадров это могут быть вопросы подбора кадров, аттестования, повышения квалификации резерва на выдвижение и другие). Определение «зон» и «предметов ведения» для прокурорских работников подразделений аппаратов прокуратур оформляется: приказом соответствующего прокурора, в частности о распределении обязанностей между руководителями прокуратуры; распоряжением начальника структурного подразделения органа прокуратуры о распределении обязанностей между его сотрудниками. Аналитическая работа в органах прокуратуры организована по– разному. В одних подразделениях выделены аналитические (методические) отделы (группы), в других – аналитической и организационно – методической работой в соответствии с распределением «зон» и «предметов» занимаются все зональные прокуроры. В соответствии с установленным распределением обязанностей по предметному принципу прокуроры подразделений обобщают статистические и другие данные прокуратуры, иных правоохранительных, а также контролирующих органов о состоянии законности, проводимой работе по укреплению (представления, протесты, иски, решения коллегии и другие). Они участвуют в подготовке плановых заданий, документов по результатам обобщений, замечаний по проектам законов и иных нормативных актов, подготавливают материалы для рассмотрения на коллегии, координационном совещании правоохранительных органов. Коллегии прокуратур являются совещательными органами при соответствующих прокуратурах. Им принадлежит важная роль в выработке и принятии решений, на основе и с использованием которых осуществляется управление прокурорской системой или ее соответствующим звеном. В Генеральной прокуратуре Республики Казахстан коллегия образуется в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором. На заседаниях коллегии вырабатываются решения по наиболее актуальным вопросам организации и деятельности органов прокуратуры, исполнения приказов и указаний генерального прокурора. Работа коллегии планируется. Ее основу составляют мероприятия из плана работы соответствующей прокуратуры, предположения ее структурных подразделений, указания прокурора и его заместителей. Заседания коллегии проводятся по мене необходимости, но не реже одного раза в два месяца. Организационное обеспечение работы коллегии возлагается на организационно – контрольное подразделение аппарата прокуратуры. Ведется протокол, а при необходимости – стенограмма заседания. Вопросы организации и деятельности прокуратуры, не требующие обсуждения коллегией, рассматриваются на оперативных совещаниях у соответствующих прокуроров, их заместителей, в подразделениях аппаратов прокуратур. Оперативные совещания проводятся по мере необходимости. Порядок и сроки их проведения, круг участников определяются в каждом конкретном случае руководителем, который проводит совещание. Материалы для совещания готовят подразделения, по инициативе которых внесены рассматриваемые вопросы. Они же оформляют протокол, и контролируют исполнение принятых решений. Контроль за исполнением решений оперативного совещания у прокурора – руководителя органа прокуратуры осуществляет организационно – контрольное подразделение. Планирование работы в органах прокуратуры Своевременное и качественное планирование работы является одним из условий успешного выполнения прокурорами стоящих перед ними задач по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов. В целях совершенствования организации работы Генеральной прокуратуры Генеральный Прокурор Республики Казахстан издал приказ «Об утверждении регламента работы Генеральной прокуратуры Республики Казахстан» от 16 мая 2005 года № 15, где подчеркивается, что планирование работы является эффективным средством руководства и управления деятельностью нижестоящих органов. Регламент работы генеральной прокуратуры определяет формирование и порядок организационно- распорядительной, планово- аналитической и контрольно- исполнительской деятельности центрального аппарата, а также служит типовым документом для составления аналогичного регламента работы нижестоящей прокуратуры. Департаменты, самостоятельные управления и отделы, накапливают и анализируют данные Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры (далее - Комитет), а также иную информацию о состоянии законности, уровне, динамике и структуре преступности, правоприменительной практике с целью прогнозирования криминогенной ситуации в стране и, на их основе планируют работу и разрабатывают постановочные вопросы, требующие оперативного решения на государственном уровне, как в законодательной форме, так и средствами и актами прокурорского надзора. В целях проработки отдельных вопросов организации и осуществления надзора распоряжениями Генерального Прокурора и его заместителей могут создаваться рабочие группы и временные комиссии. Работа Генеральной прокуратуры организуется по перспективным, специальным и квартальным планам. Предложения о включении мероприятий в названные планы вносятся Главным военным прокурором, начальниками структурных подразделений, Комитетом, Институтом по согласованию с курирующими заместителями Генерального Прокурора, на основе анализа состояния законности и правопорядка, криминологического прогноза, поручений главы государства и Генерального Прокурора, решений коллегии, предложений Главного военного прокурора, прокуроров областей и приравненных к ним. Перспективное планирование, как правило, затрагивает проблемы борьбы с преступностью, состояния законности в отдельных отраслях. Перспективное планирование определяет задачи на длительное время, как правило, на год, в связи, с чем необходимо обеспечить правильное его соотношение с текущим планированием. Ввиду этого, данные планы не должны быть объемными по содержанию и включать основные задачи, требующие реализацию в планируемый период. Мероприятия перспективного плана работы могут корректироваться в течение года, исходя из политической и социально – экономической ситуации в стране. План работы должен быть целенаправленным и конкретным, с юридически грамотным и полным определением мероприятий и объектов надзора. В связи с чем, предложения в план работы должны быть мотивированными и содержать сведения об объекте, периоде мероприятия (проверки), о сроках и способах его исполнения, ответственных лицах и соисполнителях (по согласованию), предполагаемых формах реализации результатов.[28] В целях рационального использования рабочего времени и повышения эффективности надзора, плановые мероприятия следует равномерно распределять по времени их исполнения таким образом, чтобы в каждом месяце квартального, годового или иного плана работы предусматривалась примерно равная нагрузка на исполнителей. Срок исполнения мероприятия (проверки) не должен превышать одного месяца. В исключительных случаях данный срок может быть продлен Генеральным Прокурором или курирующим заместителем Генерального прокурора. Мероприятия, предусматривающие участие правоохранительных органов и других ведомств, должны быть с ними согласованы. Не подлежит планированию повседневная служебная деятельность структурных подразделений, регламентируемая уголовно – процессуальным или иным законодательством, приказами и указаниями Генерального Прокурора. Предложения в план работы Генеральной прокуратуры, завизированные курирующими заместителями Генерального Прокурора, представляются структурными подразделениями к 10 числу последнего месяца календарного года и квартала в структурное подразделение Генеральной прокуратуры, уполномоченное обеспечивать вопроса контроля и организации работы в центральном аппарате (Управление Аппарата Генерального Прокурора) для подготовки проекта плана. Подготовленный проект плана работы рассылается структурным подразделениям для согласования. По результатам согласования проект плана работы дорабатывается Управлением Аппарата Генерального Прокурора, согласовывается с заместителями Генерального Прокурора, после чего представляется для утверждения Генеральному Прокурору. План работы Генеральной прокуратуры не позднее 5 дней планируемого периода направляется для ознакомления и исполнения заместителям Генерального Прокурора, в департаменты, самостоятельные управления и отделы, Главную военную прокуратуру, Комитет, областные и приравненные к ним прокуратуры, Институт. Ответственность за своевременное и качественное выполнение плановых мероприятий несут заместители Генерального Прокурора, начальники департаментов, самостоятельных управлений и отделов. Изменения сроков исполнения, иные коррективы в план работы могут вноситься только Генеральным Прокурором по мотивированному рапорту начальника департамента, самостоятельного управления или отдела, согласованному с курирующим заместителем Генерального Прокурора. Департаменты, самостоятельные управления и отделы планируют свою работу на основе плана работы Генеральной прокуратуры, с учетом состояния законности, правопорядка и практики прокурорского надзора. План работы структурного подразделения утверждается курирующим заместителем Генерального Прокурора, Руководителем Аппарата Генерального Прокурора. Коррективы в этот план вносятся утвердившим его заместителем Генерального Прокурора, Руководителем Аппарата Генерального Прокурора на основании мотивированного рапорта начальника соответствующего подразделения. Для того, чтобы план работы нижестоящих прокуроров, в особенности районных и городских, был актуальным и реальным для исполнения, вышестоящие прокуроры должны изучать планы этих прокуратур.[29] Если в них есть недостатки, руководители должны на них указать. Уместно высказать свои советы и рекомендации, чтобы в будущем они были учтены, а план был более совершенным. Планирование работы будет успешным только тогда, когда руководители органов прокуратуры будут осуществлять контроль за ходом выполнения намеченных мероприятий и за исполнением плана в целом. Контроль за исполнением плана – неотъемлемая часть научной организации труда и управления в органах прокуратуры. Руководителю прокуратуры в каждом случае надлежит выяснить причины невыполнения плана, и при отсутствии уважительных причин строго взыскать за это с виновных работников прокуратуры. Это повышает ответственность исполнителей за своевременное и качественное выполнение заданий. Обсуждение хода и итогов выполнения планов на оперативных совещаниях или на заседаниях коллегий способствует также укреплению плановой и исполнительской дисциплины.
|