Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прокурорский надзор» в системе российского права: понятие, сущность, цели и задачи.
Система российского права может быть представлена совокупностью отраслей права. Самостоятельный характер любой отрасли права (например, гражданского, уголовного, уголовно-процессуального и др.) определяется в первую очередь предметом и методом правового регулирования. Ввиду отсутствия таковых «Прокурорский надзор» традиционно не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права. Один из представителей подобного подхода аргументирует тезис о регламентировании прокурорского надзора «различными отраслями права: административным, уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, уголовно-исправительным»[4]. Подобный подход теперь уже не соответствует ни состоянию теории, ни состоянию законодательства[5]. Попытки выделить прокурорское право в качестве самостоятельной отрасли права предпринимались и в советское время. Одним из первых это сделал B.C. Тадевосян, рассматривая вопрос о деятельности прокуратуры в системе советского права[6]3. В.Г. Мелкумов предлагал выделить в самостоятельную отрасль права – «прокурорское право», т.е. совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в области высшего надзора за точным исполнением законов. При этом он считал неудачным использование наименования «прокурорский надзор», «так как оно одновременно определяет соответствующую форму государственной деятельности»[7]. Им же были определены предмет и метод правового регулирования указанной отрасли права. Так, под предметом правового регулирования В.Г. Мелкумов понимал «строго определенную область общественных отношений, качественно отличающихся от общественных отношений, являющихся предметом других отраслей права». Метод правового регулирования им определялся по ряду признаков: «а) основания установления прав и обязанностей; б) степень определенности предоставленных прав и «автономности» действий субъектов рассматриваемых отношений; в) характер взаимоотношений этих субъектов; г) особенности правовых мер воздействия способов, оснований и процедур их применения»[8]. Выделение предмета и особого метода правового регулирования позволило и В.К. Звирбуль сформулировать тезис об образовании прокурорским надзором самостоятельной отрасли права[9]. Идеи B.C. Тадевосяна и В.Г. Мелкумова получили развитие в работах М.Н. Маршунова, В.Д. Ломовского, В.Г. Даева. Так, М.Н. Маршунов на основе определенного им понятия «прокурорско-надзорные правоотношения»[10] разработал концепцию прокурорско-надзорного права[11]. Имея аналогичные результаты исследования В.Д. Ломовский дополнительно разработал концепцию прокурорско-надзорного процесса[12]. По нашему мнению, именование одной из самостоятельных отраслей права «прокурорско-надзорным правом» не представляется достаточно удачным, так как при этом одна из функций прокуратуры искусственно выделяется в качестве основной и не учитывается динамика социально-экономических отношений. Термин же «прокурорское право» в этой связи представляется более удачным, так как позволяет охватить всю деятельность прокуратуры[13]. Именно деятельность прокуратуры как совокупность общественных отношений, складывающихся в ходе ее осуществления, и составляет предмет правового регулирования самостоятельной отрасли права – прокурорского права. Общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления надзора, не исчерпывают предмета правового регулирования, а являются лишь одной из его составных частей. Это дополнительный аргумент в пользу термина «прокурорское право». Совокупность приемов юридического воздействия на обозначенные общественные отношения рассматривается как метод правового регулирования, являющийся субординационным методом правового регулирования. Это обусловлено, в первую очередь, принадлежностью самой прокуратуры как обязательного субъекта всех общественных отношений к органам государства. Прокурорское право имеет комплексный характер, ибо взаимосвязано практически со всеми другими отраслями российского права, а также с отраслями иностранных правовых систем.
|