Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. Точки паритета и точки дифференциации
Оптимальное позиционирование предполагает формирование правильных ассоциаций, служащих • точками дифференциации (дифференцирующие ассоциации) и • точками паритета (определяющие ассоциации). Определение понятия «точка дифференциации» Точки дифференциации — это те атрибуты или преимущества торговой марки, которые потребители • крепко связывают с ней, • положительно оценивают и • верят в их отсутствие у других брэндов. В соответствии с моделью ПКТМ ассоциации делятся на • конкретные ассоциации функциональности и • абстрактные ассоциации образа. Точки дифференциации бывают самыми разными. Они подчеркивают функциональность или имидж брэнда, качество, низкие цены или другие преимущества. У концепции точек дифференциации много общего с другими известными концепциями маркетинга. Например, она очень близка к теории уникального предложения о продаже (Unique Selling Proposition — USP), Россера Ривза и рекламного агентства Ted Bates, согласно которой реклама указывает на уникальную причину покупки, причем недостижимую для конкурентов. Согласно этой концепции, разработанной в 1950-х годах, рекламисты в первую очередь выделяют четкие и уникальные преимущества и рассказывают о них. Творческая сторона рекламы имеет второстепенное значение. Важно не как сказать, а что сказать. Неудивительно, что реклама тех лет прямо и недвусмысленно указывала на важнейшие преимущества товаров. Возьмем, например, аспирин Anacin. Anacin В рекламе демонстрировали череп человека, страдающего головной болью, условно разделенный на три части. По одной из них бил молоток, другую распирала пружина, а третью пронзала молния. Пузырьки Anacin двигались от желудка к голове, постепенно уничтожая врагов. Голос за кадром произносил следующий текст: “ Хотите быстро-быстро-быстро избавиться от страданий? Примите аспирин Anacin! Anacin быстро избавляет от головной боли, быстро ослабляет напряжение и быстро избавляет от нервной дрожи. Anacin — для быстрого-быстрого-быстрого избавления от страданий". В 1954-году компания American Ноте Products выделила на эту рекламу немалые денежные средства. Несмотря на неприятные ассоциации, разработчики смогли проинформировать потребителей и отвоевать значительную долю рынка. Концепция устойчивого конкурентного преимущества (Sustainable Competitive Advantage -SCA) Под устойчивостью конкурентного преимущество понимается способность фирмы поддерживать его в течение длительного времени. Концепция SCA значительно шире, так как включает не только маркетинг, но и другие аспекты ведения бизнеса. Она также подчеркивает важность выделения товаров. Таким образом, концепция точки дифференциации связана • с концепциями уникального предложения о продаже (USP) и • устойчивого конкурентного преимущества (SCA) и • предполагает, что любая марка обладает рядом сильных, благоприятных и уникальных ассоциаций, способных се выделить среди других. Subaru К 1993 году Subaru потеряла 40% своего американского рынка и продавала всего лишь 104 тыс. автомобилей. Автомобиль рекламировался как недорогая, но качественная машина, готовая к любым испытаниям. По этой причине его считали аналогом автомобилей Toyota, Honda и им подобных. Чтобы создать собственный имидж, фирма приняла решение продавать только полноприводные пассажирские автомобили. В результате продажи в США превысили 175 тыс. автомобилей в 2000 году. Определение понятия «точка паритета» Точки паритета (ТП)- это ассоциации, характерные для всех товаров определенного вида или нескольких брэндов. Они не всегда уникальны и бывают • категориальными и ассоциации, которые, по мнению потребителей, определяют тип товара и считаются признаками надежности. Они необходимы, но недостаточны для выбора брэнда. Ассоциации категорий отражают как основные и необходимые характеристики, так и желательные вспомогательные характеристики, поэтому они начинают проявляться на основном уровне товара и особенно видны на ожидаемом уровне. Например, потребители не считают банк полноценным, если он только хранит деньги, но не выписывает дорожные чеки, у него нет банкоматов и др. Категориальные точки паритета подвержены воздействию технологического прогресса, изменений в законодательстве, поведении потребителей. • конкурентными. предназначены для нейтрализации точек дифференциации конкурентов. Иными словами, если марка способна нивелировать преимущества конкурентов и имеет собственные, то она сильна и неуязвима. o потребители должны думать, что точки дифференциации конкурентов совпадают с такими же сильными ассоциациями целевой торговой марки (нужно превратить точки дифференциации конкурентов в точки паритета). o они должны верить в другие благоприятные и уникальные ассоциации брэнда Рассмотрим, например, историю выхода Philip Morris на рынок легкого пива с помощью брэнда Miller Lite. Miller Lite Когда Philip Morris купила Miller Brewing, конкурентные позиции ее ведущей торговой марки High Life выглядели не особенно прочными и она решила выпускать легкое пиво. Сначала решили доказать, что Miller Lite по вкусу не хуже других брэндов, поэтому подчеркивали, что оно обладает превосходным вкусом. Точкой дифференциации служило пониженное содержание калорий. Таким образом, оно меньше полнит. Точка паритета и точка дифференциации несколько противоречили одна другой, поскольку, по мнению потребителей, чем пиво вкуснее, тем оно калорийнее. Чтобы отвлечь внимание потребителей от этого противоречия, Miller пригласила к сотрудничеству бывших профессиональных спортсменов, не пьющих невкусное пиво. Они попадали в забавные ситуации и обсуждали достоинства пива Miller Lite, уделяя особое внимание вкусу или пониженной калорийности. Каждый из них ценил свое преимущество. Рекламные ролики завершались следующим заключением: " Все, что вы всегда хотели от пива,... и несколько меньше калорий. Личные электронные секретари (ЛЭС) Когда ЛЭС впервые вышли на рынок, они позиционировались либо как компьютерные аксессуары, либо как заменители записных книжек Провал компьютера Envoy от фирмы Motorola частично объяснялся неудачей определения направлений конкуренции. А аналогичный продукт Palm Pilot достиг значительных успехов, поскольку изначально позиционировался как электронный организатор. Есть множество других примеров важности создания ТП. Во врезке ‘‘Коротко о торговой марке” описывается, как CNN пыталась избавиться от имиджа “сети кризисных новостей”. Коротко о торговой марке Кризис в CNN Turner Broadcasting Cable News Network ( CNN ) внесла много радикальных изменений в жизнь телевидения. С 1960 года CNN постепенно создавала систему круглосуточного вещания новостей, репортажей с анализом и комментариями экспертов. Свежие и подробные новости CNN смотрят больше 80 миллионов домохозяйств СШАи около миллиарда телезрителей во всем мире. Особую известность CNN приобрела благодаря освещению кризисных событий. В начале войны в Персидском заливе рейтинг CNN был равен 7, что соответствовало 4 миллионам зрителей. К несчастью, после войны рейтинги CNN вернулись на довоенный уровень. Различные и опасные ситуации неоднократно поднимали рейтинг CNN и опускали его позже. CNN стала известна как “Сеть кризисных новостей”. Анализ позиционирования CNN проявил сильные точки дифференциации касательно “свежести’ и 'глубины* новостей и выявил отсутствие точек паритета. Например, необходимо привлечь зрителей к другим интересным программам, а не только к трансляции новостей. По этой причине CNN изменила расписание новостей и сделала свою программу более разнообразной, включив в нее интервью, шоу ( Larry King Live, Crossfire), новости бизнеса, моды, спорта и др. Но пока рейтинги продолжают падать. Конкуренты часто стараются нейтрализовать точки дифференциации, превратив их в точки паритета, и укрепить или создать собственные точки дифференциации. Кроме того, они пытаются уничтожить преимущества, делая аналогичные марки. Например, когда Goodyear представила свои шины RunFlat, способные проехать до 80 километров на скорости 88 километров в час после прокола или разрыва, Michelm ответила выпуском аналогичных шин Zero Pressure. Конкурентная система координат (КСК) Представления о точках дифференциации и паритета весьма полезны для реализации позиционирования. Формируя конкурентное позиционирование, маркетологи анализируют конкурентную систему координат (КСК) и выбирают нужные точки. · Сначала определяется принадлежность к товарной категории. · После этого выясняется круг конкурирующих брэндов. · Если брэнд позиционируется в нескольких категориях, то создаются отдельные КСК с разными точками паритета и дифференциации (врезка “Коротко о торговой марке”). Коротко о торговой марке КСК для Fedex Рассмотрим, например, возможные варианты позиционирования для Federal Express, лидера американского рынка в категории служб круглосуточной доставки {Overnight Delivery Service — ONDS). Federal Express создала сильные, благоприятные и уникальные ассоциации преимуществ. Она считается самой быстрой и надежной из служб круглосуточной доставки в мире. Когда-то эта ассоциация выгодно отличала ее от традиционной почтовой службы США - U.S. Postal Service, доставлявшей почту от двух до нескольких дней в зависимости от местонахождения получателя. Кроме того, ни один из конкурентов не может обеспечить такое же качество услуг, как Federal Express. Если бы Federal Express ограничила круг конкурентов упомянутыми службами, то она продолжала бы укреплять ассоциации со скоростью, надежностью и уверенностью. Но она считается лидером рынка, поэтому с ней конкурируют в основном брэнды других категорий. Возьмем, например, факсимильные аппараты или электронную почту. С их помощью отправляются многие документы, ранее пересылавшиеся Federal Express. Упомянутые формы пересыпки стали ее главными конкурентами. Они стерли такую точку дифференциации, как ускоренная доставка. Если важна только оперативность, то лучше отправить электронное сообщение или факс. В то же время конфиденциальность и низкий риск по-прежнему сохраняют свою актуальность. Скажем, факс или электронное сообщение иногда доставляются несвоевременно и не тому человеку. Поэтому Federal Express все же следовало бы подчеркивать две оставшиеся ассоциации. Неудивительно, что фирма решила организовать систему мониторинга своего брэнда, чтобы определить средства конкурентной борьбы с другими службами QNDS и альтернативными формами доставки. BMW BMW позициовароваяа свою марку как единственный автомобиль, гармонично сочетающий удобство и функциональность Это позволило ей быстро закрепиться на рынка США, так как считалось, что удобные американские автомобили не обладают достаточной функциональностью, а у функциональных не хватает комфорта. В хорошо продуманной маркетинговой камлании фирма акцентировала внимание на дизайне автомобилей и их немецком происхождении. При сравнении с удобными автомобилям функциональность служила точкой дифференциации и нивелировала преимущества других автомобилей, превращая их в точки паритета. Ассоциация удобстваиспользовалась для тех же целей. Иногда брэнд сравнивают с каким-то известным и типичным аналогом из категории. Например, Wheaties представила свои кукурузные хлопья, говоря потребителям: коль они полюбили хлопья Frosted Flakes, то им стоит попробовать Wheaties Honey Gold. Она хотела не столько подорвать позиции конкурента, сколько продемонстрировать принадлежность к категории " подслащенных кукурузных хлопьев”. Иногда категорию указывают, просто добавляя некоторые слова в наименование торговой марки. Рассмотрим следующие примеры. USAir (от англ. air — воздух, или airlines —авиалинии) изменила свое название на USAirways (от англ. Ways— пути, просторы, направления). По утверждению исполнительного директора компании Стивена Вулфа, это было частью плана трансформации региональной авиалинии с плохой репутацией в сильную общенациональную или даже международную марку. Дело в том, что окончание - air характерно для наименований небольших авиакомпаний, летающих на близкие расстояния. А слово airlines или airways символизирует масштаб деятельности крупных авиакомпаний, осуществляющих общенациональные или международные перелеты [ 16]. Обеспечение соответствия точек паритета и точек дифференциации Создание сильной конкурентной позиции брэнда требует непротиворечивости точек паритета и дифференциации. Трудность заключается в том, что многие атрибуты создают негативную взаимосвязь между этими точками Если потребители высоко ценят марку за ее отдельные атрибуты или преимущества, то к другим относятся отрицательно. Приведем примеры негативной взаимосвязи атрибутов и преимуществ. • Низкая цена и высокое качество. • Вкус и низкая калорийность. • Эффективность и мягкость. • Сила и безопасность. • Популярность и эксклюзивность. • Разнообразие и простота.
Например, рассмотрим старую и известную марку. С одной стороны, наследие означает опыт, мудрость и надежность, а с другой —оно рассматривается как нечто старомодное, несовременное и отсталое. Способы предотвращения негативной взаимосвязи между точками паритета и дифференциации Есть несколько способов предотвращения негативной взаимосвязи между точками паритета и дифференциации. Следующие три подхода перечислены по возрастанию эффективности и сложности: · Разделение атрибутов. Это дорогой, но иногда эффективный способ, заключающийся в одновременной или последовательной реализации отдельных маркетинговых кампаний для каждого атрибута или преимущества торговой марки. Например, шампунь Head & Shoulders добился успеха в Европе с помощью двух рекламных кампаний. В одной делалось ударение на эффекте удаления перхоти. В рамках другой требовать доказать, что применение шампуня делает волосы красивыми. При таком подходе производители стараются замаскировать негативную связь и ослабить недоверчивость потребителей. Однако необходимость проведения двух отдельных маркетинговых кампаний существенно усложняет решение задачи. · Интеграция капитала. В примере Miller Lite марка интегрировала капитал хорошо известных и уважаемых знаменитостей, тем самым укрепляя один из атрибутов с негативной взаимосвязью. · Преобразование взаимосвязи. Это еще один очень мощный, но сложный способ решения проблем негативной взаимосвязи. Он заключается в превращении негатива в позитив с помощью убеждения потребителей. · Постоянная адаптация позиционирования Visa и American Express Карточку Visa принимают везде, поэтому она удобна в использовании. A American Express считается престижной кредитной карточкой. Имея такие точки дифференциации, Visa и American Express стараются превратить преимущества друг друга в точки паритета. Так, Visa активно предлагает престижные " золотые" и “платиновые" карточки, по-прежнему напоминая потребителям о распространенности. American Express убедила многие торговые точки, принимать к оплате их карточки в рамках программы “Делай больше” Устаревание изначально удачной сильной ассоциации P& G вывела на рынок стиральный порошок Dash. Для привлечения потребителей они использовали в рекламе популярные в те годы стиральные машины. Долгие годы рекламы сделали его позицию неуязвимой. Однако Dash ассоциировался с этими машинами настолько тесно, что устарел одновременно с ними. Он был одним из лучших моющих средств P& Gy но его не спасло даже активное перепозиционирование.
|